Новости |
Абонементы – лучшее средство борьбы со спекулянтами
Небывалый ажиотаж в этом году возник вокруг продажи абонементов Московской филармонии. Да, московские меломаны уже привыкли к тому, что в начале марта, когда традиционно стартуют продажи абонементов, в кассах Филармонии на Маяковке толпятся страждущие приобщиться к высокому искусству за разумные деньги, и всегда был бешеный спрос на некоторые абонементы с участием звезд. Но только ленивый в этот раз не привел сравнение с очередью на выставку Валентина Серова в ЦДХ, которая якобы «переместилась из Третьяковки на Крымском валу в Филармонию на Триумфальной площади».
В этом, наверно, есть свое зерно правды. Безусловно, важнейшие культурные события Москвы (да и в федеральном масштабе МГАФ занимает центральное место среди учреждений подобного рода) отражаются в афише Московской филармонии актуально, масштабно и полноценно. А возможность попасть на концерт музыканта с мировым именем за приемлемую стоимость билета есть далеко не у всех. Вот и выстраиваются предусмотрительные меломаны в очереди…К тому же в этом году Филармония впервые открыла продажу абонементов через свой сайт (правда, сразу в полночь из-за наплыва желающих приобрести абонемент через интернет сервер чуть не рухнул, и возникли некоторые технические сбои, но к утру все наладилось).
Тут хочется заметить, что прозорливость Генерального директора Московской филармонии Алексея Алексеевича Шалашова, сместившего старт продаж с начала марта на 1 февраля, заслуживает одобрения. «Решение было непростым, мы его приняли, потому что посчитали: этот жест Московской филармонии должен быть обязательно, - объяснил Алексей Алексеевич. – Для нас очень ценна социальная функция абонементов. Никто не убедит меня в том, что есть что-то более действенное против спекулянтов, чем абонементы». Цифры (хотя он сам заметил, что цифры в данном случае – это не главное) говорят сами за себя: с 1 февраля на будущий сезон продано 72 тысячи абонементов из 130 тысяч. 70 % того, что было продано в первые же сутки, ушло через интернет (по словам Алексея Алексеевича, «каждые десять абонементов в минуту продавалось через интернет. Я сидел у компьютера до пяти утра, пока не убедился, что приобрести абонемент на сайте легко»). И, если уж мы все-таки говорим о цифрах, их было названо немало на пресс-конференции с Генеральным директором 11 февраля. Впрочем, эту встречу сложно назвать столь официально, поскольку проходила она в непринужденной, живой обстановке, с традиционными пирожками и кофе, в новой артистической Концертного зала им.Чайковского. Вопросы журналисты задавали разные, Алексей Алексеевич отвечал подробнейшим образом, и в результате почти двухчасовой беседы мы узнали очень многое.
Прежде всего журналистов волновал вопрос, произошло ли сокращение бюджетного финансирования Московской филармонии, и, что за этим идет, возможное сужение репертуара. Алексей Алексеевич заверил, что сокращения бюджетного финансирования не было, но валюту для гонораров им приходится покупать на общих условиях – тут никаких поблажек нет. «Бюджетное финансирование составляет 25 % от того, что стоит сезон. У нас только 260 или 270 миллионов уходит на гонорары, - объяснил Гендиректор Московской филармонии. – Естественно, мы очень зависимы от сборов, но, как профессионалы, как ответственные люди, все равно любой ценой стараемся выполнить взятые на себя обязательства и минимизировать риски. Кризис сказывается на нас главным образом в подорожании гонораров зарубежных музыкантов: мы покупаем валюту в соответствии с законом о валютном регулировании на основании подписанного контракта. Контракты подписываются по-разному: какие-то были подписаны в ноябре, какие-то в декабре, в январе, или сейчас». Тем не менее, традиционные проекты в Московской филармонии не сократили, иностранные звезды по-прежнему охотно и регулярно приезжают в Россию, и даже, как заметил Шалашов, рвутся в регионы.
Для сравнения Гендиректор Московской филармонии привел такие данные: в сезоне 2002-2003 филармония реализовала 37 тысяч абонементов, в прошлом сезоне было продано 96 тысяч абонементов, за первые десять дней февраля 2016 года продали больше половины всех абонементов на будущий сезон. «Меня спрашивают, а расширяется ли аудитория любителей классической музыки? Смотрите сами. Абонементодержатели – самый правильный показатель любителей классической музыки, - заметил Алексей Алексеевич. – Нам, чтобы свести концы с концами и выполнить данные обязательства, нужно собрать 550 миллионов всех выручек, и с билетов, и с абонементов. Тем не менее, цены абонементов не выросли».
Одним из важнейших направлений деятельности Московской филармонии является работа с молодыми исполнителями – хорошо известны и пользуются популярностью меломанов такие абонементы, как «Звезды XXI века», «Молодые таланты», «Взгляд в будущее», «Филармонический дебют». Кроме того, молодые российские исполнители выезжают под эгидой Московской филармонии в рамках специальной программы в регионы (поддержку этой программы осуществляет Министерство культуры РФ). Об этом Алексей Алексеевич рассказал очень подробно, акцентировав внимание журналистов на том, что «была поставлена задача сделать известными наших молодых российских музыкантов в России, чтобы сформировать рынок артистических кадров в области академической музыки».
Сейчас «в обойме» у филармонии – около двенадцати «молодых талантов». «Если у нас появятся молодые музыканты с известностью, хотя бы чуть-чуть приближающейся к известности Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Владимира Спивакова, это станет колоссальным подспорьем для местных филармоний, - отметил Алексей Алексеевич. – Им нужны музыканты, которые широко известны публике. Любой концертный зал вам скажет, что он не может существовать без имен. Другое дело, что каждая филармония еще преследует просветительские цели и формирует знания о музыке, это кропотливая тонкая работа, и происходит она сложно. Но, чтобы расширять аудиторию, обязательно нужны молодые известные музыканты».
Еще одно «просветительское», без преувеличения, направление деятельности Московской филармонии – работа в интернет-пространстве: это и создание виртуального концертного зала, и поддержка сайта филармонии, и работа со слушателями в социальных сетях. Не следует путать понятия «Виртуальный концертный зал» (открылся в ноябре 2014 года) и ежедневные онлайн-трансляции концертов, которые пока еще идут только из Концертного зала им.П.И.Чайковского, но, как обещает Гендиректор филармонии, со следующего сезона будут осуществляться и из Концертного зала им.С.В.Рахманинова, то есть Филармонии-2.
В абонементах это направление деятельности также отражено. «Виртуальный концертный зал» объединяет в настоящее время 124 зала. В основном они находятся в региональных филармониях. «Сейчас мы имеем три дневных абонемента в виртуальном зале, - рассказал Шалашов. – Виртуальные залы в основном живут за счет оффлайн-трансляций. А онлайн-трансляции имеют особую атмосферу. Тем более, мы прямо со сцены обращаемся к тем, кто находится где-то далеко, и им это приятно. В Симферополе, например, виртуальный зал открылся в библиотеке. Виртуальные залы имеют колоссальное значение, и есть регионы, которые очень этим загорелись». Впрочем, в виртуальных залах, уже завоевавших популярность и признание у местной публики, идут не только «живые» трансляции, запланированные к показу в рамках абонементов. Качество концертных записей, хранящихся на сайте Московской филармонии, с успехом позволяет транслировать их без ущерба для восприятия на больших экранах в любое время. Этот архив огромен, ведь записи осуществляются с каждого мероприятия в Концертном зале им.П.И.Чайковского, в том числе это и записи концертов мировых звезд. «Очень много иностранных исполнителей соглашаются выкладывать свои записи на нашем сайте, но только на сайте Московской филармонии», - подчеркнул Алексей Алексеевич.
Что касается второй основной площадки филармонии – Концертного зала им.С.В.Рахманинова – там тоже кипит жизнь: для Филармонии-2 к будущему сезону подготовили 60 абонементов, также с участием мировых звезд. Несмотря на то, что площадка открылась всего год назад, посещаемостью руководство филармонии довольно: она достигает 60 %, что очень и очень неплохо для первого года работы. Прошлой осенью филармония организовала бесплатный транспорт для меломанов, выбирающихся на концерты в Олимпийскую деревню (расписание автобусов можно узнать на сайте филармонии), а скоро на пересечении улицы Лобачевского и Мичуринского проспекта откроется станция метро. Впрочем, транспортная доступность в случае с Филармонией-2 не имеет решающего значения: концепция самого существования зала в этом месте нашего города предполагала, что открывается он именно для жителей этого региона столицы и близлежащих территорий. Очень довольны новым залом местные любители классической музыки с детьми – детские абонементы пользуются здесь огромным спросом, ведь не надо тратить безумное количество времени и усилий, чтобы с ребенком добираться в Центр.
В новом сезоне филармония готовит к открытию два камерных зала в этом же комплексе. Напомним, что, когда более года назад к МГАФ присоединили бывший Государственный музыкальный театр национального искусства, в его театральную инфраструктуру входили три зала: большой, камерный и малый. Большой концертный зал был отремонтирован и открылся как Концертный зал им.С.В.Рахманинова в конце 2014 года, осталось еще два зала – один на 220, второй на 240 мест. «Мы надеемся в конце года открыть эти залы, - обещал Алексей Алексеевич. – Один зал будет театрально-концертный, из второго (это эксперимент) мы хотели сделать культурный кинотеатр, который будет показывать все от оперных спектаклей и концертов вплоть до художественно-документального культурного кино».
Журналисты тут же предложили Шалашову организовать в этом кинотеатре показы немого кино под аккомпанемент современных исполнителей, однако Алексей Алексеевич нас «охладил», заявив, что зал строится со специальной «антиакустикой», поглощающей звуки внутри, так что никакой «живой» музыки…«Когда мы выпускали сезон, мы не могли прогнозировать с точностью, как это будет. За последние год-два МГАФ поменяла свою информационную политику: было два апгрейда сайта, мы вложили много сил в работу и в социальных сетях, и в информационных пространствах, - отметил Шалашов. – Это одна из идей популяризации музыки. Вторая идея – расширение аудитории. Ежедневно мы отвечаем в сетях на более чем полсотни писем, мы стали сами снимать больше видеороликов. У нас развивается своя интернет-индустрия обеспечения концертов. Мы серьезно усовершенствовали систему интернет-продаж, что и дало результаты. Для нас это очень важный момент».
Уверены, Московская филармония в будущем сезоне продолжит свою деятельность на том же высочайшем уровне, и нас ждет множество выдающихся событий.
Пока же филармонические абонементы можно приобрести, кроме касс, расположенных в Концертном зале им.П.И.Чайковского, в Большом зале консерватории (касса №4), в Филармонии-2 и в Концертном зале «Оркестрион», на сайте meloman.ru. Меломаны, торопитесь, допечатывать абонементы, как сообщил Алексей Алексеевич, не будут…
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-