Новости |
Высокая планка творчества
В Самаре прошёл XXV Международный конкурс молодых музыкантов имени Дмитрия Кабалевского. Родившийся в далеком 1962 году в СССР этот конкурс стал в то время единственным в своем роде творческим соревнованием юных талантов, явившимся по существу вызовом всему советскому пространству.
Нужно было иметь мужество заявить такой конкурс не в столице, а в провинции. Но Дмитрий Борисович Кабалевский, для которого «самым любимым и дорогим была работа для детей и с детьми», представлял собой незаурядную личность и умел настаивать на своём. Вначале это был конкурс молодых пианистов Поволжья. Начиная с XVIII конкурса 1997 года в нём соревнуются также молодые композиторы и музыковеды, с XX конкурса 2004 года - молодые певцы, а с нынешнего, XXV конкурса – скрипачи. В 2002 году конкурс обрёл всероссийский, а в 2012 году – международный статус.
За эти годы в составе жюри конкурса было немало выдающихся музыкантов и педагогов, в числе которых София Губайдулина, Андрей Баланчивадзе, Юрий Левитин, Александр Пирумов, Александр Флярковский, Александр Чайковский, Мирослав Скорик. Сам Кабалевский, являвшийся председателем жюри первых пяти конкурсов, посвятил этому соревнованию два свои фортепианные концерта: № 3 и № 4 («Пражский»). После Кабалевского вплоть до ХVII конкурса его жюри возглавлял известный пианист Алексей Скавронский. Председателем жюри ХVIII конкурса был санкт-петербургский композитор Юрий Слонимский. Конкурс открыл множество имен талантливых молодых музыкантов, посвятивших себя в дальнейшем исполнительской и преподавательской деятельности.
Слово о конкурсе.
Художественный руководитель Национальной оперы Украины народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Мирослав Скорик: «С Куйбышевом – Самарой у меня были интересные связи. Дело в том, что после окончания Львовской консерватории я продолжил обучение в аспирантуре Московской консерватории в классе Дмитрия Кабалевского. Именно по его приглашению я несколько раз приезжал в Куйбышев в качестве члена жюри Поволжского конкурса молодых пианистов. На трёх конкурсах участники исполняли мой концерт для фортепиано с оркестром. Это было обязательное конкурсное произведение. Филармоническим оркестром дирижировал Геннадий Проваторов».
Ректор Казанской консерватории народный артист Республики Татарстан, профессор Рубин Абдуллин: «Самара - тогда еще Куйбышев, мне особенно памятна тем, что в 1967 году я участвовал в проходившем в этом городе Поволжском конкурсе молодых пианистов имени Дмитрия Кабалевского. Несмотря на то, что я не завоевал звание лауреата, это было важным событием в моей жизни, о котором я вспоминаю с теплотой».
Конкурс 2016 года был посвящен 110-летию со дня рождения Д.Шостаковича и 125-летию со дня рождения С. Прокофьева. В первом, отборочном туре приняли участие более 130 молодых музыкантов в возрасте от 10 до 25 лет из разных уголков России, а также из Великобритании, Кореи, Республик Беларусь и Казахстан. Во второй тур прошли 116 участников.
Конкурсные жюри возглавляли известные деятели музыкального искусства и педагоги профессора Альберт Тараканов (Саратов) - номинация «Фортепиано», София Пропищан (Нижний Новгород) - номинация «Скрипка», Ирина Журина (Москва) - номинация «Академическое сольное пение», Дина Кирнарская (Москва) - номинации «Композиция» и «Музыковедение».
Впечатляющие сложностью и стилевым разнообразием конкурсные программы по всем исполнительским специальностям включали сочинения композиторов разных эпох и направлений. При этом каждый из конкурсантов-инструменталистов исполнил произведение Дмитрия Кабалевского. На третьем туре конкурсанты выступали в сопровождении академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Михаила Щербакова.
Исполнительский уровень участников конкурса оказался достаточно высоким. Лучшие конкурсанты отмечены лауреатскими званиями. Обладателями Гран-при стали студент Новосибирской консерватории имени М.Глинки Артур Ворожцов (фортепиано) и студентка Омского музыкального училища имени В.Шебалина Ирина Мортикова (сольное пение). В числе лауреатов первых премий пианисты Давид Аветисян и Валерия Меркурьева из Тольятти и Владислав Калашников из Саратова, скрипачи Даниил Михайлов и Наталья Пьянкова из Москвы, вокалисты Екатерина Кроватьева из Новокузнецка Кемеровской области, Михаил Кабулашвили из Самары и Динара Хафизова из Оренбурга, музыковеды Сергей Рымарь и Иван Семкин из Самары. Высшей наградой в номинации «Композиция» стала вторая премия. Её получили Алексей Гулевских из Самары и Ирина Кулагина из Минска.
Большое впечатление произвёл концерт торжественного открытия конкурса с участием филармонического оркестра, сводного хора Центральной хоровой школы Самары, в составе которого около 140 юных певцов, и призёров прошлых Конкурсов имени Кабалевского. Лучшие из лучших участников конкурса продемонстрировали свое мастерство в заключительном концерте лауреатов.
О прошедшем конкурсе говорят члены жюри.
Председатель фортепианного жюри Альберт Тараканов, заведующий кафедрой специального фортепиано Саратовской консерватории имени Л.Собинова, профессор, народный артист России:
«Сегодня невозможно назвать число исполнительских конкурсов, существующих у нас в стране и за рубежом. Устроители большинства из них просто зарабатывают деньги, а участники подчас не вполне заслуженно получают звания лауреатов. Но это не имеет отношения к Конкурсу имени Дмитрия Кабалевского. Этот старейший в нашей стране конкурс имеет славные традиции, заложенные замечательным музыкальным деятелем, композитором и педагогом, имя которого он носит. Дмитрий Борисович любил повторять, что на этом конкурсе есть победители, но нет побеждённых. В каждом участнике он стремился разглядеть талант, способности, сделать всё, чтобы юные исполнители по-настоящему полюбили музыку и чтобы общение с ней доставляло им удовольствие. Этим традициям мы следуем и сегодня. Конкурс имени Кабалевского по сложности программы и по тому интересу, который проявляют к нему учащиеся и педагоги, несомненно, входит в десятку самых престижных в нашей стране. Его победители не затеряются в любом самом ответственном творческом соревновании, если, конечно, и в дальнейшем будут продолжать серьёзно заниматься музыкой».
Член фортепианного жюри Александр Ардаков (Великобритания), концертирующий пианист, профессор фортепиано Лондонского музыкального колледжа «Тринити» - Trinity College of Music: «Я уроженец Самары. Окончил местное музыкальное училище и Московскую консерваторию у профессора Веры Горностаевой. С 1981 по 1991 год работал в Московской филармонии, затем меня пригласили на работу в Лондон. Колледж «Тринити», где я преподаю, по статусу соответствует российской консерватории. Таких учебных заведений в Великобритании всего семь. Высшее музыкальное образование в Великобритании – очень дорогое удовольствие. Родители платят за обучение своих детей огромные деньги, берут кредиты – часто на полжизни, рассчитывая на то, что, получив работу, их чада помогут расплатиться. Но в музыкальной профессии остается не больше десяти процентов ребят. На мой взгляд, система музыкального образования в Великобритании уступает той, что была у нас в советские времена и которую нужно беречь как зеницу ока. Разрушить её было бы большой ошибкой. Наибольшее число талантливых музыкантов, высоких профессионалов в Европу по-прежнему идет из России. У них фундаментальное образование, настоящее мастерство. Они держат все ключевые позиции, их трудно переиграть».
Председатель жюри в номинациях «Композиция» и «Музыковедение» Дина Кирнарская, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук:
«В качестве критериев оценки молодых конкурсантов могут приниматься как фундаментальность их образования, так и свойства личности, самостоятельность, оригинальность мышления. Именно второе, на мой взгляд, является определяющим. Важно то, как конкурсанты распоряжаются багажом полученных знаний и навыков, насколько каждому из них удается выразить свою индивидуальность. При этом нужно уметь заинтересовать аудиторию. Ведь талант – это еще и степень заразительности. Если то, что делает конкурсант, интересно, если он смог заразить, заинтересовать своим творчеством, значит, он талантлив. Если же творческая перспектива конкурсанта не очевидна, он наверняка проиграет. Но даже те, кому не повезло на этом конкурсе, одним участием в нём они сделали шаг к своему самоусовершенствованию. Главное осознать, чего именно тебе не хватило, и тогда при упорной работе можно будет добиться успеха в будущем».
Валерий ИВАНОВ,
лауреат Губернских премий
в области культуры и искусства
и премии Фонда Ирины Архиповой,
На фото Галины ХАРИТОНОВОЙ:
- открытие конкурса;
- лауреаты;
- виньетки: Альберт Тараканов, Дина Кирнарская
Фото предоставлены организаторами конкурса
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-