Новости


Подписаться на новости



14.09.2021

Вера Таривердиева: «Мечтаю, чтобы интерес к музыке Таривердиева не был бы связан
с внешними событиями!»

Вот уже двадцать два года тема творчества Микаэла Таривердиева прочно вплетена в летопись Калининграда. Кто-то верит в судьбу, кто-то недоверчиво пожимает плечами, однако «калининградская прописка» появилась у Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева неслучайно. Именно здесь, на перекрестке культурных традиций, в древнем городе, история которого неоднократно делала крутые виражи, пульс времени ощущается особо отчетливо. Его биение слышно и в музыке Таривердиева.

Финалисты и жюри конкурса
у органа Кафедрального Собора на Острове Канта

В этом году Мастеру исполнилось бы 90 лет. Юбилейной дате и был посвящен нынешний, уже 12-й по счету, органный конкурс его имени. На концерте-открытии прозвучали вокальные циклы композитора и его фортепианное трио — последнее, прощальное произведение, пронизанное характерной для Таривердиева грустной интонацией, которая в его органном творчестве отзывается трагическим нервом.

В программе состязаний сочинения Таривердиева присутствуют на каждом из трех этапов. Когда слушаешь их с нотами в руках, понимаешь, насколько это интеллектуально насыщенная и безупречная по форме музыка. Хоральные прелюдии, концерты и в финале — симфония  «Чернобыль», каждый звук которой режет сердце острой болью. Даже названия ее частей —  «Зона» и  «Quo Vadis?» —словно емкий эпиграф.

Хотя сами участники слишком молоды, чтобы помнить страшные события техногенной катастрофы, их интерпретации грандиозного органного полотна поражают яркой эмоциональностью и подлинно философской глубиной. По словам арт-директора конкурса Веры Таривердиевой, в этой музыке заложено некое объективное начало, не требующее объяснения: «Есть нечто стабильное, что я отмечаю в каждом исполнении, на каждом конкурсе. Другое дело, что есть большее или меньшее их понимание».

Вера Таривердиева

Выбор художественного обрамления фрагментов «Чернобыля» — за участниками. Полная свобода, предоставляемая финалистам, дает им шанс продемонстрировать свои сильные стороны. Однако большинство поддается искушению удивить жюри безудержной смелостью и виртуозным блеском, не замечая подводных камней.

Музыка Листа, Регера, Вьерна, Ройбке ставит весьма серьезные технические задачи. В особенности, если вспомнить о том, что третий тур конкурса проходит на большом органе в Кафедральном соборе на острове Канта. Приходится предельно контролировать темп и думать о ясной артикуляции. Порой юношеский кураж захлестывает. «Сидя за органным пультом, надо постараться услышать себя со стороны. Это сразу не приходит», — объясняет профессор Московской консерватории, органистка Ярославской филармонии Любовь Шишханова.

В кратчайшие сроки сделать регистровку, отрепетировав концертную программу, включающую сочинения разных школ, эпох и стилей, может только музыкант, за плечами которого — серьезный опыт. Чтобы его приобрести, некоторые участники приезжают на конкурс по нескольку раз. Член жюри, голландский органист Эрвин Вирсинга признается, как слушая выступления молодых музыкантов, задавался вопросом, мог ли сам он так здорово играть в этом возрасте?

Его коллега, главный органист Кельнского Собора Винфрид Бёниг подтверждает: среди финалистов были те, кого смело можно назвать зрелыми музыкантами. Некоторые из них уже преподают или играют на церковных службах. «Сейчас как раз тот важный момент, когда, закончив свое обучение, они вступают во взрослую профессиональную жизнь. Я бы сказал, что они на пике своей формы!»

Лауреат Первой премии Елизавета Бородаева

На этот раз покорить органный Олимп смогли шесть конкурсантов. Дипломантами XII Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева названы Аран Пак (Корея) и Эйдан Хилл (США). Третью премию разделили Тайлер Боэмер (США) и Александр Патрушин (Россия). Лауреатом Второй премии стала Кэролин Крэйг (США). Ей же досталась специальная премия «За лучшее исполнение произведений М. Таривердиева». Первую премию и главный приз конкурса – «Янтарного ангела» – завоевала Елизавета Бородаева (Россия). Хрупкая улыбчивая девушка, уроженка Пермского края покорила своим обаянием не только строгое жюри, но калининградскую публику и столичных критиков. Знаком искреннего признания стали Приз слушательских симпатий и Премия Радио России «За артистизм и создание яркого музыкального образа». В длинном списке специальных наград — выступления в крупнейших концертных залах России и Европы. «Я родилась в маленьком провинциальном городке и даже не подозревала, что моя жизнь будет связана с органом, — признается Елизавета. – Я этого не планировала. Не думала, что приеду в Санкт-Петербург, чтобы учиться в знаменитой консерватории. Не мечтала перебраться в Москву. Я хочу сказать, что иногда нужно доверять себе, своему чутью и заниматься любимым делом. Эта дорога самая правильная. Она приведет к успеху

Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фотографии предоставлены пресс-службой
ХII Международного конкурса органистов
им. М. Таривердиева

________________________________________________

Итоги ХII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева

  • Диплом, 1000 долларов США - Аран Пак (Корея)
  • Диплом, 1000 долларов США - Эйдан Хилл (США)
  • III премия, 2000 долларов США и звание лауреата - Тайлер Боэмер (США)
  • III премия, 2000 долларов США и звание лауреата - Александр Патрушин (Россия)
  • II премия, 3000 долларов США и звание лауреата и специальная премия «За лучшее исполнение произведений М. Таривердиева», 1000 долларов США - Кэролин Крэйг (США)
  • I премия, 5000 долларов США и звание лауреата - Елизавета Бородаева (Россия)

Среди специальных премий и наград конкурса:

  • Лауреату Первой премии Елизавете Бородаевой (Россия) была вручена Премия слушательских симпатий, а так же Специальная премия Домского собора в Риге и Специальная премия церкви Св. Михаила в Гамбурге - сольный концерт в сезоне 2022-2023.
  • Помимо других призов Елизавета Бородаева стала обладательницей Специальной премии губернатора Калининградской области, которой награждается российский участник, показавший на конкурсе лучший результат.
  • Премия Веры Таривердиевой «Вера, Надежда, Любовь» была вручена Якубу Капала (Польша).
  • Специальную премию Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича - «Лауреату конкурса, наиболее ярко исполнившему концертную программу в финале» | Выступление с сольной программой в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в концертном сезоне 2022-2023) и Специальную премию Кафедрального собора Калининграда - сольный концерт в сезоне 2022-2023 получила Кэролин Крэйг (США).

14.09.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей