Новости |
Музыка, созвучная душе...
С 19 по 23 марта в Самаре в седьмой раз прошёл конкурс - фестиваль имени Савелия Орлова. Ведущий свою историю с 2011 года, он стал неотъемлемой частью жизни региона, заняв довольно прочное положение среди профессиональных музыкальных соревнований на территории России. Это мероприятие привлекает музыкантов многих специальностей: инструменталистов и вокалистов, преподавателей, музыковедов и композиторов. Разносторонняя творческая одарённость Савелия Орлова, проявившего себя в качестве блистательного пианиста и незаурядного композитора, дирижёра, организатора и музыкального просветителя, позволяет фестивалю развиваться в разных направлениях, акцентируя каждый раз новые грани таланта этого выдающегося деятеля музыкальной культуры.
Имя Савелия Орлова известно не только в России, но и за рубежом (известно, что он руководил музыкальной частью антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны»), а потому в качестве членов жюри конкурса фестиваля всегда присутствуют музыканты из других стран. На протяжении многих лет президентом конкурса-фестиваля является Юрий Ананьев (Испания), приезжали на конкурс Оливье Гранжан (Франция) и Алессандро Шваб (Италия). В этом году в состав жюри были приглашены музыканты экстра-класса, лауреаты международных конкурсов Кадзуки Нисимон (фортепиано, Япония) и Анастасия Ведякова (скрипка, Россия). Так в год, объявленный указом президента годом Японии в России, конкурс-фестиваль Савелия Орлова оказался на перекрестке русской и восточной культур.
VI Международный конкурс-фестиваль стал лидером по количеству участников, по широте географии, по разнообразию номинаций и концертных мероприятий, проведённых в эти дни. Наиболее яркими его событиями стали три концерта, объединившие пятидневный музыкальный марафон в единое целое. Внутри фестиваль разделялся на несколько дополнявших друг друга направлений деятельности: конкурсные прослушивания в шести номинациях («Народные инструменты», «Фортепиано», «Ансамбль», «Вокальное искусство» и «Искусство концертмейстера»; конкурс оркестров разных составов проводился по видеозаписям), мастер-классы членов жюри; творческие встречи и концерты.
Своего рода прологом основных мероприятий стало торжественное открытие конкурса-фестиваля. В приветственном слове ректор СГИК Э.А. Куруленко пожелала творческих побед конкурсантам и ярких впечатлений гостям фестиваля. В концерте приняли участие студенты института культуры, лауреаты предыдущих лет: Динара Ямалетдинова, Ангелина Исмаилова, Камиль Шакиров, Рустам Агров. Их выступление продемонстрировало высокий профессиональный уровень конкурса. С добрым напутствием к молодым музыкантам выступил постоянный гость фестиваля – внук Савелия Орлова. Вспомнив известные слова А.С. Пушкина о том, что «гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», он призвал молодых музыкантов по мере сил популяризировать творчество отечественных композиторов и поддерживать высокий исполнительский уровень, свидетельствующий о необходимости сохранения традиций профессионального музыкального образования в России. В видео-обращении к организаторам и участникам Юрий Ананьев выразил уверенность в том, что конкурс поможет выявить новые имена и станет важной ступенькой дальнейшего творческого роста музыкантов.
Концерт-приношение современных композиторов Савелию Орлову в этот раз получил собственное название «Музыка, созвучная душе». Обычно программу вечера составляют произведения самарских композиторов, в этот раз их круг был расширен за счёт сочинений известных отечественных композиторов, представленных в аранжировке самарских музыкантов, а также произведений молодых авторов и приглашённых членов жюри фестиваля.
Открытиями концерта стали произведения, очертившие противоположные эмоциональные полюса музыкального мира: De profundis Илоны Дягилевой – масштабный квартет, насыщенный глубоким философским содержанием; и ‒ светло-радостный, безмятежный детский фортепианный концерт Вячеслава Шевердина.
Лирическая песня Светланы Мышкиной «Перекрёсток» была исполнена солистом Самарской филармонии Маратом Долотказиным; певцу аккомпанировала композитор. Своего рода гимном живительным силам природы прозвучала пьеса Леи Витковской «Весна» для флейты и фортепиано, которую представили публике Анна Лазанчина и Ирина Поташник. Гармонично вписались в программу картинно-живописные пьесы композиторов, стоящих в начале своего творческого пути – студента Московской консерватории Петра Дятлова и студентки Самарского института культуры Эльмиры Фахрутдиновой.
Японские народные мелодии, которые легли в основу сочинения Кадзуки Нисимона «Медлей», привнесли в концерт своеобразный восточный колорит. Скрипачке А. Ведяковой в сопровождении автора мастерски удалось передать утончённость и изысканность этой музыки. Пьеса-фантазия А. Ведяковой на тему алтайского духовного стиха «Незаметно век проходит» для скрипки соло внесла в концерт иной, архаичный национальный колорит. Необычное звучание скрипки было достигнуто путём перестройки струн (так называемый прием скордатуры).
В фантазии на тему песни Евгения Крылатова «Лесной олень» самарские музыканты Вячеслав Шевердин (фортепино) и Вячеслав Иванов (баян) предстали импровизаторами, виртуозно владеющими своими инструментами. Заключительный номер – детский фортепианный концерт В. Шевердина ‒ стал настоящим «открытием». Исполненный Одерусовой Дарьей и Трофимовой Екатериной, концерт поразил выразительной мелодичностью, прозрачностью фактуры, изяществом и лёгкостью.
Большой интерес вызвал перекрёстный мастер-класс, который провели приглашённые члены жюри. Поочередно работая с юными музыкантами, Кадзуки Нисимон и Анастасия Ведякова акцентировали внимание не только на технической стороне исполнения, но и на образном содержании произведений.
В качестве подарка членов жюри в дни фестиваля состоялась лекция–концерт, где Анастасия Ведякова проявила себя в нескольких амплуа. Талантливая скрипачка выступила здесь не только в качестве солистки, но и как ведущая, сопроводив исполнение профессиональными и интересными комментариями. Ярко и эффектно прозвучали в концерте произведения золотого фонда скрипичной классики: чакона И.С. Баха и обработки Ф. Крейслера. Идея диалога различных национальных культур нашла отражение и в программе этого концерта. В фантазии на темы оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» исполнители подчеркнули изящную пластику и грациозность, в фантазии Н.А. Римского-Корсакова на русские темы – песенный характер основных мелодий. Для каждого произведения музыканты находили особый звук в соответствии со стилем и характером сочинения, с его художественным образом. Продемонстрировав глубокое понимание музыкальной стилистики разных эпох и национальных культур, Кадзуки Нисимон и Анастасия Ведякова предстали перед самарской публикой преданными вассалами её величества Музыки.
Гала-концерт лауреатов конкурса-фестиваля превратился в своеобразный парад солистов. Наталья Хуббеева – лауреат I премии в номинации «Фортепиано» – исполнила звонкую «Астурию» из «Испанской сюиты» И. Альбениса, Никита Анисимов (гитара) – виртуозную обработку народной песни «Я на печке молотила». Специальные призы получили студенты Самарского государственного института культуры София Ерзнкян (сопрано) и Камиль Шакиров (баян). Гран-при жюри единодушно присудило студентке-вокалистке Динаре Ямалетдиновой (класс профессора, заслуженной артистки России Н.Э. Ильвес). Торжественное завершение фестиваля запомнилось трогательным моментом. Председатель оргкомитета, ректор Э.А. Куруленко, напомнив о знаковом событии – дне работника культуры, который отмечался в дни конкурса-фестиваля, вручила цветы девочке Алёне, отпраздновавшей свой 11- день рождения на сцене в день прослушивания конкурсных выступлений.
VI Международный конкурс-фестиваль имени Савелия Орлова с его волнениями и радостями, ожиданиями и интригами, разочарованиями и победами, завершился. В Самаре узнали новые имена молодых музыкантов, у которых, хочется надеяться, большое и яркое будущее. Услышали талантливых исполнителей – лауреатов международных конкурсов Анастасию Ведякову и Кадзуки Нисимона, - солистов, выступающих на сценах разных стран. Получили огромный заряд эмоциональных и музыкальных впечатлений, заложили основу будущих творческих контактов и проектов. Остаётся надеяться, что конкурс- фестиваль будет расти и расширяться, поддерживая развитие молодых музыкальных талантов и сохраняя лучшие традиции мировой культуры.
Кандидат искусствоведения, журналист
Анна ЛАЗАНЧИНА
Фото А. СОШНИКОВА
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-