• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



18.10.2021

Привет из общего прошлого

Гости из Узбекистана выступили на фестивале «Видеть музыку»

Программа VI фестиваля «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов, имеет и зарубежную составляющую. Впрочем, это уже не в первый раз: и на прошлые фестивали приезжали в столицу гости из ближнего зарубежья. В условиях ослабления традиционных культурных связей на постсоветском пространстве, каждый такой визит вызывает повышенный интерес: что-то происходит у наших бывших соотечественников, чем живут театры в бывших союзных республиках?

Сцена из спектакля. 
Суръат Артыков в роли Б. Закирова и артистки кордебалета.

По правде говоря, знаем мы об этом очень мало: гораздо в большей степени сегодня меломаны-театралы, да и профессиональное сообщество в курсе того, что творится в Милане или Нью-Йорке, нежели в Баку или Кишиневе. Есть тому и объективные, и субъективные причины. К числу первых можно отнести высокую интенсивность музыкально-театральной жизни в крупнейших мировых центрах, по сравнению с которыми столицы постсоветского пространства смотрятся, конечно, в основном достаточно бледно. Да и в информационном пространстве новости из европейских столиц присутствуют в гораздо большей степени. Причины второго плана – наши предпочтения: в постсоветские десятилетия мы привыкли ездить на Запад и интересоваться культурной жизнью Европы (и Америки, но в меньшей степени из-за ее удаленности), а то, что происходит у ближайших соседей интересовало меньше – вроде как мы и так, по старой памяти, примерно себе представляем, что там, да как. Эта обманчивая иллюзия принесла свои отрицательные плоды – за тридцать лет мы стали знать очень мало, практически ничего, о культурной жизни четырнадцати постсоветских стран.

«Видеть музыку» в силу своих возможностей стремится восполнить этот пробел. Уже трижды на фестиваль приезжал Донецкий театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко, в условиях пандемии на прошлом фестивале в онлайн-формате показывались спектакли из среднеазиатских республик. И, наконец, в этом году до Москвы доехали гости из солнечного Ташкента – на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской свой необычный спектакль показал Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.

В будущем году Ташкентский театр оперетты (таково его первоначальное название) будет отмечать свой полувековой юбилей. Он был создан в 1972-м по решению Правительства Узбекской ССР, а его труппу укомплектовали выпускниками Гнесинского училища в Москве. На московском гастрольном показе присутствовал один из основателей первого в среднеазиатском регионе театра музкомедии, знаменитый российский режиссер и педагог Григорий Владимирович Спектор – эта живая связь времен оказалась очень трогательной: узбекские артисты поприветствовали патриарха отечественного музыкального театра, а он, в свою очередь, обратился ко всем собравшимся с ответным словом.

Григорий Владимирович Спектор и Диана Шерезданова.

В большом и разнообразном репертуаре ташкентского театра представлены самые разнообразные направления жанра – классические европейские оперетты, произведения узбекских композиторов прошлого и наших дней, сочинения современных авторов разных стран и детские спектакли. Для Москвы ташкентцы приготовили сюрприз – они привезли спектакль-концерт «Интервью с легендой»: этот тип театрального высказывания, весьма популярный в советские годы, сегодня практически исчез из театральной практики, и встретиться с ним было весьма любопытно – словно заглянуть в недавнее прошлое нашей театрально-концертной жизни.

Легенда – это знаменитый узбекский эстрадный певец Батыр Закиров, народный артист Узбекской ССР, всесоюзная знаменитость, чьи песни в Советском Союзе знал каждый. Спектакль рассказывает о жизни и творчестве артиста: он выстроен в форме диалога Журналиста (Диана Шерезданова) и Героя (Суръат Артыков), который перемежается инсценировками различных эпизодов из жизни Закирова – юность, трудный выбор пути, диалог с отцом, успехи в Ташкенте, Москве и Париже, тяжелая болезнь и борьба с ней. Режиссер Гульрух Нажидова решает спектакль в эстетике мюзик-холла, и эта калейдоскопичность очень уместна – ведь именно Закиров был создателем знаменитого ташкентского мюзик-холла. Драматические диалоги логично перемежаются яркими танцевальными номерами в национальных костюмах (хореографы Феруза Исаева и Валентина Ульянова) и, конечно же, многочисленными песнями Закирова, которые исполняют тенора труппы, каждый из которых предстает в облике Героя на разных этапах его жизни – юности, молодости, зрелости, уверенного мастерства. Голоса Бабура Чулиева, Диёра Тухтаназарова, Сарвара Салиева не поражают мощью или уникальностью природного материала, но подкупают верно найденными интонациями.

Сценография Захро Касымова проста и функциональна, сцена выдержана в светлых, радостных тонах, украшена музыкальной символикой. Спектакль идет под «минус», и здесь не все получилось – баланс с голосами не всегда был выстроен корректно, случались и небольшие заминки в подаче фонограммы. Кроме того, театральному действу как таковому не всегда хватает динамики и синхронности, в целом же его эстетика достаточно наивная и несколько старомодная, хотя оно и не лишено своеобразного обаяния сердечности, простоты и искренности.

Александр Матусевич

Фото предоставлены пресс-службой
Шестого фестиваля музыкальных театров
«Видеть музыку»

18.10.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей