Новости |
18.10.2021
Привет из общего прошлого
Гости из Узбекистана выступили на фестивале «Видеть музыку»
Программа VI фестиваля «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов, имеет и зарубежную составляющую. Впрочем, это уже не в первый раз: и на прошлые фестивали приезжали в столицу гости из ближнего зарубежья. В условиях ослабления традиционных культурных связей на постсоветском пространстве, каждый такой визит вызывает повышенный интерес: что-то происходит у наших бывших соотечественников, чем живут театры в бывших союзных республиках?
Сцена из спектакля.
Суръат Артыков в роли Б. Закирова и артистки кордебалета.
По правде говоря, знаем мы об этом очень мало: гораздо в большей степени сегодня меломаны-театралы, да и профессиональное сообщество в курсе того, что творится в Милане или Нью-Йорке, нежели в Баку или Кишиневе. Есть тому и объективные, и субъективные причины. К числу первых можно отнести высокую интенсивность музыкально-театральной жизни в крупнейших мировых центрах, по сравнению с которыми столицы постсоветского пространства смотрятся, конечно, в основном достаточно бледно. Да и в информационном пространстве новости из европейских столиц присутствуют в гораздо большей степени. Причины второго плана – наши предпочтения: в постсоветские десятилетия мы привыкли ездить на Запад и интересоваться культурной жизнью Европы (и Америки, но в меньшей степени из-за ее удаленности), а то, что происходит у ближайших соседей интересовало меньше – вроде как мы и так, по старой памяти, примерно себе представляем, что там, да как. Эта обманчивая иллюзия принесла свои отрицательные плоды – за тридцать лет мы стали знать очень мало, практически ничего, о культурной жизни четырнадцати постсоветских стран.
«Видеть музыку» в силу своих возможностей стремится восполнить этот пробел. Уже трижды на фестиваль приезжал Донецкий театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко, в условиях пандемии на прошлом фестивале в онлайн-формате показывались спектакли из среднеазиатских республик. И, наконец, в этом году до Москвы доехали гости из солнечного Ташкента – на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской свой необычный спектакль показал Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
В будущем году Ташкентский театр оперетты (таково его первоначальное название) будет отмечать свой полувековой юбилей. Он был создан в 1972-м по решению Правительства Узбекской ССР, а его труппу укомплектовали выпускниками Гнесинского училища в Москве. На московском гастрольном показе присутствовал один из основателей первого в среднеазиатском регионе театра музкомедии, знаменитый российский режиссер и педагог Григорий Владимирович Спектор – эта живая связь времен оказалась очень трогательной: узбекские артисты поприветствовали патриарха отечественного музыкального театра, а он, в свою очередь, обратился ко всем собравшимся с ответным словом.
Григорий Владимирович Спектор и Диана Шерезданова.
В большом и разнообразном репертуаре ташкентского театра представлены самые разнообразные направления жанра – классические европейские оперетты, произведения узбекских композиторов прошлого и наших дней, сочинения современных авторов разных стран и детские спектакли. Для Москвы ташкентцы приготовили сюрприз – они привезли спектакль-концерт «Интервью с легендой»: этот тип театрального высказывания, весьма популярный в советские годы, сегодня практически исчез из театральной практики, и встретиться с ним было весьма любопытно – словно заглянуть в недавнее прошлое нашей театрально-концертной жизни.
Легенда – это знаменитый узбекский эстрадный певец Батыр Закиров, народный артист Узбекской ССР, всесоюзная знаменитость, чьи песни в Советском Союзе знал каждый. Спектакль рассказывает о жизни и творчестве артиста: он выстроен в форме диалога Журналиста (Диана Шерезданова) и Героя (Суръат Артыков), который перемежается инсценировками различных эпизодов из жизни Закирова – юность, трудный выбор пути, диалог с отцом, успехи в Ташкенте, Москве и Париже, тяжелая болезнь и борьба с ней. Режиссер Гульрух Нажидова решает спектакль в эстетике мюзик-холла, и эта калейдоскопичность очень уместна – ведь именно Закиров был создателем знаменитого ташкентского мюзик-холла. Драматические диалоги логично перемежаются яркими танцевальными номерами в национальных костюмах (хореографы Феруза Исаева и Валентина Ульянова) и, конечно же, многочисленными песнями Закирова, которые исполняют тенора труппы, каждый из которых предстает в облике Героя на разных этапах его жизни – юности, молодости, зрелости, уверенного мастерства. Голоса Бабура Чулиева, Диёра Тухтаназарова, Сарвара Салиева не поражают мощью или уникальностью природного материала, но подкупают верно найденными интонациями.
Сценография Захро Касымова проста и функциональна, сцена выдержана в светлых, радостных тонах, украшена музыкальной символикой. Спектакль идет под «минус», и здесь не все получилось – баланс с голосами не всегда был выстроен корректно, случались и небольшие заминки в подаче фонограммы. Кроме того, театральному действу как таковому не всегда хватает динамики и синхронности, в целом же его эстетика достаточно наивная и несколько старомодная, хотя оно и не лишено своеобразного обаяния сердечности, простоты и искренности.
Александр Матусевич
Фото предоставлены пресс-службой
Шестого фестиваля музыкальных театров
«Видеть музыку»
18.10.2021
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-