Новости


Подписаться на новости



21.10.2018

Видеть Музыку:
Гофман победил Делиба

Карельский балет не часто увидишь в Москве. Такой случай представился в рамках московского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который, в свою очередь, является частью масштабного театрального биеннале.  Музыкальный театр из Петрозаводска, молодой по историческим меркам –основан в 1955 году – предложил московской публике, всегда до полных аншлагов интересующейся ходом фестиваля, балет Лео Делиба «Коппелия, или красавица с эмалевыми глазами».

Мрачный Гофман и жизнерадостный Делиб – кто кого. До этой постановки в разных театрах мира, включая шестьдесят с лишним вариантов в Российской империи и СССР, побеждал, в основном, Делиб. Взяв из новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек» только одну идею - влюбленности юноши в куклу-автомат,  - либреттист Шарль Нюиттер построил  комедию положений, заканчивающуюся, как водится, примирением сторон и свадьбой. Да и публике хотелось сказок со счастливым концом, чтобы страшно было только понарошку.

Такая «Коппелия» со дня премьеры в «Гранд Опера» в 1870 году до сих пор не сходит со сцен театров мира. Веселый «нрав», красивая, во многом вальсовая музыка, обилие пантомимных мизансцен, разнохарактерные танцы, в том числе, мазурка, чардаш, жига делает его очень привлекательным для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, а также в качестве премьерного спектакля для вновь создаваемых коллективов.


Коппелия - А.Касаткина, Натанаэль - С.Беломысов

Удивительно, но в основу этого комического балета положено совсем не веселое мистическое произведение с трагическим концом. Популярный в странах Европы фольклорный персонаж Песочный человек может быть и добродушным гномиком, дующим волшебным песочком на деток, чтобы они быстрее засыпали и не шалили, а  может быть и злым враждебным существом, навевающим непослушным детям кошмары, а то и залезающим под одеяло, чтобы их утащить. До крайности напуганный в детстве Песочным человеком, главный герой Натанаэль не может избавиться от этого призрака всю жизнь, и в конце концов он сводит его с ума.  Чтобы представить себе стиль литературного первоисточника,  достаточно этой цитаты:  «…Я спросил, наконец старую нянюшку, пестовавшую мою младшую сестру, что это за человек такой, Песочник. -  «Это такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям». - И вот воображение мое представило мне страшный образ жестокого Песочника; вечером, как только загремят на лестнице шаги, я дрожал от тоски и ужаса. Мать ничего не могла добиться от меня, кроме прерываемых всхлипываниями криков: «Песочник! Песочник!» Опрометью убегал я в спальню, и всю ночь мучил меня ужасающий призрак Песочного человека».

Страшно совсем не понарошку. После такого трагичное прочтение «Коппелии» Карельским театром представляется вполне логичным приближением  к миру Гофмана, как было задумано создателями балета  хореографом-постановщиком Кириллом Симоновым и автором либретто Ольгой Погодиной-Кузминой. Художник-сценограф спектакля Павол Юраш (Чехия), художник по свету Александр Мустонен, дирижер-постановщик Анатолий Рыбалко. В их версии Песочный человек в своей  страшной ипостаси, победил, несмотря на музыкально-танцевальное изящество Делиба.

Гофман представлен во всей мрачноватой «готической» красе, где совсем не осталось места юмору. Эту «готику» подчеркнули черные костюмы мастера Коппелиуса и изготовленной им танцующей куклы Коппелии, и хореография - резкие движения-броски главной героини,  угловатые, роботические, невероятно гротескные, как на шарнирах, «вывихи»  Коппелиуса (Эдуард Демидов). Для исполнения партий Коппелии и Натаниэля были приглашены солисты Московского музыкального театра имени Наталии Сац Алевтина Касаткина и Сергей Беломысов. Из театра Наталии Сац и Кирилл Симонов - он художественный руководитель балета.


Коппелиус - Э.Демидов

«Моя постановка – это в первую очередь драматическая история, прежде всего Гофман с его мотивами мистики и рока», - поясняет балетмейстер. «Рок играет важную роль в этой истории, возникшей из волшебных очков в «Песочном человеке». Очки, постоянно появляющиеся в новелле, породили у меня ассоциацию с событиями в нашей стране, в частности, с обликом Лаврентия Берии и всем связанным с ним ассоциативным кругом. И мы с автором либретто Ольгой Погодиной-Кузминой перенесли действие в Россию: пролог – 1937 год и весь спектакль - 1960-е годы».

Темный пролог с трагической ночью, когда маленький Натанаэль видит, как от него забирают родителей навсегда, и солнечный хрущевский двор двадцать пять лет спустя,  счастливая советская молодежь, строящая светлое будущее. Действие полно красок,  чему способствуют и костюмы – яркие, необычные, выполненные по эскизам со сложным рисунком, напечатанным специально для этого спектакля на тканях в петербургской мастерской. «Мне кажется, это очень зрелищно», - отмечает Кирилл Симонов работу художника-постановщика Павола Юраша, - «прекрасные пачки, красивые купальники, пиджаки – все наполнено романтикой той эпохи и при этом имеет современный вид».

Потрясенный пережитым в детстве ужасом и запомнившимся черным человеком в очках, герой и через четверть века не может избавиться от этого наваждения. «Песочный человек» со своей бездушной куклой в черном вместо живой девушки снова возникает и снова наклоняется к его глазам, как ему виделось в детстве, как будто хочет их  забрать, а взамен дать очки, показывающие мир вокруг в нужном Коппелиусу свете,  внушающие Натанаэлю  искусственную «любовь» к автомату в девичьем обличье.

Для новой постановки понадобилась и «новая» музыка. Делиб – один из самых популярных в мире балетных композиторов, ученик  А.Адана. Сам Чайковский говорил, что если бы он не слышал Делиба, то не написал бы ни одного своего балета. «К сожалению, до нас дошло только два балета Делиба «Сильвия» и «Коппелия»», - комментирует работу над спектаклем  Кирилл Симонов. -  «Я взял музыку из обоих: в «Коппелии она развлекательная, разножанровая, веселая, а в балете «Сильвия» - более драматическая, психологически насыщенная. Так что в постановке получилась новая сложносочиненная партитура».

Театр ХХI века именно такой – активный, богатый и многослойный. Несмотря на «сложносочиненность» и неожиданность прочтения для тех, кто привык к классическим постановкам, несмотря на, возможно, и спорность режиссерского решения с «политическим» уклоном,  спектакль Карельского музыкального театра был великолепно принят в Москве. Этого и следовало ожидать -  если театральная работа сделана продуманно и на большой художественной высоте,  она обречена на успех.

Ольга НОВИКОВА

Фото В.Голубева
предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку».

21.10.2018



← события

Третий звонок

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930 
 31       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей