Новости |
Виват, баян, виват!
Всероссийский День баяна, аккордеона и гармоники продолжает свою почти десятилетнюю историю бытия, начавшуюся с инициативы баяниста-педагога, заведующего кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных, народного артиста РФ, профессора Фридриха Робертовича Липса. В больших и малых городах и «весях» некалендарный праздник обрёл тысячи своих почитателей и сторонников, а профессиональные исполнители, преподаватели музыки получили ещё одну возможность популяризации баяна, развития репертуара и приобщения слушателей к лучшим образцам народной и классической музыки. География праздничных мероприятий этого события от Владивостока до Калининграда настолько велика, что её трудно вместить в формат одной статьи или очерка. Более того, она расширила свои границы и шагнула за рубеж. Участниками баянного праздника становятся музыканты ближнего и дальнего зарубежья, где «троица» /баян, аккордеон и гармоника/ нашла своих почитателей и конкурирует с классическими инструментами. Есть немало примеров успешной популяризации баяна в Китае, Франции, Хорватии, Сербии, Испании, где музыканты, воспитываясь на наших традициях, добиваются высоких исполнительских результатов, выступают на различных конкурсах и фестивалях мирового уровня и занимают призовые места.
На сцене инициаторов праздника в Гнесинской музыкальной академии неоднократно выступали уникальные музыканты, в частности, победители крупнейших международных конкурсов: Ненад Иванович из Сербии, Тибо Троссэ из Франции, Ху Ксианан из Китая и другие. Однако, главными участниками праздника продолжают оставаться российские музыканты - студенты, выпускники и преподаватели кафедры баяна и аккордеона академии. Многие из них – лауреаты международных и всероссийских конкурсов: Иосиф Пуриц, Айдар Салахов, Клавдия Тарабрина, Александр Коломийцев, Лев Лавров, Самгар, Пётр Бабин и другие. Как и Ф.Р. Липс, в праздничные Дни баяна исполнителями становились профессора В.А. Семёнов, Ю.А. Сидоров, М.И Имханицкий, доценты М.С. Бурлаков, М.В. Власова, А.В. Селиванов. На праздновании Белгородских дней баяна не однажды выступали музыканты из Латвии и Венгрии, Сербии и Черногории, Беларуси и Украины. Кстати, такой праздник остаётся актуальным и на Украине, несмотря на политический кризис, правда, с переменой бренда, называемого теперь «Днём украинского баяна». В практике белгородцев наряду с фестивально – концертными мероприятиями проводятся мастер-классы, научные конференции и конкурсы исполнителей. С большим размахом и общественным резонансом Всероссийский праздник баяна отмечается в центре Сибири, в Красноярске. Местный журналист Кирилл Киселёв назвал один из таких праздников «яркой вспышкой творческого горения и свечения талантов». Благодаря энтузиазму и преданности любимому делу педагога, профессора Красноярской государственной академии музыки и театра, заслуженного артиста РФ Сергея Фёдоровича Найко, баян успешно популяризуется, как классический концертный инструмент.
Примечательной культурной традицией в Красноярске по инициативе и с активным участием С.Ф. Найко проводятся «Вечера баянного и аккордеонного искусства», а его воспитанники - лауреаты международных конкурсов Денис Приходько, Аяна Самбуева, Александр Марков, Илья Зузенков, Никита Сырчин, Михаил Гражданов, Владимир Аникин выступают на «Вечерах» и успешно занимаются концертной деятельностью. Баян, аккордеон и гармоника «гуляют» свой праздник в Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону, Томске, Иркутске, Коломне, Симферополе и других городах.
В далёком от столицы Новом Уренгое в школе искусств имени Сергея Рахманинова баянный концерт назвали так: «Музыки много не бывает». Калужский Дом музыки гостеприимно распахнул двери для участников двухдневного открытого фестиваля-конкурса «Звучит аккордеон». В Твери на празднике «Люблю тебя, раздольная Россия» под аккомпанемент баяна и старинных «шумовых» народных инструментов – трещоток, ложек, треугольников прозвучали песни о Волге, о колоколах, о тверском крае. «Тула, ты можешь нами гордиться» - такой конкурс юных музыкантов в рамках праздника организовали в Туле, а профессор РАМ имени Гнесиных Юрий Сидоров провёл для участников мастер-класс. «Растянули меха…» и во Владимирской филармонии, демонстрируя многообразие баянного искусства от классики до джаза, от популярной эстрады до авангарда. В Чите состоялся краевой конкурс «Дни гармоники в Забайкалье», который тоже посвятили празднику, а в вечерних концертах выступили лучшие баянисты и аккордеонисты, преподаватели краевого училища искусств, ансамбль гармонистов «Многолетие».
Концертом из двух отделений отметили праздник в главной цитадели баянного искусства – Российской музыкальной академии имени Гнесиных, порадовав зрителей разнообразием жанров, стилей, композиций и инструментария. Открыл концерт Оркестр баянистов и аккордеонистов под управлением Олега Тарасова. Брутально, в хорошем смысле этого слова, и торжественно в его исполнении прозвучала неувядаемая увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Динамическая мощь и гибкость, тембровое своеобразие и тембральная наполненность отличали исполнение от известного и привычного звучания симфонического оркестра, доставляя слушателям новизну и необычность восприятия популярного сочинения. Хорошую техническую оснащённость музыкантов, баланс и равновесие оркестровых групп, деликатное участие электронного баса в реализации партитуры невозможно было не заметить. Далее в сопровождении оркестра выступали певицы, лауреаты Всероссийских и международных конкурсов Светлана Филиппова, Анна Набученкова и Ирина Забелина. Они исполнили три песни из «Венка свадебных песен» Виктора Малярова, автора различных концертных произведений и обработок русских народных песен. Русский национальный характер в традициях напевных, народных песен, зычность голосов, яркость костюмов певиц снискали тёплый приём в зале. А «бис», «браво» вызвала красивая песня Олега Анофриева «Какая песня без баяна», которую вокалистки исполнили мило, с любовью, без фанатизма и надрыва, как её нередко трактуют.
Лиричный, народный характер концерта сменили современные оригинальные сочинения для баяна. Одно из них, мировая премьера – Соната №4 «Fusion» Вячеслава Семёнова, известного композитора, успешно пишущего музыку для баяна. Многие из его сочинений, такие как «Донская рапсодия», «Брамсиана», Фантазия памяти В.Шукшина «Калина красная» и другие популярны и не покидают программный репертуар музыкантов-исполнителей. Соната №4 явно современное произведение, актуально улавливающее ритмы, гармонии, интонации XXI века. В сочинении прослеживается синтез джаза и рок-музыки, смена характеров и настроений, охватываемых то безудержной суетой необузданных эмоций, то трогательной лиричностью мышления и бытия. В первой части идея сочинения реализуется каскадом синкопированных аккордов, нагромождением гармоний и ритмов, в средней – кантиленой мелодики и полифонической многоголосой разработкой, в финале – сочетанием ранее названных средств и богатой тембровой баянной палитрой. «Fusion» исполнил лауреат международных конкурсов Лев Лавров, уже известный почитателям баяна, как интерпретатор новых, сложных оригинальных сочинений для инструмента. Наверное, не погрешу, если отмечу, что на примере исполнительства Льва Лаврова можно демонстрировать высочайший уровень художественных и технических достижений выборного тембрового баяна. Это же можно считать и оценкой выступления музыканта с премьерой нового сочинения на концерте.
«Тарантеллу» Ференца Листа в транскрипции Вячеслава Семёнова исполнил ещё один талантливый баянист, лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах Кирилл Русинов. Блестящая фантазия автора парафраза и мастерское, филигранное исполнение сделали своё дело: опус стал праздником для слушания, подтвердив немалые возможности баяна в освоении классического репертуара. «Диско – токкату» современного французского композитора Гийома Коннесона демонстрировал дуэт лауреатов международного конкурса Александра Островского /кларнет/ и Александры Коноваловой /аккордеон/. Виртуозно и артистично музыканты исполнили сочинение, сохраняющее европейские музыкальные традиции, сочетающее поразительную инструментальную изобретательность и пульс современной жизни. А гармонисты кафедры национальных инструментов народов России Роман Мишин, Павел Фомин, Михаил Кузьмин с успехом выступили с «Русскими напевами» и «Фантазией на орловские темы» Евгения Дербенко, одного из популярных российских композиторов. Тонкая филировка звука, протяжная певучесть в первой пьесе и живость, весёлая задорность во второй прибавили зрителям хорошего настроения. Однако, взбудоражить и повеселить зрителей ещё в большей степени удалось джазовому трио аккордеониста Сергея Осокина и инструментальному квартету «Tango en vivo». Первый ансамбль наиграл джазовые миниатюры с прагматическими названиями «Пробки», «Метро», «Полёт», наиграл грациозно, изящно, блистательно, легко. Даже бас-гитарист, вызвавший всплеск восторга в зале, изобретательно «парил» в импровизациях «Полёта». Ну, а аккордеонист, он же автор миниатюр, как «летучий голландец» неуловимо и воздушно, словно не касаясь клавиш, демонстрировал свой неумный темперамент и феноменальные технические беглости.
Не меньший гламур, артистичность и музыкальность проявили в концерте участники квартета «Tango en vivo», ненавязчиво напомнив об актуальности наследия, любимого всеми и вся, Астора Пьяццоллы. Эмоциональность и экспрессивность, смена настроений от буйного до меланхоличного и лиричного, исполнительская манерность и художественная свобода покорили наполненный до отказа концертный зал Гнесинской академии в этот день, который в очередной раз показал, что без баяна не может быть не только песни, но и полноты мировой музыкальной культуры.
Александр ГОЛУБИНСКИЙ
Фото автора
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-