• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



19.09.2021

Синестетический балет

С 12 сентября по 16 ноября при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов в Москве проходит Шестой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Фестиваль проводится Ассоциацией музыкальных театров, возглавляемой оперным режиссёром, художественным руководителем МГАДМТ имени Н.И.Сац Георгием Исаакяном. В этом году в афише мероприятия заявлено 49 спектаклей, созданных музыкальными театрами со всей России: от Иркутска до Калининграда. Открылся фестиваль балетом «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна, которую представил на Новой сцене Большого театра России Ростовский государственный музыкальный театр.

Очень символично, что именно этот спектакль был показан первым в рамках двухмесячного события «Видеть музыку». Дело в том, что своим названием фестиваль обязан высказыванию Игоря Стравинского, адресованному Джорджу Баланчину: «Ваша хореография – это попытка увидеть музыку». Можно сказать, что это название представляет собой одно из воплощений синестезии – особого вида восприятия действительности или художественных произведений, при котором сигналы одной сенсорной или когнитивной системы отзываются в другой системе. А «Спартак» сконструирован таким образом, что он вызывает у зрителя синестетические ассоциации.  Кроме того, что сочинение А.Хачатуряна «Спартак» в исполнении оркестра Ростовского театра под руководством дирижера Андрея Иванова само по себе создает языком музыкальных звуков грандиозную композицию, которая буквально ощущается физически, еще и артисты, исполняющие балет, с помощью хореографии визуализируют, наделяют телесностью музыку. Своеобразие и настроение каждого музыкального фрагмента отражается в пластике танцовщиков. Хореография и музыка иллюстрируют и воплощают друг друга в течении всего спектакля: и в массовых сценах с триумфальными маршами, и в сценах с пышными пирами и зажигательными танцами. В сценах сражений, поединков и жестоких гладиаторских боев, технически сложных с точки зрения исполнения, движения с мечами, кинжалами и щитам отточены настолько, что звуки от их ударов сливаются в единую гармоничную композицию с музыкой, словно становятся частью музыкальной партитуры Хачатуряна. Для передачи страстных, волнующих любовных и нежных, лирических сцен в полотно спектакля, созданное из на основе классической хореографии, как золотые нити вплетены виртуозные акробатические трюки и поддержки.

Премьера «Спартака» в Ростовском театре состоялась в 2020 году, и за время работы в спектакле артисты труппы не только прекрасно освоили пластический материал, но и на чувственном уровне погрузились в сюжетную линию балета. Главные партии в спектакле ярко исполнили Денис Сапрон (Спартак), Анастасия Сапрон (Валерия), Анатолий Устимов (Красс), Екатерина Кужнурова (Эгина). Передавать драматическое содержание помогает и свет. Художники по свету в ярко-красный цвет окрашивают сцены, где фигурирует боль, смерть, жестокость, надменность и предательство. Во время вакханалий по сцене «бегают» веселые, яркие, разноцветные лучи. Холодным голубым светом заливается Рим, когда Валерия тоскует по находящему в заточении Спартаку и теплым, радостным сиянием озаряется сцена, когда они встречают первый рассвет на свободе.

Стилизованные декорации в виде многоярусных вращающихся конструкций трансформируются на глазах, складываясь то в цирковую арену для гладиаторских боёв, то в тюремные казематы, то в роскошную праздничную залу. Эффектные сооружения передают размах и роскошь Древнего Рима. Важной частью оформления являются видеопроекции, благодаря которым на заднике сцены возникают римские арки и базилики, голые деревья в ночном лесу, гора тел погибших после восстания рабов, сгущающие над Римом перед казнью гладиаторов черные тучи. Во время эффектной финальной сцены из оформления остается только видеопроекция, которая демонстрирует простирающееся над немного виднеющимся фрагментом Земли пространство космоса. На этом фоне над сценой возвышается фигура Спартака распятого на деревянном кресте Crux Decussata в форме «X». Таким образом в Древнем Риме придавали смерти особо опасных преступников: разбойников, беглых рабов, бунтовщиков, изменников и военнопленных. После подавления восстания Спартака около 6000 рабов были лишены жизни именно таким жестоким и мучительным способом. Этот исторический факт символизируют десятки рук всех артистов балета, которые словно вырастают из затемненного пола сцены по направлению к небу и распятому Спартаку. Лицо вознесенного к небесам главного героя, озаренное белым светом, сияет словно одна из звезд в галактике, изображенной на видеопроекции, и дарит этим сиянием надежду и силы на борьбу за свободу.

Благодаря тонкому взаимодействию света, танца, музыки, сценографии и костюмов, благодаря синтезу искусств, основанному не на взаимозаменяемости различных художественных языков, а на их взаимодополняющем свободном объединении, авторам балета удалось создать очень монументальную, величественную, плотную и насыщенную деталями картину, формирующую у зрителя особую систему восприятия, которая позволяет прочувствовать историю Спартака во всей ее целостности.

 

Светлана СУЛАЕВА

Фото из архива Ростовского государственного
музыкального театра
предоставлены пресс-службой фестиваля
«Видеть музыку»

19.09.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей