Новости


Подписаться на новости



04.07.2019

XXXII Cобиновский фестиваль:
вокальные меридианы

Конкурс конкурсов вокалистов на нынешнем, XXXII Собиновском музыкальном фестивале прошел в двадцать первый раз. По традиции его участниками стали двенадцать лауреатов и дипломантов различных международных и отечественных конкурсов, отобранных из нескольких десятков изъявивших желание участвовать в этом соревновании. Заметим, что отбор производится без предварительного прослушивания претендентов по анкетам, свидетельствующим о конкурсном «рейтинге» каждого из них. Конечно, это не самый надежный способ отобрать наиболее достойных участников: конкурс конкурсу рознь, да и количество их растет почти в геометрической прогрессии. Зато в конечном счете можно получить представление о том, чего каждый из них стоит.

Заключительный Гала-концерт

Конкурсанты приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга – по два человека, а также из Челябинска, Перми, Красноярска, Ростова, Астрахани и Уфы. Представителей ближнего зарубежья на сей раз не оказалось. Четыре конкурсанта – выпускники Уральской консерватории, два – Российской академии музыки имени Гнесиных, остальные получили образование в Воронеже, Уфе, Челябинске, Ростове и Омске. Стоит особо отметить, что четверо конкурсантов – солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, большая часть остальных – солисты российских оперных театров.

Сюрпризом стало участие в конкурсе трех теноров, среди женских голосов как всегда не было недостатка в сопрано: четыре участницы, из которых одна - колоратурное сопрано.

Неизменный председатель жюри Конкурса конкурсов вокалистов – художественный руководитель и главный дирижер Саратовского оперного театра Юрий Кочнев, члены жюри - известные в городе педагоги-вокалисты Леонид Сметанников, Лилия Белова, Виктор Григорьев, Виктор Демидов, Ольга Кочнева и дирижер Медет Тургумбаев. Оркестром, сопровождавшим выступления конкурсантов на втором туре, в этот раз дирижировал маэстро Евгений Бражник – приглашенный главный дирижер Московского академического детского музыкального театра имени Н.Сац.

Ольга Маслова - I премия

Особенность саратовского конкурса в том, что он состоит из двух гала-концертов. В первом - камерном, идущем под фортепиано, участники исполняют народную песню своей страны и два классических романса: отечественный и зарубежный, во втором - в сопровождении оркестра - две оперные арии: русского и западного композитора. Это позволяет каждому из конкурсантов показать во всей красе не только свои вокальные, но и актерские возможности, способность убедительно интерпретировать различные по стилистике и драматической наполненности произведения.

Фавориты соревнования определились уже на первом туре. Красотой сильного, ровно и свободно звучащего во всем диапазоне сопрано, а также выразительностью исполнения сразу обратила на себя внимание солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Ольга Маслова. Не случайно она стала лауреатом третьей премии прошедшего в Казани буквально накануне саратовского соревнования XXVI Международного конкурса вокалистов имени Глинки. В исполнении певицы особенно запомнились романс Листа «Лорелея», ария Кумы из оперы Чайковского «Чародейка» и сцена и ария Леоноры из оперы Верди «Трубадур». Ольга Маслова заслуженно получила первую премию.

Кирилл Белов - II премия

В алябьевском «Соловье» и в похожем на него романсе Дель-Акуа «Ласточка» колоратурное сопрано Оксаны Шишениной из Екатеринбурга поначалу показалось несколько резким и холодноватым, однако исполненные ею во втором туре арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова и Джильды из вердиевского «Риголетто» расставили все точки над «i»: в голосе певицы, оказывается, есть и мягкость, и проникновенность. А еще Оксана Шишенова привлекла психологической глубиной  исполнения классических арий и артистическим обаянием. В результате ей досталась не только третья премия, но и приз зрительских симпатий.

Оксана Шишенина - III премия

Привлекли симпатии и обладающие каждый своей характерной «изюминкой» три лирические тенора. Солиста Челябинского оперного театра Алексея Пьянкова и солиста Московской «Новой оперы» Михаила Новикова объединяют яркий темперамент и непосредственность исполнительской манеры, которые микшируют проступающие порой издержки вокальной школы. У обоих певцов эффектно прозвучали одинаковые «ударные» номера конкурсной программы - «Гранада» Лара и ария Рудольфа из пуччиниевской «Богемы». Алексей Пьянков и Михаил Новиков стали дипломантами конкурса.

О теноре Кирилле Белове – разговор особый. Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, он давно выступает на европейских оперных подмостках, и его исполнительская манера постепенно адаптировалась к тамошним требованиям и критериям. В ней проступают некие «стерильность» и холодноватость и не достает широты и душевной распахнутости, которые свойственны русской исполнительской школе. Это ощущалось и в русской народной песне «Ах ты, душечка», и в арии Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова, и особенно – в романсе Рахманинова «Весенние воды». Тем не менее выступление Кирилла Белова произвело хорошее впечатление благодаря несомненной исполнительской культуре певца, а также прекрасному верхнему диапазону, которым он не преминул блеснуть в напичканной бесчисленными запредельными «до» каватине Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка». Кирилл Белов стал лауреатом второй премии.

Леонид Сметанников

Третьим дипломантом стал самый возрастной участник конкурса – 35-летний бас-баритон из Красноярска Евгений Севастьянов.

Одной из типичных проблем молодых участников конкурса является то, что не все окончательно определились с типом своего голоса и поют не свой репертуар. Впрочем, здесь большая доля ответственности лежит на педагогах. В таком положении оказался и окончивший в прошлом году Российскую академию музыки имени Гнесиных солист Академии молодых певцов Мариинского театра Владимир Лебедев, которому оказались не по плечу арии Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко» и Филиппа из вердиевского «Дона Карлоса», рассчитанные на опытных мастеров, обладающих мощными, огромными по объему басами с «железобетонным» нижним регистром.

Практически у всех конкурсантов менее удачно получаются зарубежные романсы, требующие определенных стилистики исполнения и характера звука. У многих конкурсантов, за исключением работающих на Западе, не всё в порядке с иностранными языками. Русская музыка в их исполнении звучит лучше.

Подводя итог разговора о XXI Конкурсе конкурсов вокалистов, стоит отметить, что у некоторых его участников хороший природный голосовой материал не подкреплен достойной выучкой. Призерам нынешнего конкурса хочется пожелать счастливой творческой судьбы. Примеров тому немало. Достаточно напомнить, что ставший лауреатом третьей премии XX Конкурса конкурсов 2018 года тенор Аббосхон Рахматуллаев принят в труппу Саратовского оперного театра.

Светлана Костина

Собиновский музыкальный фестиваль демонстрирует широкую панораму вокального искусства. В его программе неизменно присутствует сольный концерт корифея оперных и камерных подмостков солиста Саратовского оперного театра народного артиста СССР Леонида Сметанникова. Знаменитый мастер и на сей раз продемонстрировал великолепную вокальную форму и неувядаемое исполнительское мастерство. На концертах Сметанникова с каждым годом все больше ценишь достоинства отечественной вокальной школы, в которой кантилена и ровность вокальной линии сочетаются с одухотворенностью исполнения, выразительным словом, осмысленной фразировкой, четкой дикцией. Своя прелесть и в некоторой старомодной картинности исполнительской манеры артиста, и в его безупречном внешнем виде.

Украшением вокальной панорамы фестиваля является и то, что в его спектаклях и концертах принимают участие  корифеи, составившие славу Саратовского оперного театра. Из их числа народная артистка России Светлана Костина, в безупречной классической манере исполнившая в заключительном гала-концерте нынешнего фестиваля каватину Леоноры из первого акта «Трубадур». Выступление на одной сцене с такими мастерами – прекрасная школа для молодых певцов – участников вокального конкурса Собиновского фестиваля.

Валерий ИВАНОВ

Фото Юрия КАБАНОВА
предоставлены пресс-службой Саратовского оперного театра.

04.07.2019



← события

Ольга Панюшкина

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1 
 2345678 
 9101112131415 
 16171819202122 
 23242526272829 
 30       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей