• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



19.09.2023

«Война и мир» Льва Толстого глазами музыкального театра

VIII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» на Новой сцене Большого театра открыл свою московскую страницу балетом «Война и мир» по мотивам шедевра Льва Толстого, копродукцией Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко, Кремлевского балета и Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева. 

Андрей Болконский - Даниил Росланов, Наташа Ростова - Екатерина Первушина

В этом году форум охватывает все сцены музыкальных театров Москвы с сентября по декабрь. Более тридцати отечественных театров, входящих в Ассоциацию музыкальных театров и представляющих всю необъятную географию нашей страны, украсили афишу из четырех десятков спектаклей. Самый представительный смотр отечественных музыкальных театров реализован при поддержке Министерства культуры РФ и Президентским фондом культурных инициатив.

Фестиваль «Видеть музыку» был создан по инициативе художественного руководителя Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгия Исаакяна, с 2014 года являющегося президентом АМТ. По его словам форум «задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи». К счастью, так и получилось, и нынешняя афиша фестиваля это подтверждает.

сцена из спектакля

Этот музыкальный форум важен как всероссийский проект, который объединяет театры, находящиеся порой в тысячах километрах друг от друга, в единое культурное пространство, позволяет увидеть всю карту музыкальных театров России целиком и проанализировать реальное состояние современной музыкальной сцены. В самом масштабном смотре-панораме «Видеть музыку» принимают участие столичные театры: Большой театр России, «Новая Опера», «Геликон-опера», Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Московский театр оперетты, Детский музыкальный театр юного актера, театр «Поколение», Детский театр эстрады, Центр оперного пения Галины Вишневской покажут самые громкие свои премьеры. В столицу также приедут Самарский академический театр оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича, Донбасс Опера, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Ивановский музыкальный театр, Театр оперы и балета Республики Коми, Челябинский государственный академический Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Бурятский  государственный академический театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова, Музыкальный театр Республики Карелия, Чувашский государственный театр оперы и балета.   

Элен Курагина - Анастасия Никольская, Анатоль Курагин - Александр Наумов

Главная героиня форума – Музыка. И фестиваль «Видеть музыку» позволяет публике (подобно Иоланте) увидеть свет ее сценического воплощения. Балет «Война и мир» стал последним сочинением хореографа-постановщика Андрея Петрова, по сути его художественным завещанием. Автор создавал этот опус для своего детища – Кремлевского балета. Но проект в силу различных обстоятельств был окончательно реализован артистами Донбасс Оперы после смерти хореографа, став в какой-то мере данью памяти ему. Мировая премьера спектакля на музыку Вячеслава Овчинникова состоялась в Крыму – в Симферополе и Севастополе. Художественный руководитель постановки Вадим Писарев пригласил на главные партии солистов Кремлевского балета Екатерину Первушину, Даниила Росланова, Михаила Евгенова, воспитанных на опусах Андрея Петрова. По мотивам  шедевра русской культуры романа Льва Толстого «Война и мир», невероятно созвучного с реалиями нынешнего времени, хореограф и художники Григорий Белов и Ольга Полянская создали спектакль в двух действиях с прологом. Зловещие шахматы как фигуранты на поле боя мировой истории, человеческая колесная «мясорубка» молоха времени, гигантский занавес как набатный символ тревоги создают сценографический контекст. Повязки на глазах персонажей в прологе отражают беззащитность перед будущим. Наполеон I Романа Белгородского коронует себя Войной и ее оковами – Дарья Донцова в черном трико на его плечах. В картинах «Мира» фабульно и эскизно поданы истории жизни и любви Андрея Болконского (Даниил Росланов), Наташи Ростовой (Екатерина Первушина), Пьера Безухова (Михаил Евгенов), Элен Курагиной (Анастасия Никольская), Анатоля Курагина (Александр Наумов). Как и у Сергея Прокофьева в одноименной опере, у автора партитуры Вячеслава Овчинникова любовный вальс Ростовой и Болконского несет важную кульминационно-эстетическую доминанту спектакля. Смерть Андрея Болконского на батально-кордебалетном Бородино показана дуэтным прощанием с Ростовой в танце и уходом в парах метафизического тумана к зазеркалью сцены с проекциями павших героев и ликов святых. Героями спектакля в контексте нынешних реалий стали и балетный коллектив, и хор Донбасс Оперы, которые живут в Донецке под гулом снарядов и воем сирен воздушных тревог, своими жизнями создавая сегодняшнюю летопись «Войны и мира».

Александр ФИРЕР
фотографии предоставлены пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку»
фотограф Елена Пушкина

19.09.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей