Новости


Подписаться на новости



28.11.2022

Воруем – сегодня мы с тобой воруем!

Одним из финальных спектаклей знакового фестиваля «Видеть музыку», проводимого при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, стал искромётный и провокационный (во многих смыслах) спектакль петербургского Театра музыкальной комедии, мюзикл «Бал воров», для которого придумали поджанр, смачно именуемый «музыкальное мошенничество».

Петербургская премьера мюзикла состоялась в марте 2019-го, а благодаря фестивалю «Видеть музыку» спектакль был исполнен и в Москве на сцене московского театра Геликон Опера. У истоков создания этой постановки — композитор Александр Пантыкин, сполна насытивший музыкальную ткань различными оттенками курортной беспечности и воровского угара, и режиссёр Андрей Житинкин, взявший за основу комедию Жана Ануя и наполнивший сюжет новыми вариациями. Уже само название даёт аллюзию к «Балу вампиров». А что — воры тоже вампиры, ибо высасывают из человека не только материальный достаток, но и моральные силы, и веру в какие-либо идеалы. Интересно, что раньше Житинкин не ставил ни опер, ни оперетт, ни мюзиклов, но – кто не знает, что всё когда-нибудь происходит в первый раз! Дополнить благодатный литературный материал сотрудничеством с композитором, обладающим недюжинным театральным чутьём – дело соблазнительное в одном из лучших смыслов этого определения.

Леди Хэф - Светлана Луговая, Жюетт - Анна Булгак,
Ева - Елизавета Белоусова

Действие перенесено из небольшого французского курортного городка Виши, где нет ни моря, ни пальм, на Лазурный берег, что несомненно отсылает к предпочтениям гламурной тусовки (в том числе и воровской), чьи капризы нам хорошо знакомы и понятны. Остросоциальный памфлет Ануя превращён в авантюрную комедию, где зрителю в более широких пределах предоставляется самому делать выводы. Действие начинается ярко, весело, музыкальное оформление подчёркнуто шлягерное, на грани китча (любопытно отметить в этой связи, что Пантыкин – вообще-то «дедушка уральского рока», лидер рок-группы «Урфин Джюс»); здесь кто-то, в зависимости от настроения и убеждений, может припомнить тезис о большей привлекательности зла в сравнении с добром, но в равной степени вспоминается и об условности границы между этими категориями и наличии континуума между ними, как между светом и тьмой. Спектакль от номера к номеру набирает темп и психологическую интенсивность, характеры эволюционируют и обрастают неоднозначностью, чтобы в финале в едином порыве задать вопрос: что же остаётся после всех наших вывертов… Весь блеск этих перипетий обеспечивается, помимо продуманной работы режиссёра и композитора, качественной хореографией Владимира Романовского, тщательной работой дирижёра Андрея Алексеева и хормейстера Евгения Такмакова, адекватно броскими декорациями и костюмами Андрея Шарова, отменным актёрским ансамблем, в частности, работами Светланы Луговой (Леди Хэф), Александра Байрона Лорд Эдгар), Анны Булгак (Жюльетт), Елизаветы Белоусовой (Ева), Александра Круковского Петер Боно), Владимира Яроша (Гектор), Романа Вокуева (Гюстав), Олега Флеера (Дюпон-отец), Ивана Корытова (Дюпон-сын). Голоса звучали чисто, выстояли перед волнением на незнакомой сцене, в незнакомом пространстве, в потоке иной зрительской энергетики. Партнёрская поддержка также была на подобающей высоте.

Сцены из спектакля «Бал воров»

Сюжет мюзикла, в основе, незамысловат: три вора-карманника с переменным успехом «обрабатывают» элитных отдыхающих и используют знакомство с притягательными девушками для качественного скачка в этом ремесле. В доме их тётушки нет недостатка в пафосных безделушках, да и руки красавиц украшены подлинными ювелирными шедеврами. Поверив в свой сногсшибательный успех, аферисты забывают о насущности критического мышления и забывают включить скепсис даже в явно нелепых ситуациях. Не следует также забывать о том, что различные любопытные свойства мужчин раскрываются благодаря женщинам, прежде всего, авантюрной леди Хэф в захватывающем исполнении Светланы Луговой. Впрочем, планы банды грозит попутать парочка нуворишей – отец и сын Дюпон, чьи образы решены в мюзикле с гротескной опереточностью, со смаком отыгранной Олегом Флеером и Иваном Корытовым. Девушки интересны им в качестве невест: брак с одной из них мог бы поправить пошатнувшееся материальное положение семьи. Однако, как воровская шайка-лейка, так и предприимчивые отец с сыном не в курсе одного нюанса: тётя девушек изворотливо скрывает от всех тот факт, что её богатство распылено как в бездумных тратах, так и в неумело рационализированных финансовых вложениях. Поддерживая дымовую завесу, она надеется «удачно» выдать замуж своих племянниц. В конечном счёте, маски будут сняты во время бала-маскарада, как это ни парадоксально. Кроме того, карманники и сами дрогнут перед перспективой живого, неконъюнктурного чувства, ломающего действия привычные да шаблоны циничные, что доведёт аферистов до почти истерических метаний и подготовит финальный тезис спектакля: «Что остаётся после нас?» Финал открытый, окончательных выводов и вердиктов не выносится, но все крепко задумываются, каждый о своём выбранном или невыбранном пути…

Безусловно, спектакль не претендует на психологическую глубину, гениальные прозрения и остросоциальное звучание – всё-таки явно имелось в виду создать прежде всего комедию, которая оставила бы положительное послевкусие, помогла бы не относиться к себе чрезмерно серьёзно, вдохновила бы на здоровую иронию и самоиронию и главное – на делание того, что нравится, но с убеждением и готовностью к ответственности, а там – будь, что будет! Главное, чтобы никому не пришлось всерьёз сказать о себе: «Я – полный дефолт». Похоже, создателям спектакля это удалось, и мюзикл ещё долго будет занимать достойное место на музыкально-театральном олимпе.

Владимир БЕЛУНЦОВ
Фото Елены Лапиной

28.11.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей