• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



16.04.2024

Воспитали на свою голову

Пока певцы в рамках Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой оттачивали навыки на мастер-классах авторитетных вокальных педагогов страны, участники новой лаборатории «Оперная критика» расширяли знания об опере и академическом вокале.

На протяжении недели Нелекторий фирмы «Мелодия» принимал в своих стенах молодых вокалистов и начинающих критиков, чье присутствие, на первый взгляд, могло показаться странным. Однако в этом и заключалась идея Сергея Буланова – куратора лаборатории «Оперная критика», он хотел дать понять коллегам, какой труд стоит за финальным результатом, который мы видим на сцене, а также показать профессиональный подход к анализу вокала. Среди множества безусловно важных журналистских курсов, на которых рассказывают как и в каких жанрах нужно писать, появился новый уникальный проект, где показали как можно научиться разбираться в том, о чем пишешь.

На мастер-классах десять участников лаборатории расширяли свои знания академического вокального репертуара, наглядно знакомились с различиями стилей музыки, например, Россини и Пуччини, узнавали тонкости исполнения барочных произведений, особенности русского репертуара. Художественный руководитель Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин и звезда мировой оперы Кристина Мхитарян в ходе занятий с молодыми вокалистами указывали им на технические или художественные проблемы, давали советы для дальнейшей работы. Особое значение педагоги уделяли правильно подобранному репертуару, который может помочь сделать карьеру, или наоборот, лишить голоса.

Четыре продуктивных наблюдательских дня выработали у критиков небольшой слушательский опыт, которым они обменивались не только друг с другом, но и с Сергеем Булановым, которому, все дни находившемуся в тесном контакте со своими учениками, было интересно понаблюдать, как юные коллеги используют полученные на мастер-классах знания. Куратор лаборатории подготовил встречу (жаль, что всего одну), на которой предложил прослушать разные исполнения, а после обсудить их. Для анализа Сергей подготовил арии, которые участники лаборатории слушали на мастер-классах в исполнении молодых певцов. Оживленное обсуждение вызвали ария Тоски в разных вариантах исполнения и ария Старого цыгана в хрестоматийной записи Марка Рейзена. В Старом цыгане заметили расхождение в темпах с дирижером, что повлекло за собой обсуждение советской вокальной школы и в целом музыкального времени как проблемы. В анализе Тоски критики обсуждали черты пуччиневского стиля и поспорили о состоятельности кульминации. Встреча завершилась беседой о профессиональном публицистическом и слушательском опыте.

Не менее важными для участников обоих проектов были лекции заместителя директора театра «Новая Опера» Анастасии Разумовской и главного дирижера музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова. Спикеры рассказали об условиях работы в театре, об общении певцов с дирижером на репетициях, этикете прослушиваний и о процессе создания новых спектаклей.

Красной нитью всех лекций проходила тема обратной связи. Педагоги и руководители театров не раз говорили о том, насколько для них важно видеть обратную связь в публикациях критиков. Прочитав аргументированный отзыв об исполнении, не только певцы, но и театры замечают свои сильные и слабые стороны, что помогает продуктивно наметить план дальнейшей работы.

Критикам также было предложено посетить две театральные репетиции: «Тоски» на новой сцене Большого театра и «Трубадура» в «Новой Опере». Все отметили, что работа в классе и работа на сцене ставят перед исполнителями разные задачи. Спектакль требует от певца колоссальной отдачи: «перекрыть» оркестр, выполнять задумки режиссера, договориться с дирижером о цезурах для дыхания и темпах, не забывать об интерпретации образа.

Интенсивное недельное обучение вокалистов и критиков завершилось Гала-концертом в Музее современной истории России. Четырнадцать участников школы вокального мастерства представили гостям концерта произведения, над которыми работали в рамках школы. Акустика зала, к сожалению, не всегда шла на пользу исполнению: мелкая техника Татьяны Невярдовской, которая была хорошо слышна в классе, на концерте в исполнении вивальдиевской арии Странника потерялась. Однако исполнение Татьяны все равно оказалось интересным благодаря разнообразию динамических контрастов.

На мастер-классе Дмитрий Вдовин работал с Амрой Барганджия над арией Лючии, которая была заявлена в программе концерта. Работа над произведением была интенсивной и продуктивной. Амра вполне справлялась со всеми трудностями партии, показывавшей ее сильные исполнительские стороны. Однако в последний момент певица сделала выбор в пользу арии Царевны-лебедь из «Сказки о Царе Салтане». Образ получился интересным, свой темпераментный и волевой характер Амра направила на создание настоящей царевны: сильной духом, но мягкой и нежной девушки.

Работа с Кристиной Мхитарян над Адиной из «Любовного напитка» не прошла зря для Вероники Мешковой. Она приняла комментарии о динамических красах и характере героини и показала на концерте юную, влюбленную, немного капризную Адину. С точки зрения актерского мастерства, это было, пожалуй, одно из самых ярких выступлений.

Несмотря на то, что Кристина Мхитарян обычно против исполнения серьезных драматических ролей в юном возрасте в целях бережного развития голоса, Анастасия Соколова все-таки получила ее личное разрешение на исполнение арии Тоски. Педагог заметила у Анастасии силы и вокальные возможности для исполнения этой кульминационной арии. Драматическое сопрано Анастасии особенно подчеркнуло отчаяние в молитве Флории Тоски, но, к сожалению, исполнительница не смогла довести внутреннее состояние до конца. Безусловно большой, красочный, густой голос еще нуждается в техническом развитии.

Александр Сусин покорил Дмитрия Вдовина и участников вокальной школы с первых секунд исполнения арии Старого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко». Большой, мягкий голос певца, напоминающий тембры мастеров старой школы, требовал технических корректировок, которые не сразу, но певцу все же начали удаваться, и свой результат он к концерту не растерял.

Концерт завершали ария Грязного в исполнении Никиты Гражданкина и ария Галицкого в исполнении Евгения Макарова. Внешне оба образа казались мало интересными, но, несмотря на это, цепляли силой характера, который оба артиста воплощали возможностями голоса.

Все дни школы и на концерте верной поддержкой исполнителей была концертмейстер проекта Елизавета Дмитриева – скромная, музыкальная, и, кажется, способная на все, «незаменимый оркестр». О профессиональной «гибкости» и грамотности пианистки можно судить еще и по тому, что ансамбли с певцами неплохо выстроились всего за несколько встреч.

Для критиков образовательная лаборатория завершилось круглым столом, где участники поделились с Сергеем Булановым и Натальей Игнатенко своими впечатлениями, которые отметили, что итоги превзошли их ожидания. Нам же, в свою очередь, приятно, что в молодом поколении критиков есть необходимость и заинтересованные люди готовы помочь нам развиваться в процессии. Конечно, еще многое предстоит узнать и о многом подумать, поэтому главный вывод круглого стола стал таким – лаборатория «Оперная критика» не завершается, а прощается со своим первым выпуском лишь до скорой встречи!

Екатерина Закамырдина, фото предоставлено организаторами

16.04.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей