• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



16.05.2024

«Вперёд и к новым берегам!»

Панораму выступлений российских региональных симфонических коллективов на сцене Концертного зала Мариинского театра продолжил Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан

За пультом уфимского коллектива заслуженный артист Республики Башкортостан, главный дирижер оркестра Дмитрий Крюков.

Это уже не первый визит оркестра в северную российскую столицу. Гастроли южноуральских музыкантов вызывают неизменный успех и восхищение у петербуржцев и гостей города.

Концерт состоялся при поддержке Главы Республики Башкортостан  Радия Хабирова, поддержать артистов в Петербург приехала министр культуры Республики Башкортостан, народная артистка РБ Амина Шафикова: «Для нас это исторический день: Государственный академический симфонический оркестр впервые выступает в Концертном зале Мариинки в прекрасном тандеме с Денисом Мацуевым. Оркестр очень часто выезжает, выступает как в городах Башкортостана, не забывая о жителях республики, так и в регионах Российской Федерации. Неоднократно выступал в последние годы и на московских сценах, и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, но на этой сцене впервые. Это новая веха дружбы и сотрудничества с Мариинским театром, которые будут долгими и достойными. Оркестр находится в прекрасной форме благодаря организаторскому таланту Артура Назиуллина, профессионализму главного дирижера Дмитрия Крюкова и великолепному, слаженному составу коллектива, а присутствие на сцене Дениса Мацуева и сама сцена – большое вдохновение».

Государственный академический симфонический оркестр Башкортостана был основан в 1992 году, тогда он назывался Национальным симфоническим оркестром Республики. С момента возникновения творческая и гастрольная жизнь уфимского коллектива была направлена на созидание и прочное укрепление симфонических традиций. В декабре 2023 года оркестру был присвоен статус «Академический». С назначением на должность генерального директора и художественного руководителя коллектива народного артиста Республики Башкортостан Артура Назиуллина увеличился график выступлений и записей. Именно он пригласил в 2019-м молодого и перспективного Дмитрия Крюкова на должность главного дирижера. Будучи выпускником Московской консерватории, Дмитрий вдохнул струю новой музыкальной жизни в коллектив и добился впечатляющих художественных результатов. Особенно это касается существенного расширения симфонического репертуара. Многогранная палитра разных стилей и направлений подвластна сегодня уфимским музыкантам. Обращение к симфониям Густава Малера и Антона Брукнера свидетельствует о высокой исполнительской планке, которую задал оркестру целеустремленный Дмитрий Крюков. Его властный и экспрессивный дирижерский жест вселяет еще больше уверенности у музыкантов оркестра, чутко откликающихся на все нюансы и штрихи исполняемых произведений. В Санкт-Петербург оркестр пожаловал из Москвы, где несколькими днями ранее выступил в Большом зале Московской консерватории.

«Программа концерта составлена из разноплановых сочинений, которые позволяют очень ярко представить оркестр. Это очень изысканная музыка, достаточно редко исполняется в Москве, по сравнению, например, с музыкой Чайковского, Рахманинова и Шостаковича. Определенная задача программы – показать тот уровень оркестра, до которого он сегодня дорос. Большое счастье – выступать на одной сцене с Денисом Леонидовичем: он показывает высочайший звездный класс в абсолютно любом репертуаре, являясь для нас ориентиром и эталоном, и то, что он нам оказывает такое доверие, для нас очень много значит», рассказал Дмитрий Крюков.

«Лицо коллектива – это качество игры. Мы стремимся к лучшим мировым практикам симфонического исполнительства, поэтому коллектив и главный дирижер очень трепетно относятся к музыкальному тексту и стилю исполнения. Думаю, что сегодняшний слушатель в полной мере оценил и Моцарта, и Грига, и Дебюсси, и Респиги, и многогранность оркестра в исполнении этих авторов», подчеркнул генеральный директор ГАСО РБ, народный артист РБ Артур Назиуллин.

Почетный гость коллектива народный артист России Денис Мацуев. Прославленный российский пианист охотно откликается на предложения выступлений не только со столичными, но и региональными симфоническими оркестрами. С башкирским оркестром у музыканта сложились теплые и доверительные творческие взаимоотношения.

Денис Мацуев: «С оркестром мы дружим и сотрудничаем несколько лет, я восхищаюсь их ростом: это серьезный коллектив, который играет абсолютно разные программы, разрушая стереотип, что русские оркестры могут играть только русскую музыку. Например, данная программа включает музыку Моцарта, Грига, Дебюсси и Респиги, и это говорит о том, что оркестр универсален, ему по силам музыка любой эпохи и стиля, и уже сейчас Госоркестр Башкортостана находится на очень большой высоте».

Вначале прозвучал  Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. Композитор создал его для своей талантливой ученицы Барбары Плойер, хотя и сам любил поигрывать свой опус, в том числе в присутствии императора Иосифа II. Грациозная и непринужденная манера игры Дениса Мацуева придали особую галантность произведению. Прозвучавший следом знаменитый фортепианный концерт Эдварда Грига поразил петербургскую публику нордическим темпераментом, свойственным этой красивой норвежской музыке. И здесь Денису Мацуеву удалось воссоздать в своей незатейливой игре мир эльфов, троллей и других волшебных духов скандинавской мифологии. Особенно это проявилось в прозвучавшем на бис экстравагантном попурри на темы из «Пера Гюнта» (мотивы лирической «Песни Сольвейг» вкрапились в музыкальную ткань таинственной зарисовки «В пещере Горного короля»). Этим пьесам предшествовало сокровенное интермеццо Анатолия Лядова, любимый бис Мацуева «Музыкальная шкатулка», изумившее изобретательностью и находками музыканта воссоздать звучание волшебной диковины-раритета.

Второе отделение программы было сосредоточено на оркестровой музыке XX столетия, воплощающей звучание и красоту природы. Три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси передают характер тончайшей звукописи и красок, свойственных картинам французских импрессионистов. Зыбкая мерцающая фактура оркестра в первой части «От зари до полудня на море» оттеняет пленительную негу и журчание воды в «Играх волн», сменяемую грозной стихией «Разговора ветра с морем». Оркестр под управлением Дмитрия Крюкова предельно точно и ясно уловил настроения и характер этих эпизодов, доказав своей величественной и монолитной игрой образную суть драматургии партитуры Дебюсси. И, наконец, концертный вечер завершила блистательная по яркости тематического материала, богатству и сочности оркестрового письма симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги. Присущее композитору чувство звукового колорита, подлинно виртуозное мастерство владения оркестровой палитрой, мудрая лаконичность придали каждой части поэмы возвышенно-поэтический характер с опорой на итальянский фольклор   интонационно-ритмические особенности, жанровую образность, которые композитор искусно раскрывает при помощи смелых приемов оркестрового письма, основанных на виртуозном сплетении инструментальных тембров огромного состава оркестра. Пинии итальянские сосны с гигантской густой кроной. Части поэмы отсылают к живописным картинам римской истории. Дмитрий Крюков мастерски прочувствовал музыкальную форму сочинения. Удивительное по красоте и возвышенности соло трубы Марата Валеева на фоне  струнных, имитирующих интонации  григорианского хорала во второй части («Пинии у катакомбы»), воссоздало атмосферу Средневековья, а лирическая кантилена кларнета Руслана Валеева, обрамляющая начало и конец третьей части («Пинии на холме Яникул»), перекинула арку к суровому и величественному шествию «Пиний Аппиевой дороги», в котором звучание оркестра постепенно разрослось до несоизмеримых масштабов!

Благодарная и отзывчивая петербургская публика устроила башкирским музыкантам шумную овацию и долго не желала отпускать коллектив со сцены Концертного зала Мариинского театра. Не обошлось и без традиционного фольклорного биса  «Алга, Башкортостан!», фрагмента из симфонической саги «Легенды Древнего Урала» Дмитрия Крюкова, демонстрирующего мощь и великолепие оркестровой палитры красок и танцевальных ритмов.

Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Санкт-Петербург
Фотографии со спектакля предоставлены Мариинским театром,
автор снимков — Михаил Вильчук

16.05.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей