Новости |
16.05.2024
«Вперёд и к новым берегам!»
Панораму выступлений российских региональных симфонических коллективов на сцене Концертного зала Мариинского театра продолжил Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан
За пультом уфимского коллектива — заслуженный артист Республики Башкортостан, главный дирижер оркестра Дмитрий Крюков.
Это уже не первый визит оркестра в северную российскую столицу. Гастроли южноуральских музыкантов вызывают неизменный успех и восхищение у петербуржцев и гостей города.
Концерт состоялся при поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, поддержать артистов в Петербург приехала министр культуры Республики Башкортостан, народная артистка РБ Амина Шафикова: «Для нас это исторический день: Государственный академический симфонический оркестр впервые выступает в Концертном зале Мариинки в прекрасном тандеме с Денисом Мацуевым. Оркестр очень часто выезжает, выступает как в городах Башкортостана, не забывая о жителях республики, так и в регионах Российской Федерации. Неоднократно выступал в последние годы и на московских сценах, и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, но на этой сцене впервые. Это новая веха дружбы и сотрудничества с Мариинским театром, которые будут долгими и достойными. Оркестр находится в прекрасной форме благодаря организаторскому таланту Артура Назиуллина, профессионализму главного дирижера Дмитрия Крюкова и великолепному, слаженному составу коллектива, а присутствие на сцене Дениса Мацуева и сама сцена – большое вдохновение».
Государственный академический симфонический оркестр Башкортостана был основан в 1992 году, тогда он назывался Национальным симфоническим оркестром Республики. С момента возникновения творческая и гастрольная жизнь уфимского коллектива была направлена на созидание и прочное укрепление симфонических традиций. В декабре 2023 года оркестру был присвоен статус «Академический». С назначением на должность генерального директора и художественного руководителя коллектива народного артиста Республики Башкортостан Артура Назиуллина увеличился график выступлений и записей. Именно он пригласил в 2019-м молодого и перспективного Дмитрия Крюкова на должность главного дирижера. Будучи выпускником Московской консерватории, Дмитрий вдохнул струю новой музыкальной жизни в коллектив и добился впечатляющих художественных результатов. Особенно это касается существенного расширения симфонического репертуара. Многогранная палитра разных стилей и направлений подвластна сегодня уфимским музыкантам. Обращение к симфониям Густава Малера и Антона Брукнера свидетельствует о высокой исполнительской планке, которую задал оркестру целеустремленный Дмитрий Крюков. Его властный и экспрессивный дирижерский жест вселяет еще больше уверенности у музыкантов оркестра, чутко откликающихся на все нюансы и штрихи исполняемых произведений. В Санкт-Петербург оркестр пожаловал из Москвы, где несколькими днями ранее выступил в Большом зале Московской консерватории.
«Программа концерта составлена из разноплановых сочинений, которые позволяют очень ярко представить оркестр. Это очень изысканная музыка, достаточно редко исполняется в Москве, по сравнению, например, с музыкой Чайковского, Рахманинова и Шостаковича. Определенная задача программы – показать тот уровень оркестра, до которого он сегодня дорос. Большое счастье – выступать на одной сцене с Денисом Леонидовичем: он показывает высочайший звездный класс в абсолютно любом репертуаре, являясь для нас ориентиром и эталоном, и то, что он нам оказывает такое доверие, для нас очень много значит», — рассказал Дмитрий Крюков.
«Лицо коллектива – это качество игры. Мы стремимся к лучшим мировым практикам симфонического исполнительства, поэтому коллектив и главный дирижер очень трепетно относятся к музыкальному тексту и стилю исполнения. Думаю, что сегодняшний слушатель в полной мере оценил и Моцарта, и Грига, и Дебюсси, и Респиги, и многогранность оркестра в исполнении этих авторов», — подчеркнул генеральный директор ГАСО РБ, народный артист РБ Артур Назиуллин.
Почетный гость коллектива — народный артист России Денис Мацуев. Прославленный российский пианист охотно откликается на предложения выступлений не только со столичными, но и региональными симфоническими оркестрами. С башкирским оркестром у музыканта сложились теплые и доверительные творческие взаимоотношения.
Денис Мацуев: «С оркестром мы дружим и сотрудничаем несколько лет, я восхищаюсь их ростом: это серьезный коллектив, который играет абсолютно разные программы, разрушая стереотип, что русские оркестры могут играть только русскую музыку. Например, данная программа включает музыку Моцарта, Грига, Дебюсси и Респиги, и это говорит о том, что оркестр универсален, ему по силам музыка любой эпохи и стиля, и уже сейчас Госоркестр Башкортостана находится на очень большой высоте».
Вначале прозвучал Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. Композитор создал его для своей талантливой ученицы Барбары Плойер, хотя и сам любил поигрывать свой опус, в том числе в присутствии императора Иосифа II. Грациозная и непринужденная манера игры Дениса Мацуева придали особую галантность произведению. Прозвучавший следом знаменитый фортепианный концерт Эдварда Грига поразил петербургскую публику нордическим темпераментом, свойственным этой красивой норвежской музыке. И здесь Денису Мацуеву удалось воссоздать в своей незатейливой игре мир эльфов, троллей и других волшебных духов скандинавской мифологии. Особенно это проявилось в прозвучавшем на бис экстравагантном попурри на темы из «Пера Гюнта» (мотивы лирической «Песни Сольвейг» вкрапились в музыкальную ткань таинственной зарисовки «В пещере Горного короля»). Этим пьесам предшествовало сокровенное интермеццо Анатолия Лядова, любимый бис Мацуева — «Музыкальная шкатулка», изумившее изобретательностью и находками музыканта воссоздать звучание волшебной диковины-раритета.
Второе отделение программы было сосредоточено на оркестровой музыке XX столетия, воплощающей звучание и красоту природы. Три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси передают характер тончайшей звукописи и красок, свойственных картинам французских импрессионистов. Зыбкая мерцающая фактура оркестра в первой части «От зари до полудня на море» оттеняет пленительную негу и журчание воды в «Играх волн», сменяемую грозной стихией «Разговора ветра с морем». Оркестр под управлением Дмитрия Крюкова предельно точно и ясно уловил настроения и характер этих эпизодов, доказав своей величественной и монолитной игрой образную суть драматургии партитуры Дебюсси. И, наконец, концертный вечер завершила блистательная по яркости тематического материала, богатству и сочности оркестрового письма симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги. Присущее композитору чувство звукового колорита, подлинно виртуозное мастерство владения оркестровой палитрой, мудрая лаконичность придали каждой части поэмы возвышенно-поэтический характер с опорой на итальянский фольклор — интонационно-ритмические особенности, жанровую образность, которые композитор искусно раскрывает при помощи смелых приемов оркестрового письма, основанных на виртуозном сплетении инструментальных тембров огромного состава оркестра. Пинии — итальянские сосны с гигантской густой кроной. Части поэмы отсылают к живописным картинам римской истории. Дмитрий Крюков мастерски прочувствовал музыкальную форму сочинения. Удивительное по красоте и возвышенности соло трубы Марата Валеева на фоне струнных, имитирующих интонации григорианского хорала во второй части («Пинии у катакомбы»), воссоздало атмосферу Средневековья, а лирическая кантилена кларнета Руслана Валеева, обрамляющая начало и конец третьей части («Пинии на холме Яникул»), перекинула арку к суровому и величественному шествию «Пиний Аппиевой дороги», в котором звучание оркестра постепенно разрослось до несоизмеримых масштабов!
Благодарная и отзывчивая петербургская публика устроила башкирским музыкантам шумную овацию и долго не желала отпускать коллектив со сцены Концертного зала Мариинского театра. Не обошлось и без традиционного фольклорного биса — «Алга, Башкортостан!», фрагмента из симфонической саги «Легенды Древнего Урала» Дмитрия Крюкова, демонстрирующего мощь и великолепие оркестровой палитры красок и танцевальных ритмов.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Санкт-Петербург
Фотографии со спектакля предоставлены Мариинским театром,
автор снимков — Михаил Вильчук
16.05.2024
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-