• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



29.08.2019

XVI «Чайковский»: фортепианный Олимп

XVI «Чайковский»: фортепианный олимп

XVI Международный конкурс имени П.И. Чайковского вызвал целую волну откликов, комментариев, профессиональных рецензий и эмоциональных реплик. Информация о конкурсе уже перестала быть «горячей», тем не менее «Музыкальный Клондайк» вновь обращается к теме этого грандиозного события в мире музыки. Среди наших постоянных авторов – журналист из Самары Валерий Иванов. В его материалах - живые впечатления и размышления о XVI «Чайковском» человека, который на протяжении четырех десятилетий пристально следит за конкурсом.

29 июня в Санкт-Петербурге, в Мариинском-2, вторым после прошедшего накануне в московском Концертном зале «Зарядье» гала-концертом лауреатов была поставлена последняя точка в XVI «Чайковском». С этого момента конкурсный марафон, уложившийся на сей раз в рекордно короткие тринадцать дней, стал историей.

При всем многообразии оценок несомненно одно: практически все победители конкурса независимо от занятого каждым из них места - исполнители чрезвычайно высокого уровня.

На конкурсе сохранилась достаточно жесткая система голосования членов жюри: «да» и «нет», якобы гарантирующая вынесение наиболее справедливого вердикта. Но возможно ли даже при полной прозрачности и беспристрастности судейства избежать влияния личностного фактора, вкусов и предпочтений каждого из членов жюри – этот вопрос по-прежнему остается открытым.

Благодаря интернет-трансляции канала классической музыки medici.tv аудитория прослушиваний и гала-концертов нынешнего конкурса достигла фантастических масштабов, составив 17 миллионов жителей 191 страны мира, из которых 13 миллионов слушали пианистов. Впрочем, никакие трансляции не могут заменить соприкосновения с живым исполнением. Конкурс Чайковского даже в не самые благоприятные для него времена всегда отличала особая возвышенно-романтическая аура сопричастности заполняющих концертные залы слушателей тому, что происходило на конкурсных подмостках, да и в кулуарах соревнования.

В пресс-центре всегда бурлит жизнь. Здесь формируются подчас спорные, но основанные на живых впечатлениях суждения профессиональных музыкальных критиков и  журналистов, которыми они делятся затем со своими читателями. Знаю об этом не понаслышке, так как был аккредитован на «Чайковском», начиная с VI конкурса 1978 года. К счастью, на этот раз у меня, самарского журналиста, не возникло проблем с аккредитацией: в 2015 году ее удалось получить только на третий тур и заключительный московский гала-концерт.

Выступления соревновавшихся в столице пианистов и скрипачей проходили синхронно, в связи с чем пришлось сконцентрироваться только на пианистах. Все три тура по специальности «Фортепиано» прошли в Большом зале Московской консерватории.

В жюри работали такие выдающиеся мэтры  фортепианного искусства, как наши Денис Мацуев – председатель, Владимир Овчинников и Борис Петрушанский, Барри Дуглас (Ирландия), Фредерик Кемпф (Германия – Великобритания), Менахем Пресслер (США – Израиль), Нельсон Фрейре (Бразилия).

В числе 25 молодых пианистов, допущенных на первый тур,  были представители двенадцати стран, в том числе десять россиян. Соревнование получилось практически мужским: в нем участвовали только две представительницы прекрасного пола. Впрочем, и само фортепианное жюри состояло сплошь из мужчин.

Каждый из конкурсантов смог выбрать для своих выступлений один из пяти инструментов: Steinway, Yamaha, Kawai, Fazioli и дебютировавший на этом конкурсе инструмент Yangtze River, который выпускается в Китае - на нем играли два китайских участника.

Уровень нынешнего фортепианного конкурса был беспрецедентно высоким. Свидетельством этого стало то, что по согласованию с оргкомитетом на второй тур жюри пропустило не двенадцать, а четырнадцать, а на третий – не шесть, а семь конкурсантов, при этом все финалисты стали обладателями премий. Объявляя результаты конкурса, Денис Мацуев особо подчеркнул: «Пятая и шестая премии не присуждались: мы собрали всех медалистов в небольшую кучку. Это знак того, что все они потрясающие музыканты».

***

На впечатлениях от конкурсных выступлений не могло не сказаться то, что участники находились по существу в разных возрастных категориях: их возраст  – от 17 до 32 лет, и как следствие – за плечами каждого был порой несопоставимый по масштабу в сравнении с другими конкурсантами опыт публичных выступлений, в особенности в сопровождении оркестра. Некоторым юным пианистам при наличии феерической техники подчас не доставало элементарной жизненной зрелости для передачи философских глубин исполняемых произведений.

Слушая игру самого юного конкурсанта – 17-летнего Александра Малофеева, не мог отделаться от ощущения испытываемой им запредельной эмоциональной нагрузки. Успевший победить на множестве престижных конкурсов, в том числе на организованном Мацуевым Grand Piano Competition, и концертирующий на крупнейших мировых подмостках пианист на сей раз не прошел даже на второй тур. Не является ли это следствием излишней, чреватой серьезным психологическим срывом «конкурсной эксплуатации» юного музыканта. Судьбу Малофеева на этом конкурсе повторил не менее успешный 18-летний англичанин Джордж Харлионо - темпераментный крошка-виртуоз, которого подвели излишние самоуверенность и  позерство.

В то же время любимец публики 20-летний японец Мао Фудзита, который, судя по конкурсному буклету, является воспитанником ученика Льва Оборина, несмотря на заметный эмоциональный спад при исполнении программы третьего тура, благодаря исключительной виртуозности, музыкальности и непосредственности исполнительской манеры получил вторую премию и серебряную медаль.

Ровесник Мао Фудзиты китаец Тяньсю Ань, который в целом выступал менее ровно, покорил всех исполнением программы второго тура. Оказавшись в сложной психологической ситуации на третьем туре: по непонятной причине оркестр начал играть второе произведение программы, в то время как пианист настроился на первое. Тяньсю не потерял самообладания, с честью выдержал непростое испытание и в результате заслужил четвертую премию.

Многие «возрастные» участники пришли к конкурсу, как показалось, исчерпав свой соревновательный, бойцовский потенциал. Это сложившиеся музыканты, каждый из которых - яркая индивидуальность, что было по достоинству оценено и жюри, и публикой. Однако подлинные азарт, самоотдача и исполнительский драйв, свойственные более молодым, в чем-то, может быть, и уступающим им в мастерстве ребятам, отошли в их игре на второй план. Сложилось впечатление, что победа в очередном соревновании этим «корифеям» была нужна только для пополнения коллекции наград и собственного самоутверждения. Поэтому решение жюри, не пропустившего на третий тур Андрея Гугнина (32 года), Арсения Тарасевича-Николаева (26 лет), Филиппа Копачевского (29 лет) и нескольких других достойных участников, показалось вполне логичным.

Вердикт жюри практически полностью совпал с моими личными предпочтениями. Обладателем первой премии и золотой медали стал Александр Канторова (Франция), ему же присуждена высшая награда конкурса – Гран-при. Как и Мао Фудзита вторую премию и серебряную медаль получил россиянин Дмитрий Шишкин Третья премия и бронзовая медаль у Алексея Мельникова и Константина Емельянова (Россия) и у Кеннета Броберга (США). Кроме четвертой премии и диплома Тяньсю Ань получил специальный приз за самообладание и мужество.

***

Безусловный лидер нынешнего фортепианного соревнования 22-летний Александр Канторов произвел на меня самое сильное впечатление. Он продолжает учиться в частной французской консерватории у той же Рены Шерешевской - выпускницы Московской консерватории по классу Льва Власенко, что и Люка Дебарг, являвшийся фаворитом слушателей прошлого конкурса и получивший на нем четвертую премию. В краткой беседе с Александром выяснилось, что они с Люка большие друзья и что нынешний конкурс - первый в его жизни.  

Канторов сразу взял в плен абсолютной раскрепощенностью своего сценического существования и ни на кого не похожей игрой, в которой тонкость и психологическая глубина интерпретации сочетается с простотой и внешним изяществом исполнительской манеры. Особенно поразило его совершенно изумительное исполнение редко звучащего Второго концерта Чайковского на третьем туре, ставшее событием нынешнего фестиваля.

С выходом на сцену Константина Емельянова, выступившего первым из российских участников, у меня как будто раскрылась душа. Благородство и проникновенность лишенной внешних эффектов игры – то, что особенно привлекает в этом глубоко лиричном по своей природе пианисте. В противоположность Емельянову Дмитрий Шишкин подчеркнуто энергичен и напорист, порой даже несколько брутален, в его игре преобладают вызывающая виртуозность и экспрессия.

Строгостью внешнего облика и исполнительской манеры покорил американец  Кеннет Броберг, единственный из конкурсантов, который несмотря на тридцатиградусную жару на всех трех турах выступал в традиционном концертом фраке. Особенно тронул пиетет пианиста к русской музыке, который, впрочем, объясним:  Кеннет – студент Станислава Юденича, выпускника Московской консерватории по классу Дмитрия Башкирова.

На третьем туре конкурса пианистов в зале находились продюсеры со всего мира, так что можно не сомневаться в том, что лауреатов ожидают многочисленные приглашения и блестящая карьера в дальнейшем.

Вот что довелось услышать на церемонии награждения победителей конкурса из уст маэстро  Валерия Гергиева: «Вручение золотых медалей – ни с чем не сравнимые радость, удовольствие и ответственность. Но Конкурс Чайковского на этом не завершается. Для победителей и для тех, кто очень громко заявил о себе, - это начало большого пути. Я буду сопровождать музыкантов, создавать для них новые возможности, заботиться, чтобы их творческая судьба сложилась интересно. А дальше все будет зависеть от них самих. Если они покажут, что полностью сконцентрированы и отдают себя служению музыке, мы продолжим им помогать. Идеальным примером является судьба – не хочу говорить карьера – обладателя Гран-при конкурса 2011 года Даниила Трифонова, который добился за эти годы громадных успехов и  сумел завоевать сердца миллионов любителей музыки. За 20 лет до него такой же путь прошел Денис Мацуев. Это люди с огромным творческим потенциалом, постоянно идущие вперед и покоряющие новые вершины».

Валерий ИВАНОВ

Фото – с сайта конкурса

29.08.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей