Новости


Подписаться на новости



26.12.2019

«Я вновь возвратился!..»

Участники концерта

«Спасибо!» всегда приятно слышать артистам, а в концерте – особенно! Так случилось 11 декабря в зале фонда И.К.Архиповой (Архиповском музыкальном салоне) при Международном союзе музыкальных деятелей на вечере, посвящённом 120-летию со дня рождения выдающегося французского композитора Франсиса Пуленка (1899-1964), пианиста и литератора, с ностальгическим названием «Я вновь возвратился…». В программе – его инструментальные сонаты и романсы. Проект осуществлён молодыми исполнителями, выпускниками МГК, поддержан консерваторией, самим Союзом и газетой «Музыкальный клондайк», которая его анонсировала, и стал единственным афишным концертом на столичной сцене. О Пуленке-юбиляре ещё «вспомнили» в Петрозаводской консерватории и в МДМШ им.Гнесиных… Композитору не везло с признанием в нашей стране долгое время. Но в 2009 в рамках года Франции в России был проведён фестиваль «К 110-летию Ф.Пуленка», и тоже молодыми музыкантами – первое и единственное мероприятие такого масштаба в его честь. Как сказала главный организатор, автор идеи и исполнитель пианистка Елена Тарасова, ныне преподаватель МГК, – «культурно-просветительское действо, которое привлекло не только музыкантов, но и людей, интересующихся культурой Франции». А с этой страной у нас столько связано!

Декабрьский концерт этого года, конечно, не сравним с тем фестом, но сам факт его проведения и силы в него вложенные заслуживают достойной оценки. И название: ведь Ф.Пуленк действительно «вновь возвратился», это было слышно и в игре исполнителей, и по живой реакции публики. Музыкальный мир композитора актуален в наше время как никогда. Хотя программа не открывала нового: известные уже сонаты для флейты, скрипки, виолончели, кларнета в дуэтах с фортепиано – лучшее, созданное им в этом жанре, из вокального – 3 романса… Хотя по-прежнему исполнители и студенты предпочитают классику и романтику, в том числе советскую. И ментальность наша другая, не «французская». А Пуленк? Музыковеды пока не договорились о его «статусе». Но это занятие пустое, сам же композитор сказал: «Я не принадлежу к музыкантам-кубистам, ещё менее – к футуристам, и уж конечно не к импрессионистам. Я музыкант без ярлыков».

Исследований о его камерно-инструментальном творчестве мало. Ну а время сейчас такое, что студентам некогда, а порой и негде просто репетировать, а больше узнать о композиторах тем более! Упрощение и «оптимизация» повсеместно сделали своё дело. И как же ценно, что есть энтузиасты, которые организовывают такие культурно-просветительские действа! И эта статья – не рецензия на исполнения, а отклик на событие и вызванный им вновь интерес к личности Франсиса Пуленка.

Ярослав Чистов и Ярослава Стасюк

Ярослав Чистов и Ярослава Стасюк

Автор идеи и организатор юбилейного вечера – виолончелист Ярослав Чистов – поставил перед собой казалось бы простую задачу: создать монопрограмму из произведений композитора им игранного на выпуске и полюбившегося с тех пор. Сделал отличную рекламу на TimePad. Организация – дело трудно подъёмное, тем более для непрофессионалов. Конечно, ему помогли. Акция задумывалась как небольшой вечер памяти. Подобный формат предполагает атмосферу единомышленников, контакт с аудиторией, чёткий «сценарий». (Концерт был в одно отделение, и не все сонаты исполнялись целиком.) И слово, как полноправный участник. Ярослава Стасюк прекрасно справилась с задачей. У них – Ярослава и Ярославы всё получилось! Не перегружая аудиторию, она рассказывала о композиторе и произведениях, представляла исполнителей легко, артистично, изобретательно – «по-французски». Она умеет разговаривать с публикой! Да и сам Пуленк был общительным и очень интересным человеком, и музыкальность его – «экстравертная». Через слово ведущей слушатели смогли лучше почувствовать удивительный мир композитора, просто и с теплом – соответственно стилю автора.

И за окном, несмотря на декабрь, – тёплая «парижская зима», а в зале – портрет улыбающегося Пуленка и, будто солнце, так любимое композитором, переливалась калейдоскопом тем и гармоний его музыка, полная ярких образов, мыслей, тонких чувств, радости и печали, мелодий чудных, юмора, иронии, игры … Театр, а по-шекспировски – «вся наша жизнь», подчас «как в кино» в стиле синематографа того времени, ведь Пуленк писал и музыку к фильмам! Или «Бал-Маскарад» – его же любимая кантата-сюр. С малых лет Франсис посещал театральные спектакли. Любил и изучал живопись и поэзию. Потому и в музыке он мыслит образами. Кажется, что он их «видит», настолько всё получается рельефно и в движении: пластичная музыкальная фактура словно «танцует». Балет – любимый французский жанр, и Пуленк сочинял их с удовольствием. Легкомысленность и глубина в нём сочетались уникально. «Двуликий Янус», как он говорил о себе. Больше лирик, но умный «драматург» с истинно французским здравым смыслом, потому и не любил долго погружаться в какое-либо состояние («Я слишком конкретно мыслю»), подчас иронизируя над своей «чувствительностью». Вспомним фирменные концовки-«усмешки» в разных частях сонат! Но чувствует он искренне, иначе бы не родились его чудесные мелодии! И опирается на традицию, гениально сочетая аллюзии и вплетая цитаты, – создаёт свой уникальный стиль: без «расплывчатости», с «возвращением к контрапункту», стремясь к простоте и чёткости. (Замечу в скобках: не учась в «консерваториях», это, как мы видим в истории, для таланта не обязательно!) Хотя не без влияний разных «учителей»: от Моцарта и Шуберта до Э.Сати и М.Равеля. И русских: «Я без устали переигрываю Мусоргского… скольким я обязан ему» и «Не знаю, стал бы композитором, если бы не существовало Стравинского». А дружба с Прокофьевым, их общий ясный и позитивный взгляд на жизнь! Но «влияния… опора, под защитой которой его сердце расцветает», и он «наивно, пропускает их сквозь свою личность. Невозможно ошибиться: это Пуленк!» (Цитаты из Д.Мийо и Б.Шлёцера.). Музыка «попадает прямо в цель», потому что открыта, ясна, несмотря на парадоксы и наложения образов. Чисто по-парижски обаятельна и… радостна, и в ней столько воздуха! Как нам этого не хватает, и в музыке, и в жизни!

«Моя музыка – это мой портрет», который менялся со временем. Среди Les Six – «Новых молодых» или знаменитой «Шестёрки» 20х годов Пуленк был самым юным, по характеру добрым, дружелюбным, с тонким чувством юмора. С ними он прошёл «музыкальную революцию», отрицающую «старое и буржуазное», впитал образ «нового города», в котором заблестел джаз и мюзикхолл, звучал парижский chanson. Недаром отношение к его «доступному» для масс творчеству было снисходительным. Но музыкальные эффекты и изобретательность, остроумие в сочетании серьёзных и курьёзных состояний восхищают! И как естественно, просто и ясно сделано! Другая ментальность… А ещё счастливое детство и вся биография, успешная карьера, любимые пригороды Парижа с их непосредственной атмосферой, круг друзей... Но кто знает, как бы сложилась жизнь композитора, если б на концерте в оккупированной Бельгии, где он аккомпанировал свои песни, нацисты поняли бы строку про страдания Франции? Пуленк состоял в организации «Национальный музыкальный фронт», и кантата «Лик человеческий» написана в разгар войны на стихи подпольного поэта. Однако сочинять в «жестоком жанре» для него тяжело: этот весёлый человек был легко раним и склонен к меланхолии, поэтому предпочитал позитивные впечатления. И сотворил свой, «другой мир», без политики. А психологический кризис 30х годов вернул его к вере, и духовная музыка композитора потрясает…

Несмотря на такие разные стороны творчества и жизни (а прожил он всего 64 года!), Пуленк в музыке и в своей натуре олицетворяет молодость. Недаром этот концерт (и прошлый фестиваль) устроили молодые! Все участники юбилейного вечера обладают уже немалым опытом побед в конкурсах, концертной практикой, но ещё в поиске своего пути. Программа же, составленная Я.Чистовым, продумана, как и название: «круг» сонат с «возвращением» и контрастами – от поздней, флейтовой с её лёгкой образностью – к последней более сложной кларнетовой, заключая песнями для голоса, вокальной «опорой» его музыки.

Собственно соната во Франции появилась только в 20 веке – у Дебюсси. Пуленковские циклы хоть и относят к неоклассицизму, но они похожи на сюиты в чисто французской традиции. Особое впечатление (для нашего слушателя!) производят вторые части: свободные по форме лирико-драматические «монологи». Без слов, но как будто с ними. Как заметил Чистов после концерта, в сонатах есть «сценический герой» – инструмент, они «изображают» и «разговаривают» в его манере, раскрывая образ, голос, характер, и действие разворачивается…

«…на станции «Аустрерлиц» в прошлый четверг…» Это Пуленк о флейтовой сонате ор.164. Она «родилась» в парижском метро, вытеснив работу над 2х-рояльной. Он делал так часто: рядом с одним сочинением возникало другое, контрастное по содержанию. Работал долго, периодами; цикл получился яркий, техничный – одно из известных и популярных сочинений Пуленка и флейтового репертуара. Он много написал для деревянных духовых: во Франции особое отношение к ним ещё с 18го века! Классические 3 части, но со своей «начинкой». 1ч. Аllegretto malincolico – пастораль с «птичьими эффектами» двойного стаккато у флейты, чудная 2-я – Cantilena с такими «душевными» мелодиями и гармониями, феерически весёлая 3-я Presto giocoso… Из триады поздних сонат (для флейты, гобоя и кларнета) эта самая доступная по содержанию. Написана для Жан-Пьера Рампаля, но формально посвящена памяти её заказчицы – американской меценатки. А это так важно для автора! Премьеру с флейтистом Пуленк играл сам… Артуру Рубинштейну, и только затем на Страсбургском фестивале. В концерте Соната была исполнена Евой Барковой. Это юное дарование уже пригласили поступить сразу в 2 французских консерватории! За фортепиано Наталья Никифорова. Выступление произвело хорошее впечатление: сыграно, виртуозно, живо. Хотя участвовать во взрослом концерте в 11 лет непросто. Но всё впереди!

Ева Баркова и Наталья Никифорова

Со струнными Пуленку пришлось повозиться ещё с 20х годов, и Соната для скрипки ор. 119 появилась только в 43-м. 1ю и 2ю части исполнили Анна Губерт и Ирина Евдокимова. Лаконичную манеру Губерт дополняла эмоциональная игра пианистки; ансамбль был прекрасно сделан, слушался очень цельно.

Анна Губерт

Анна Губерт

А премьеру своей сонаты Пуленк играл с выдающейся скрипачкой Жинетт Невё, которая помогала композитору в создании цикла; трагически погибла в 30 лет. Эдит Пиаф написала: «Я бы проехала тысячи миль, чтоб услышать великую Жинетт Невё»! Соната «моложе» флейтовой, но по содержанию «старше» и масштабнее. Посвящена памяти Г.Лорки, расстрелянного франкистами в 36-м году. От событий нельзя «закрыться» совсем! Это одно из лучших камерных сочинений композитора. Написана страстно, крупно, динамично, с каким-то «тёмным» темпераментом и лидирующей партией фортепиано. Другой Пуленк. Возможно, в ней мистически отразилась судьба и Лорки, и Ж.Невё. По завершении сочинения композитор назвал его «монстром». Он не был доволен результатом и, чтобы «избавиться от этого кошмара», сделал новую редакцию в 49-м году. Критики также не назвали её успешной. Да и автор не ожидал, что так «преуспеет» в своём желании не повторить стиль 19го века. Хотя трагическая программа не помешала ему ввести в тему побочной партии 1й ч. Allegro con fuoco лирическую цитату из «Онегина» П.Чайковского! И не случайно: в музыке много «русских» эмоций и экспрессии. 2я ч. Intermezzo впечатляет неоднозначностью образа и неожиданной для автора философией: от медитативных состояний через лирику, вырвавшуюся вдруг наверх, подобно крику жизни, – обратно, в никуда, оставив вопрос в звуке. Предчувствие трагического финала. Он не был исполнен, и слушатель остался в состоянии ожидания и тишины…

…в которую ярко ворвалась снова контрастно к предыдущей Соната для виолончели и фортепиано, ор. 143. Она написана уже в 4х частях. Но исполнены 1я и 2я. Автор сочинял её долго, с 1940 по 1948г. Он вообще не хотел писать струнную сонату после «неудачи» со скрипичной. Это период войны, уже второй в жизни композитора. В концлагере погиб один из друзей-поэтов. Написана кантата «Лик человеческий», а рядом – эта соната. Композитор верен себе, что бы ни происходило вокруг: в цикле сочетаются разные стили и жанры, характеры и темы, но связанные схожими интонациями. В 1й части Allegro.Tempo di marcia чередуются не только тональности, но и метры! А вот и сюитность: Марш, Ария (Cavatine), Балет-скерцо в народном духе (Ballabile) и превосходный Финал (Presto) с шикарными Largo по краям и темами в духе тарантеллы и вальса. Это одна из самых трудных сонат для виолончели, где используется богатство и возможности инструмента: полный диапазон, разнообразная кантилена и штрихи, искусственные флажолеты, игра на грифе, с сурдиной и т.п. Очень большая, с развёрнутой партией фортепиано, и сложная в ансамблевом репертуаре. Представлял её композитор в Париже как обычно сам со знаменитым виолончелистом Пьером Фурнье, которому она посвящена и который помогал с техническими аспектами, т.к. автор не был знаком с инструментом. Но произведение было опять не оценено критикой, а впоследствии стало более известно, чем скрипичная.

В концерте даже неполный цикл из 2х частей произвёл сильное впечатление своим масштабом и калейдоскопом образов. Исполнители – организатор вечера Ярослав Чистов и Анна Гржибовская. Виолончелист играл ярко, артистично и свободно, с инициативой, фантазией и отдачей, интересно по тембрам. Партия фортепиано была точна, звучала крепко, разнообразно, с хорошей ансамблевой поддержкой. Особенно слушалась 2я часть, которая по объёму и содержанию могла бы стать самостоятельной пьесой. В ней целый мир образов, лирики, эпики, жанров, с потрясающей красоты и экспрессии кульминацией… Слушатели приняли горячо и вызывали исполнителей.

Ярослав Чистов и Анна Гржибовская

Ярослав Чистов и Анна Гржибовская

Сонатный «вернисаж» заключила кларнетовая, ор.184. Это одно из последних сочинений Пуленка и популярных произведений в репертуаре кларнетистов. Посвящена памяти А.Онеггера. Из триады поздних, вернувшихся к классической 3х-частности. Интересно, что Пуленк работал над ней и гобойной, памяти Прокофьева, параллельно. Не случайно здесь столько от последнего! Премьеру в Сarnegie Hall играли Бенни Гудмен и Леонард Бернстайн, 3 месяца спустя после смерти автора. Заявленный в программе полный цикл не прозвучал на этот раз по причине замены исполнителя. Но 1ю часть превосходно исполнил Александр Фурсов в дуэте с Анной Гржибовской. Он ещё не окончил консерваторию, но показал себя настоящим артистом и профессионалом. Непростая, с резкими эмоциональными контрастами, эта часть оригинально обозначена Allegro tristamente и построена как и цикл – быстро-медленно-быстро. Было интересно слушать, и публика также вызывала исполнителей. Тем более, что они встретились первый раз прямо перед выступлением!

Александр Фурсов

Александр Фурсов

Перефразируя Ницше, можно сказать, что без вокальных номеров концерт «был бы ошибкой». Тем более, что Пуленка называли «французским Шубертом»: помимо опер, кантат, хоров, он писал вокальные циклы, песни и романсы на тексты современных поэтов. По-особенному работал со словом, тонко чувствовал вокальную линию, неразрывно связывая её с фортепианной. 3 романса: «Violon» (стихи Л.Бильморен), «Mais Mourir» (стихи П.Элюара) и « Les Chemins de l’Amour» (стихи Ж.Ануя) исполнила Юлия Бржезицкая. Аккомпанировала Ирина Евдокимова. Певица обладает сопрано с интересным меццовым тембром и большим диапазоном. Её пение отличалось музыкальной культурой, с чувством, но без лишних эффектов.

Юлия Бржезицкая и Ирина Евдокимова

Юлия Бржезицкая и Ирина Евдокимова

Завершал программу концерта тот же романс «Les Chemins de l`Amour» (Дороги любви), но на виолончели. Ярослав Чистов сам транспонировал клавир с вокального оригинала по виолончельным видеозаписям. Исполнил пьесу-сюрприз с Ириной Евдокимовой. Вальс прозвучал по-новому, необыкновенно тонко, музыкально и красиво. Зал бисировал.

Замечательно, что вечер объединил помимо консерваторцев, пианистов и других вузов: РАМ им.Гнесиных, МГИМ им.А.Шнитке, РГК им.С.Рахманинова. Понравилось мягкое туше И.Евдокимовой, звуковой баланс и «чувство локтя» во всех 3х номерах. Сам Ф.Пуленк был прекрасным пианистом, ансамблистом и концертмейстером, много писал для фортепиано. В юности занимался со знаменитым Р.Виньесом. «Аккомпанемент в песне так же значителен, как и партия фортепиано в сонате»! И считал ансамбль главным условием для создания музыкального образа.

А музыкальный образ самого Ф.Пуленка был «обрисован» на этом концерте очень успешно. «Значение его музыки непреходящее…она навсегда сохранит свежесть и оригинальность». (Д.Мийо.) Ну а что даёт она душе человеческой? Вопрос философский и чисто российский. Ответ таков: эмоциональные контрасты композитора показывают, «что вся жизнь – причудливое сочетание света и тени, они не существуют одно без другого, и чистая радость может быть омыта печалью». Но именно это создаёт правду и позитивное отношение к жизни, и она становится «ещё более прекрасной и желанной»! (А.Д.Алексеев). Улыбки и радость слушателей были тому пример.

Спасибо за концерт!

Марина ОЛЬШАНИНА

Фото Антона ЛАВРЕНЕНКОВА

26.12.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей