Новости |
Юрий Симонов, как Дон Кихот, истинный рыцарь в музыке…
В Концертном зале имени П.И. Чайковского в необыкновенно теплой и дружественной обстановке состоялся юбилейный вечер, посвященный 75-летию народного артиста СССР, профессора Юрия Симонова, на протяжении 17 лет возглавляющего в качестве художественного руководителя и главного дирижера Академический симфонический оркестр Московской филармонии.
Небезынтересно, что после того, как в 1968 году он оказался первым советским победителем на Международном конкурсе дирижеров, организованного Национальной академией Санта Чечилия в Риме, великий Евгений Мравинский пригласил его ассистентом в руководимый им Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. В свои 29 Юрий Иванович стал самым молодым главным дирижером Большого театра СССР, дебютировав оперой «Аида» Джузеппе Верди; и оставался им больше кого бы то ни было - 15 с половиной лет (с 1970 по 1985 годы).
С его легкой руки в репертуаре Большого после длительного перерыва появились оперы Рихарда Вагнера, включая «Золото Рейна» в 1979 году. К тому же он руководил постановками опер за рубежом, например, в 1975 году оперой С.С. Прокофьева «Война и мир» в театре «Метрополитен-Опера» (США). В 1982-м дебютировал оперой «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в Лондоне, в театре «Ковент-Гарден». А позже, в 93-м, руководил постановкой «Пиковой дамы» в парижском театре «Опера Бастилия». Примечательно, что на протяжении многих лет неутомимый и энергичный маэстро свою творческую деятельность совмещает с преподаванием: сначала в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1975-1991 г.г.), а с 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. При этом он активно делится дирижерским мастерством на мастер-классах, которые проходят в России и за рубежом.
Отрадно, что юбилейный концерт выдающегося музыканта проходил с аншлагом и начался с продолжительных аплодисментов, которыми его приветствовали стоя присутствующие в зале. А затем министр культуры РФ Владимир Мединский со сцены зачитал официальное поздравление Юрию Симонову от Президента России В.В. Путина и передал ему не только личное письмо Председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, но и огромную присланную в подарок корзину цветов.
Да и насыщенная программа концерта оказалась поистине впечатляющей. В первом отделении Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова исполнил грандиозную Симфонию № 5 до минор, из четырех частей (две последние исполнялись без перерыва) Людвига ван Бетховена. Это сочинение композитор посвятил меценатам, своим покровителям – князю Францу Лобковицу, австрийскому генералу, и графу Андрею Разумовскому, русскому дипломату и посланнику в Вене. Во втором отделении вдохновенно исполнялась монументальная симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Дон Кихот", состоящая из десяти фантастических вариаций на тему рыцарского характера для большого оркестра. Ее украшением явились три соло, в которых с тонкой виртуозностью выступили музыканты оркестра - заслуженный артист России Игорь Зимин (виолончель), Дмитрий Шорохов (скрипка) и Владимир Зимаков (альт).
Можно предположить, что выбор глубоко философских по замыслу произведений двух немецких композиторов для исполнения их на юбилейном концерте оказался закономерным, поскольку авторитетные музыкальные критики относят Юрия Симонова к представителям немецкой школы дирижирования. Об этом явно свидетельствует то, что его непосредственным педагогом по дирижированию в Ленинградской консерватории был знаменитый профессор Николай Рабинович, возглавлявший кафедру оперно-симфонического дирижирования. А он, в свою очередь, занимался у народного артиста РСФСР, дирижера Александра Гаука, в 30-е годы прошлого века имевшего свой класс в Ленинградской консерватории. При этом Гаук, сохранявший свою преемственность в мастерстве дирижировании, был учеником Николая Малько, совершенствовавшегося в Мюнхене у австрийского дирижера Феликса Мотля, который считается учеником великого дирижера и композитора, представителя так называемой «послевагнеровской пятёрки» Густава Малера.
Так что не случайно после, казалось, нескончаемых оваций публики Юрий Иванович, обращаясь к ней, сказал: «Уже поздно, но мы не можем огорчить публику, которая бывает на наших концертах здесь или в Филармонии-2, или в зале Московской консерватории. Мы всегда после концерта играем для вас какой-то сувенир. И сегодня не будет исключения. В очень популярной на Западе опере Рихарда Штрауса "Кавалер розы" есть много танцевальной музыки, в том числе две так называемые секвенции вальсов. Мы сыграем несколько эпизодов из первой секвенции. Думаю, что вам это понравится». И, действительно, сразу, как по мановению волшебной дирижерской палочки, зазвучала чарующая слух нежнейшая мелодия обворожительного вальса, явившаяся достойным завершением восхитительного музыкального праздника.
Примечательно, что по окончании концерта собравшиеся ученики, коллеги и друзья маэстро, продолжая поздравлять его с юбилеем, дарили ему приятные и подчас неожиданно оригинальные и дорогие сердцу подарки. Среди них оказалась изящная статуэтка, выполненная из серебра, покрытого золотом, в изображенном образе которой можно было узнать самого Юрия Симонова. Идея ее создания принадлежит приглашенному дирижеру Академического симфонического оркестра Московской филармонии, руководителю АНО «Русское музыкальное общество» Юрию Ботнари, постигавшего азы дирижерского искусства у Юрия Ивановича в Московской консерватории еще в 80-е годы. По его словам, статуэтка – авторская работа, выполненная в компании «Русский хрусталь» на основе представленных фотографий с десятками ракурсами дирижера. Но из них был выбран только один-единственный: его неизменная дирижерская стать, что больше всего соответствует действительности…
Алла Буловинова
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии
Послесловие
По окончании юбилейного концерта Юрия Симонова известная пианистка Екатерина Мечетина, солистка Московской государственной филармонии, лауреат премии Президента Российской Федерации, преподаватель Московской консерватории поделилась своим впечатлением:
- Концерт носил все признаки праздника с самого начала: сразу после того, когда Юрий Иванович вышел на сцену, и публика, стоя, приветствовала его овацией. А высокопрофессиональный и высокохудожественный уровень и эмоциональное выступление маэстро подтвердили, что в свои годы он находится на пике своей формы, являясь при этом одним из самых крупнейших дирижеров нашего времени. Когда я с ним неоднократно репетировала, то поняла, что он также - великий педагог, потому что умеет словами объяснить музыку и ясно высказать свои пожелания музыканту. Недаром в программу своего юбилейного концерта Юрий Симонов взял «Дон Кихота»! По сути, он сам - Дон Кихот, истинный рыцарь в музыке, так как борется с невежеством, с немузыкальностью и какой-то леностью в душе. И побеждает.
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-