Новости |
На концерте Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. Концертный зал имени П. И. Чайковского, 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
Музыка как воля и представление
Юбилейный сезон Госоркестра имени Светланова открылся, по традиции, дважды – сначала, в более камерном формате, в Доме-музее Чайковского в Клину, и затем, уже официально, в Большом зале консерватории. Сентябрьский блок выступлений худрука ГАСО Владимира Юровского с руководимым им оркестром завершился концертом в филармоническом зале Чайковского – и уже с самого начала сезона задал высочайшую планку по части неординарности программ.
Как известно, любой концерт Юровского – это больше, чем концерт; и дело не только в его глубоких и энциклопедически разносторонних вступительных речах, но и в концептуальной составляющей каждой программы, превращающей ее в определенное высказывание – просветительского ли, гражданского ли толка. Для иных коллективов и расти уже было бы некуда, однако с Юровским ГАСО неуклонно набирает высоту в течение всего года – в октябре ожидается мировая премьера Александра Вустина, имеющего статус композитора в резиденции оркестра, а в ноябре – выход в совершенно невероятное «Другое пространство», на котором среди прочего прозвучат российские премьеры знаковых сочинений ХХ века – «Групп» Штокхаузена и оперы-оратории Адамса «Эль Ниньо».
Пресс-конференция в Музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину. Художественный руководитель Госоркестра Владимир Юровский, директор Госоркестра Григорий Левонтин, директор музея-заповедника Галина Белонович, директор училища Владимир Демидов. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова
О прошедшем с любовью
Уже пятый год подряд по инициативе Юровского Госоркестр участвует в церемонии посвящения в студенты первокурсников колледжа при Московской консерватории (Мерзляковки) в Клину, а вечером этого же дня дает концерт для жителей города. Программа клинских концертов, традиционно так или иначе выстраиваемая вокруг Чайковского, в этом году была изысканно красива. В качестве ее сквозной темы дирижер предложил публике термин «пассеизм» – пристрастие к прошедшему (чувствуется, что и самому Юровскому, посвященному в студенты более четверти века назад в этих же стенах, воспоминания о студенческих годах очень дороги – так что клинские концерты всегда окрашены особенно теплым, личным отношением). Кстати, в этом году на сцену вместе с ГАСО впервые вышли и сами студенты училища – вокалисты и хоровики, с которыми дирижер провел отдельно несколько репетиций.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, художественный руководитель Госоркестра Владимир Юровский и директор училища Владимир Демидов. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту», – говаривал Петр Ильич, так что Моцарт неслучайно стал альфой и омегой этой пассеистской программы. От него (Двадцатый фортепианный концерт в трогательном исполнении 11-летней Ольги Иваненко, получившей возможность выступить с ГАСО в качестве специального приза за участие в недавно прошедшем Grand Piano Competition) нить протянулась к Чайковскому («Искренность пастушки», фактически, стилизованная под Моцарта), а на следующем витке – к Стравинскому (в его оркестровке прозвучали Па-де-де и Анданте из «Спящей красавицы», а затем была исполнена «Пульчинелла», целиком построенная на музыке Перголези и его современников – то есть снова разворот к XVIII веку, но уже к его самому началу, которое и для Моцарта было ностальгическим прошедшим); и наконец, к Рихарду Штраусу, чей виртуознейший гобойный концерт, говоря словами Юровского, «мог бы написать Моцарт, если бы умер на 150 лет позже».
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, солистка - Ольга Иваненко, дирижёр - Владимир Юровский. Клин, 2 сентября 2016 года. Фото Ильи Кононова
Невольно вспоминается одна из самых мистических сцен Степного волка, где Гарри Геллер, схватив Моцарта за косу, взлетел на ней, как на хвосте кометы, к небесам, и его «проняло острейшей, сверкающей, как сталь, ледяной радостью, желаньем залиться таким же звонким, неистовым, неземным смехом, каким заливался Моцарт»: именно так и прозвучала искрометная «Пульчинелла», ставшая кульминацией всего дня и покорившая четкостью артикуляции, отточенностью нюансировок и мгновенными эмоциональными перевоплощениями.
Из железа и стали
Следуя уже другой традиции, первый консерваторский концерт ГАСО состоялся в день рождения Евгения Светланова – 6 сентября и был посвящен его памяти. Главной интригой вечера были премьеры – мировая сочинения Ефрема Подгайца «AGES» и московская пьесы Всеволода Задерацкого «Завод» (первое произведение было создано в этом году, а второе – 81 год назад). Партитуру «AGES» Подгайц подарил Госоркестру после того, как Владимир Юровский заявил о намерении исполнить 80 премьер в юбилейном 80-м сезоне. Стоит отдать должное изобретательности композитора, зашифровавшего в монограмме (AGES = ля, соль, ми, ми бемоль) инициалы двух легендарных руководителей ГАСО – Александра Гаука и Евгения Светланова – и построившего на ней тематический материал практически всего сочинения: не исполнить его в день рождения Светланова Юровский просто не мог.
«Памяти Евгения Светланова». Композитор Ефрем Подгайц после мировой премьеры произведения "AGES", посвящённого Госоркестру. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
Как музыкальный кунстштюк пьеса оказалась довольно эффектна, даром что композитор не стесняется использовать приемы, если не сказать штампы, свойственные музыке эстрадной – и завывания флексатона в сочетании с вибрафоном, и стилизованный вальсок, и «угрожающее» фортепианное остинато в басах, и восходящие секвенции, и, наконец, завершающее пьесу бодрое скандирование си-бемоль мажорного трезвучия, в которое в итоге разрешается немного видоизмененный заглавный мотив. Зная любовь Юровского к музыке «третьего направления», не приходится удивляться, что «AGES» пришлось ему по душе, да и мастерства владения оркестром у Ефрема Подгайца не отнять. Однако услышать сочинение второй раз желания не возникает.
Концерт "Памяти Евгения Светланова". Московская премьера симфонического плаката "Завод" Всеволода Задерацкого. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
А вот симфонический плакат Всеволода Задерацкого «Завод», напротив, было бы интересно встретить снова в московских симфонических концертах. Ровесник Прокофьева, Задерацкий прожил невероятную и трагическую судьбу, в которой были и уроки музыки с цесаревичем Алексеем, и лагерь на Колыме, где он создал свой главный труд – «24 прелюдии и фуги». До последнего времени его музыка была практически неизвестна слушателю, но благодаря усилиям его сына, музыковеда Всеволода Задерацкого-младшего, музыкальная общественность начинает ее открывать. «Завод» неизбежно вызывает ассоциации с одноименным легендарным сочинением Мосолова, созданным на семь лет ранее; однако пьеса Задерацкого раза в три длиннее и, в некотором смысле, страшнее миниатюры Мосолова. Партитура покоряет разнообразием оркестровки и ритмических рисунков, а пролетарский гимн у медных духовых в конце звучит не столько торжественно, сколько безжалостно, обрушиваясь на слушателя со всей своей мощью.
Линию произведений из «железа и стали» продолжила редко исполняющаяся Вторая симфония Прокофьева, где впечатления композитора от бурно развивающейся индустриальной культуры поданы не через звукоизображения вращений шестеренок и заводских гудков, а в опосредованном виде, «режуще острым и могуче диким», по выражению Мясковского, характером музыки. И вот она-то и стала вершиной концерта, особенно ярко продемонстрировав отличительные свойства манеры Юровского в сравнении с Гергиевым, неоднократно исполнявшим ту же симфонию в том же зале в рамках Пасхального фестиваля.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 6 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
Если у Гергиева это свободно изливающаяся как бы через него, стихийная, чуть ли не животная сила, подчиняющая себе и оркестр, и публику, то у Юровского – четко регламентированная подача энергии, пропускаемой, прежде всего, через аналитический ум; и даже в самых лихо закрученных эпизодах ощущаются хладнокровие и полный контроль дирижера над всей звучащей массой, выстроенной вплоть до каждого подголоска.
Лирическим центром этой конструктивистской программы мог бы стать Четвертый концерт Рахманинова с солистом Алексеем Зуевым, выучившимся у Алексея Любимова и Элисо Вирсаладзе в Зальцбурге и Мюнхене. Однако его эмоционально нейтральная интерпретация скорее вызвала недоумение: складывалось ощущение, что солист не ставил перед собой каких-либо творческих задач ни в отношении содержания, ни в области звукоизвлечения (хотя с технической точки зрения нареканий нет).
Через тьму к свету
Словно в компенсацию, настоящее волшебство случилось на следующем концерте в КЗЧ: с первых же нот Первого скрипичного концерта Прокофьева скрипач Сергей Крылов буквально заставил зал замереть, заворожив публику тончайшей, поэтичнейшей игрой под деликатный и чуткий аккомпанемент дирижера. Евгений Светланов, как-то вспоминая о совместном исполнении этого концерта с Давидом Ойстрахом в 1972 году в Лондоне, отметил, что его сложно отнести к числу выигрышных для солиста, однако же Ойстрах имел такой фурор, что скерцо пришлось повторить на бис. В случае с Крыловым и Юровским, думается, восторг публики был не меньшим, а в качестве биса солист исполнил финал второй сонаты Изаи, имеющий подзаголовок «Фурии» и построенный на мотиве секвеции Dies irae (День гнева).
Еще висевшее в воздухе воспоминание о только что растворившемся в божественной вышине ре мажоре тут же было перечеркнуто, – к тому же, в игре солиста явно почувствовалась усталость, появились технические огрехи, а сам финал оказался смазанным.
В качестве оправдания этого выбора можно только отметить, что бис неожиданно создал дополнительную смысловую арку внутри программы концерта: соната Изаи, известная как «Наваждение», перекинула мостик к «Наваждению» Прокофьева, открывшему вечер, замкнув таким образом возвышенную лирику скрипичного концерта в «дьявольские» кавычки.
Сергей Прокофьев - "Наваждение", оркестровая версия Геннадия Гладкова. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Дирижёр - Владимир Юровский. 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
«Наваждение» Прокофьева, представленное в оркестровке и с досочиненными вступлением и заключением Геннадия Гладкова, в некотором роде было премьерой: в более камерном составе Юровский с ГАСО уже исполнили пьесу в МГУ им. Ломоносова в апреле этого года, но в полностью реализовать замысел автора удалось только сейчас. Во вступительном слове Юровский предположил, что в этой работе Гладков выявляет в Прокофьеве предшественника кино- и рок-музыки – однако же, при всех удачных тембровых находках, «Наваждение» с электрогитарой, ударной установкой и саксофонами потеряло самое главное: инфернальный характер.
Смысл послесловия, сводящего на нет весь драйв прокофьевского опуса, и вовсе остался неясен: в оригинале «Наваждение» постепенно истаивает на пианиссимо, словно жуткое видение, растворяющееся в воздухе; у Гладкова же после окончательной цезуры внезапно возвращается и неоднократно повторяется, переходя от одного инструмента к другому, заглавный мотив пьесы, – причем никакого другого развития не происходит и действие «зависает» примерно на столько же по времени, сколько до этого длилась пьеса Прокофьева. Затянувшееся окончание несколько раз хотелось прервать аплодисментами – вряд ли это понравилось бы Сергею Сергеевичу, больше всего на свете ненавидевшему скуку в музыке.
В целом же филармонический концерт 8 сентября по своей насыщенности приближался к программам летних просветительских циклов. Здесь в полной мере проявилось мастерство Юровского в жонглировании памятными датами и выстраивании аналогий: свое отражение нашли и 125-летие Прокофьева, и 110-летие Шостаковича, и 80-летние юбилеи Госоркестра и печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки». От раннего Прокофьева Юровский перешел к юному Шостаковичу, исполнив Первую симфонию (в очередной раз подтвердив высокий уровень солистов Госоркестра, в особенности скрипичного и виолончельного концертмейстеров Сергея Гиршенко и Антона Павловского, запомнившихся своими прекрасными соло в побочной партии финала), а во втором отделении – «Лулу-сюиту» Альбана Берга и Пять антрактов из «Катерины Измайловой» Шостаковича.
Альбан Берг – «Лулу-сюита». Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Солистка - Надежда Гулицкая. Дирижёр - Владимир Юровский. 8 сентября 2016 года. Фото Веры Журавлёвой
Четыре из пяти частей «Лулу-сюиты» Юровский исполнил два года назад в рамках просветительского цикла, посвященного Прометею, но тогда она несколько затерялась среди невероятно разнообразной и продолжительной программы. В этот же раз сюита с солирующей Надеждой Гулицкой, обладающей аристократичным и пластичным сопрано и регулярно участвующей в проектах дирижера, прозвучала как цельная, густая, насыщенная драматизмом и томлением «вокальная симфония». И даже если для многих слушателей она оказалась наиболее сложным произведением из всей программы – и по экспрессивному музыкальному языку, и по продолжительности, – в этот вечер музыка Берга точно приобрела новых поклонников, а уже существующим подарила редкое наслаждение.
Итогом вечера стали пять антрактов из «Катерины Измайловой», сыгранные по-настоящему мощно и трагедийно. Катарсическое переживание, достигнутое в момент наивысшей кульминации Пассакалии, отразилось и на всех остальных антрактах, парадоксальным образом окрасив и предыдущие, и последующие – в том числе пропитанные сарказмом и построенные на «сниженной» музыкальной лексике – светом высокой трагедии. Своей собственной волей и концентрацией в каждый момент времени Юровский объединил все фрагменты в единую линию, привнеся, как обычно, в играемую музыку много личного; что ж, остается только поздравить с этим фактом сентябрьского юбиляра, а современным композиторам пожелать скорейших встреч их сочинений с личностью такого масштаба, как Владимир Юровский.
Елена Мусаелян
Фотографии предоставлены
пресс-службой Госоркестра России им.Е.Ф.Светланова
Анонсы |
-20.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-