Новости


Подписаться на новости



Геннадий Николаевич Рождественский

Юбилею Геннадия Рождественского посвящается

В мае исполняется 85 лет выдающемуся дирижеру современности Геннадию Рождественскому. Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского посвятил юбилею своего музыкального руководителя премьеру «Сервилии» Н.А. Римского-Корсакова, а также осуществил первую в истории полную запись этой оперы по инициативе и под руководством маэстро.    

За свою счастливо сложившуюся и плодотворную творческую жизнь народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, профессор Московской консерватории Геннадий Николаевич Рождественский руководил крупнейшими российскими и зарубежными коллективами, в том числе Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и радиовещания, Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, Московским Камерным музыкальным театром, оркестром Би Би Си, Стокгольмским королевским оркестром, Венским симфоническим оркестром. В 1951 – 1960 и 1978 – 1982 гг. являлся дирижером, а в 1965 – 1970 гг. – главным дирижером Большого театра. Осуществил российские и мировые премьеры ряда опер. Кроме того, Г. Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио и другими коллективами.

фестиваль, посвященный юбилею Г.Н. Рождественского

Он избран почетным дирижером Токийского оркестра Иомиури, Почетным членом Шведской и Английской королевских академий, является кавалером ордена Восходящего Солнца (Япония), офицером Почетного легиона (Франция) и командором Превосходнейшего ордена Британской империи, награжден несколькими орденами «За заслуги перед Отечеством». Знаменитому дирижеру посвятили свои произведения крупнейшие композиторы – Альфред Шнитке, Родион Щедрин, София Губайдулина. Долгое время Г. Рождественский был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Г. Шнитке (в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора). Под его управлением состоялись и премьеры в СССР балета И. Стравинского «Весна священная» и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь», а также премьеры оркестровых сочинений Ф. Пуленка, П. Хиндемита, К. Орфа и других крупнейших зарубежных композиторов.

В 1974 – 1984 гг. Геннадий Рождественский являлся главным дирижером Московского Камерного музыкального театра Бориса Покровского. Был дирижером-постановщиком таких знаковых для отечественной культуры опер, как «Нос» Д. Шостаковича и «Похождения повесы» И. Стравинского. Эти спектакли и по сей день украшают репертуар театра, являясь его золотым фондом.

С 1 сентября 2012 года Г. Рождественский – музыкальный руководитель Камерного музыкального театра, за четыре сезона успевший поставить оперы «Идоменей» Моцарта – Штрауса, «Три Пинто» Вебера – Малера, «Блудный сын» Бриттена, «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Мавра» Стравинского, «Леонора» Бетховена, «Лиса-плутовка» Яначека. И каждый из оперных шедевров, к которым дирижер обращается в своем творчестве, является для него важнейшим художественным средством для беседы со слушателями. Беседы сокровенной, необходимой, серьезной, о вещах самых главных. Невозможно не восхищаться, с какой редкой целеустремленностью и удивительным терпением осуществляет он свою исполненную необычайного воодушевления просветительскую миссию. Давно известна и необычайная широта эрудиции дирижера, и его стремление открывать слушателям новое или незаслуженно забытое.

Музыке Г. Рождественский служит с поразительной самоотверженностью. Вместе с тем в своей устремленности к ее вершинам он никогда не бывает суетен и тороплив, убеждая нас в справедливости знаменитых пушкинских строк: «Служенье муз не терпит суеты, / Прекрасное должно быть величаво».

О выразительности его дирижерского жеста и феноменальной природной мануальной технике писалось уже неоднократно. Наблюдая за Геннадием Николаевичем, вспоминаются также слова известного немецкого дирижера Оскара Фрида: «Надо родиться с сердцем, способным воспринимать самые тончайшие музыкальные впечатления, надо воспитать ум, способный претворить эти впечатления в идеи, и надо иметь твердую руку, чтобы передать эти идеи своему коллективу». Однако, выдающегося дирижера определяют не только тонкое чувствование музыки и блестящая техника, сколько его безграничное, поистине магическое воздействие на исполнителей и через них на слушателей. При этом ничего лишнего, ничего отвлекающего от непосредственно звучащей музыки. Но за этим скрывается огромный темперамент, всегда находящийся в гармонии с высоким интеллектом. В его манере общения с оркестром подкупает и глубокая внутренняя интеллигентность, и утонченный аристократизм, и умение «извлечь» из своего «многозвучного инструмента» все ресурсы, заставить музыкантов сделать невозможное.   

Сервилия

Все сказанное о дирижере относится и к его новой постановке – опере «Сервилия» Н.А. Римского-Корсакова. Ее появление в афише Камерного музыкального театра можно только приветствовать, особенно учитывая трудную сценическую судьбу этой оперы. Первая, петербургская, постановка «Сервилии» была осуществлена Мариинским театром 1 (14) октября 1902 года под управлением Феликса Блуменфельда. Несмотря на успех первых представлений, сам композитор почему-то считал, что эта его опера «успеха иметь не должна…», и, как оказалось, не напрасно волновался за свое детище. Уже на седьмом, и последнем, представлении театр был полупустым. Не увенчалась успехом и ее московская премьера, осуществленная 2 октября 1904 года на сцене Театра Солодовникова. Отодвинутая в тень более удачливыми «сестрами», «Сервилия» на долгое время оказалась практически забытой. Лишь в 1944 году оперу исполнил Оперный ансамбль ВТО, а, спустя еще полвека, в 1994 году она была поставлена в Самарском (Куйбышевском) театре оперы и балета. Необходимо также упомянуть осуществленную в 1949 году Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения и солистами вокальной группы, в том числе Наталией Рождественской (мамой Геннадия Николаевича), под управлением Онисима Брона запись четырех фрагментов из этой оперы.

Интересна и история создания «Сервилии». После постановки только что написанной «Сказки о царе Салтане» в московской Русской частной опере С.И. Мамонтова, в 1900 году Н.А. Римский-Корсаков вновь обратился к творчеству известного русского поэта и драматурга Л.А. Мея (1822—1862), с «Псковитянки» которого он когда-то начал оперную деятельность и вновь возвратился в «Царской невесте». На этот раз его привлекла «Сервилия» — драма из истории Древнего Рима времени распространения христианства. В «Летописи моей музыкальной жизни» Н.А. Римский-Корсаков пишет: «Мысль о «Сервилии» как об оперном сюжете приходила мне несколько раз и в прежние годы. На этот раз мое внимание было привлечено серьезно… Я никому не говорил о своем решении писать «Сервилию» и, взяв меевскую драму, сам разработал либретто своей оперы». Примечательно и высказывание Н.Н. Римской-Корсаковой, считавшей, что опере вредят многочисленные речитативы, но в целом она привлекает к себе удивительным мастерством и обдуманностью, с какими она написана, превосходной инструментовкой и поэтичностью некоторых номеров.

«Сервилия», относящаяся к позднему периоду творчества композитора (после нее были созданы только «Кащей Бессмертный», «Сказание о невилимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотой петушок»), - опера необычайно интересная по своему тематизму, по смелому, можно даже сказать, экспериментальному характеру некоторых музыкальных идей. Эта «древнеримская» опера (представляющая собой, вместе с прелюдией-кантатой «Из Гомера» и романсами, реализацию многолетних «античных» замыслов композитора) в большой мере устремлена в будущее. Потому не удивительно, что современниками в большинстве своем «Сервилия» не была оценена по достоинству. 

В то же время и критики, и слушатели оперы сходились на том, что самое прекрасное в ней – несущий в себе элемент нежной женственности образ главной героини. В духовном мире римской патрицианки Сервилии земная любовь и земные горести сплетаются с мистическими предчувствиями, которые находят исход в принятии ею христианских монашеских обетов. Она умирает, увидев жениха, которого оплакивала как мертвого: «Когда тебя я снова увидала, то струны жизни вмиг во мне порвались. Теперь звучит последняя струна, и та слабеет…». Говоря о сцене смерти Сервилии, сами собой напрашиваются аналогии со сценой таяния Снегурочки, превращения морской царевны Волховы в реку Волхов и смертью Марфы в «Царской невесте». Это все то же вечно женственное начало, увлекающее человечество ввысь.     

Действие «Сервилии» происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона. Префект преторианцев (начальник придворной гвардии) Софоний Тигеллин (народный артист России Сергей Байков), жестокий временщик, хочет уничтожить лучших людей Рима во главе с народным трибуном Валерием Аруленом Рустиком (Захар Ковалев). Из-за предательства Эгнатия (Александр Полковников), вольноотпущенника сенатора Сорана, Тигеллин узнает о попытке группы сенаторов покончить с его самовластием и арестовывает их. Сервилия (Татьяна Конинская), дочь Сорана и невеста Валерия, едва не попадает в руки тайно влюбленного в нее Эгнатия. Валерию удается избежать гибели и спасти Сервилию, но измученная испытаниями девушка умирает, призывая окружающих обратиться в христианство. Потрясенные свидетели ее смерти провозглашают: «Верую!»

Режиссер-постановщик оперы – заслуженный деятель искусств России Ольга Иванова – в своих постановках всегда на редкость органично сочетает современные театральные технологии на сцене с уважением к автору и бережным отношением к традиции. Ее режиссерская концепция привлекает, прежде всего, своей неожиданностью и многослойностью, а также умением проникнуть в зашифрованный в партитуре авторский замысел. Премьерный спектакль порадовал и своим слаженным актерским ансамблем, и созданной в нем атмосферой. Хочется отметить и стремление режиссера найти точные краски, выстроить внутреннюю логику развития действия исходя из характеров героев.

Сервилия

Подлинным соавтором режиссера выступил художник-постановщик – заслуженный художник России Виктор Герасименко, превративший зал Камерного театра в настоящий римский форум. В итоге, возникает ощущение, что все на самом деле происходит в Древнем Риме. Созданные им с безграничной фантазией, изобретательностью, мастерством и безукоризненным чувством цвета, света (художник по свету Айвар Салихов, видеопроекция Данилы Герасименко) и формы декорации не просто «говорят», они «поют». Благодаря удачному решению сценического пространства, действие идет одновременно в разных частях сцены, где выстроены красивые интерьеры с точными деталями быта. Замечательной частью музыкального целого является хор (хормейстер – заслуженная артистка России Елена Озерова).

Мир, в котором живут герои «Сервилии», груб, жесток и лицемерен. В этом мире, кажется, трудно найти место любви. С одной стороны, мы видим горе и боль страшных репрессий и террора времен Нерона, с другой стороны, - это размышление о вечном законе мироздания, возвышающимся над реальными историческими событиями. Этот вечный закон состоит в том, что истинные Любовь и Вера всегда оставляют шанс на спасение.    

Трудными были и задачи, стоящие перед исполнителями главных партий, - создать характеры, точно передать исторические реалии, обнажив душу. В этой опере всех героев обуревают страсти – любовь и ненависть, оскорбленное чувство и предательство, вина за содеянное и раскаяние. Отсюда особая исповедальная интонация, обнажающая себя до предела.      

В центре оперы – любовный треугольник: Сервилия, ее возлюбленный – народный трибун Валерий Арулен Рустик (Захар Ковалев) и вольноотпущенник ее отца (сенатора Сорана) Эгнатий (Александр Полковников). Особенно интересен созданный Александром Полковниковым образ Эгнатия - раздавленного трагическими событиями жизни, противоречивого человека. Он виртуозно плетет интриги, в конечном итоге, и приводящие его возлюбленную к гибели. Но все это он делает ради любви и потому, окруженный романтическим ореолом, не может не вызывать симпатию зрителя. Вместе с тем, страдая от неразделенной любви, он сам несет тяжкий крест. Певец неповторимого артистического обаяния, глубоко чувствующий музыку, А. Полковников умеет проникать в сокровенные черты своего героя, как бы переселяясь в него.     

Главная героиня Сервилия в исполнении Татьяны Конинской наиболее драматична из всех персонажей. Ее выразительное и гибкое сопрано во всех эпизодах звучит красиво и трогательно, постепенно насыщаясь новыми красками по мере движения к трагической развязке, и чем ближе к концу, тем все более уводя зрителя в потусторонний мир.

Любовная драма разворачивается в «Сервилии» на фоне реальных исторических событий, происходящих в начале новой эры и связанных с упадком языческой веры и приходом христианства. В этом отношении особенно символичен призывающий народ верить в Единого Бога Старик в исполнении заслуженного артиста России Германа Юкавского – обладателя мощного красивого баса, великолепной техники и яркого актерского темперамента.      

Что касается оркестра, то он показывает высочайший класс музицирования – и в единстве штриха и развернутой динамической шкале струнных смычковых, и в рельефности деревянных духовых, и в выразительно-объемном звучании меди и точности ударных. И маэстро, и его молодому коллеге Дмитрию Крюкову удалось извлечь из партитуры Н. Римского-Корсакова новые смыслы, проникнув в самую ее суть, и дифференцированно выстроить сложную оперно-симфоническую ткань музыки, соединив ее в органическое целое.     

Искусство Г. Рождественского поражает своей космической масштабностью. Звучание оркестра под его управлением нельзя спутать ни с чьим другим. За пультом он подобен настоящему волшебнику, властелину дирижерской палочки, наделенному таинственной силой.  Он так умеет выстраивать звучание партитуры, добиваясь идеального интонирования и идеального баланса звучания оркестровых групп и соотношения внутри каждой из них, что позволяет ему решать любые художественные задачи и делать это с присущим именно ему особым блеском.  

Среди выдающихся дирижеров современности Геннадия Рождественского по праву называют гордостью мирового исполнительского искусства. Легендарная личность, по виражам жизни которой можно проследить историю культуры XX века, ведь за дирижерским пультом он стоит уже более шести десятилетий.

В мае в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, музыкальный руководителем которого Геннадий Николаевич является в настоящее время, пройдет большой фестиваль, посвященный юбилею Г.Н. Рождественского. В течение всего месяца можно будет увидеть спектакли, в которых Геннадий Николаевич выступил в качестве дирижера-постановщика. А откроется фестиваль 6 мая вторым премьерным блоком оперы Римского-Корсакова "Сервилия".

Ирина Новичкова

Фотографии Игоря Захаркина

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 27282930    

Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей