Новости |
26.02.2025
Южный карнавал и северная драма
В Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Госоркестра России имени Е. Светланова. Легендарный дирижер Александр Лазарев представил программу из сочинений Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. Солист — известный скрипач Никита Борисоглебский.
Не секрет, что оба композитора отмечают в этом году одинаковые юбилеи (160 лет со дня рождения). Они были не только современниками, но и друзьями, состоявшими в многолетней переписке. Поэтому выбор именно этих имен для концерта не случаен.
Лазарев выстроил программу весьма контрастно: в первой части господствовали праздничные, светлые краски, тогда как вторая получилась крайне драматичной и мрачной.
Открыла концерт увертюра «Карнавал», которая довольно редко звучит в наши дни, это не самая ходовая вещь Александра Глазунова. Музыка произведения, несомненно, очень близка дирижеру. Ее приподнятость, театральность, эффектность подавались им максимально ярко и парадно: тутти всего оркестра создавало мощное звуковое поле, а главная тема, в условно итальянском карнавальном духе, рисовала картину праздничного гуляния, передавала ощущение вихря движений возбужденной, танцующей толпы. Но в средней части шум внезапно стих: здесь композитор дал высказаться солирующему органу (Маргарита Королева), чей хорал звучал очень возвышенно и как бы напоминал о грядущем вслед за празднествами времени Великого Поста. Небольшая передышка — и снова полное погружение в стихию завлекающего, веселого праздника. С самого начала концерта Лазарев завел, разгорячил публику, чтобы дать ей расслабиться и выдохнуть, когда наступил черед Скрипичного концерта Глазунова.
Он также предстал в образцовом прочтении: оркестр показал себя здесь не только как деликатный партнер, не мешавший солисту, не заглушавший его, но и как самостоятельная единица.
Красочность, звенящую легкость партитуры музыкантам удалось передать просто блестяще. Изысканно выглядел и Никита Борисоглебский. В его игре сочетались виртуозность, осмысленность и горячий эмоциональный настрой. Кристальная чистота пассажей, теплый, полетный звук его инструмента, тонкость фразировки — все это очаровывало и создавало филигранную интерпретацию Концерта.
На бис в первом отделении скрипач вместе с Госоркестром исполнил «Юмореску» Яна Сибелиуса, наполненную легким, мягким юмором. И тут Борисоглебский порадовал своим мастерством: элегантностью, плавностью звучания, изящной, тонкой динамикой.
Во втором отделении программы — совсем другой Сибелиус. Его Первая симфония — сочинение драматического, трагедийного масштаба. В трактовке Александра Лазарева симфония предстала произведением гиперромантическим. Полная внутренней силы, бури страстей, одновременно героической патетики и трагической обреченности, словно лавина, она надвигалась на слушателя, погружая его в поток эмоций крупного масштаба. Минимальные паузы между частями по задумке дирижера придавали монолитность сочинению, в котором островки тишины и покоя крайне мимолетны. Первая симфония Сибелиуса по своему уровню воздействия не уступает симфоническим произведениям Чайковского, и небольшие аллюзии на него здесь вполне можно было уловить: например, в красивейшей мелодии у струнных в финале, почти по-русски кантиленной, очень широкого дыхания.
Нашлось место и пейзажности: Лазарев уловил ее в трио третьей части с его охотничьими перекличками у медных духовых, которое как будто рисует картину мрачной, угрюмой северной природы. Но, конечно, в своей интерпретации дирижер сделал акцент именно на трагедийной стороне музыки, ее экстатическом драматизме. И даже несмотря на несколько, как показалось, ускоренные темпы во второй и третьей частях, оркестр ни на секунду не разваливался, а звучал невероятно едино, нервно, напряженно, передавая всю боль, драму, заложенные в сочинении.
Снять напряжение, появившееся от столь эмоционально тяжелой музыки, был призван бис. Госоркестр исполнил коду из части «Лето» балета «Времена года» Александра Глазунова: воздушность, полетность, легкость и праздничность музыки в великолепном исполнении коллектива уравновесили атмосферу вечера, придав ему закругленность и стройность.
Филипп ГЕЛЛЕР
Фотографии Веры Журавлевой
26.02.2025
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-