• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Ундина»: зачем мы возрождаем забытое?

В Большом зале Московской консерватории прозвучала «Ундина» Петра Ильича Чайковского. Симфонический оркестр оперного театра и хор МГК представили публике оперу в концертном исполнении под руководством дирижёра Владимира Федосеева.

«Ундина» - вторая опера Чайковского. Композитор написал её в 1869 году за рекордно короткий срок – шесть месяцев. Премьера должна была состояться в Мариинском театре осенью того же года, но потом была перенесена на следующий сезон. 16 марта 1870 года фрагменты I действия прозвучали в концертном исполнении на сцене Большого театра, не вызвав большого восторга у публики. В результате, Мариинский театр отменил предстоящую постановку, а разочарованный Чайковский уничтожил партитуру.

Возвращением «Ундины» занимались многие учёные в разные годы. Первые попытки воссоздать это произведение были предприняты в середине прошлого века: в 1950-м году в сборнике собрания «ранних» сочинений Чайковского были изданы фрагменты I действия оперы, потом композитор В.Я. Шебалин восстановил Дуэт Ундины и Гульбранда по сохранившемуся эскизу и Дуэту Одетты и Зигфрида из II действия балета «Лебединое озеро». Наиболее полная версия оперы вошла в третий том Серии 1 Академического полного собрания сочинений Чайковского – масштабного проекта, осуществлённого силами Государственного мемориального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину, Государственного института искусствознания и издательства MPI (Music Production International).  

На сегодняшний день опубликованы пять фрагментов оперы: Интродукция, песня Ундины и Финал I действия, Марш и Дуэт героев из III действия. Впервые они прозвучали 11 ноября 2015 года в мемориальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в исполнении Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева. Партии Ундины и Гульбранда исполняли солисты Большого театра – Анна Аглатова и Алексей Татаринцев. Текст читал советский и российский актёр театра и кино – Михаил Филиппов.

Можно только гадать, почему «Ундина» оказалась невостребованной в эпоху её создания. Может быть, романтическая история о любви русалки и рыцаря, рассказанная в повести немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке, зрителю середины 19 века казалась слишком наивной, а может, в сюжете было слишком много неувязок. Сегодня содержание оперы можно понять только благодаря рассказчику, который объединяет немногие сохранившиеся номера. Гораздо интереснее вслушиваться в музыку, в которой можно найти предвосхищение многих более зрелых произведений Чайковского - Второй симфонии, музыки к пьесе «Снегурочка» А. Островского, балета «Лебединое озеро».

Юлия Бржезицкая, исполнившая партию Ундины в Большом зале Консерватории, в своём жемчужно-белом платье, с греческой причёской, напоминала прекрасную нимфу и буквально очаровала публику. В её исполнении были слышны все качества будущей оперной звезды: красивый тембр, выразительное интонирование, эмоциональность. Но, между тем, хорошо ощущалось и волнение, которое, вероятно, помешало ей справиться с самыми верхними нотами. В паре с Александром Черновым – Гульбрандом, солисты звучали весьма органично, прекрасно дополняя друг друга. При минимальных возможностях для актёрской игры в условиях концертного выступления они сумели передать чувства героев: нежность, трепетность, страсть. 

Неоднозначные впечатления произвёл и оркестр. Глубокому и насыщенному звучанию то и дело противостояли ритмические недочёты. Однако «Буря» получилась достаточно удачной. Исполнение совместно с хором столь яркого номера из III действия продемонстрировало удивительную изобразительность тревожной картины природы и мастерство оркестровки композитора. Впрочем, не хотелось бы разбирать все аспекты исполнения детально. Прежде всего, потому, что «Ундина» на академической сцене - явление редкое и её звучание в стенах БЗК уникально.

Прекрасным обрамлением к опере послужили бессмертные «хиты» Чайковского – интродукция к опере «Евгений Онегин» и баллада Томского из оперы «Пиковая дама». Кроме того, Владимир Федосеев включил в программу концерта романсы в транскрипции для солистов и оркестра С.И. Танеева «Страшная минута», «Ни слова, о, друг мой», «В огороде, возле броду», «Песнь цыганки». Очевидно, выбор именно таких произведений в контексте «Ундины» неслучаен, поскольку публика имела возможность сопоставить ранние замыслы великого композитора в области вокальной и симфонической музыки с вершинами его творчества.

Какова же цель воссоздания и исполнения уничтоженного автором произведения? Является ли данная опера только музыковедческим документом, ниточкой, по которой можно проследить творческий процесс композитора? Конечно же, это не так. Музыка «Ундины» интересна и сама по себе, а аллюзии на другие известные опусы Чайковского – своеобразный бонус для «искушённого слушателя», который получит дополнительное удовольствие от их узнавания. Вместе с тем, когда столь уникальную программу исполняет молодой коллектив под руководством выдающегося дирижёра – вечер просто обречён на то, чтобы оставить публику неравнодушной.

Маргарита БЕДНЯКОВА


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей