• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



14.11.2024

«Жар-птица» Приморской сцены

В программу гастрольного тура Приморской сцены Мариинского театра этой осенью в Москве вошел балет-сказка «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, мировая премьера которого состоялась 25 июня 1910 года на сцене Парижской оперы в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Создание музыкальной партитуры стало настоящим испытанием для 27-летнего композитора. Либретто уже было написано Михаилом Фокиным и утверждено организатором гастролей. Велся поиск композитора, который бы смог отобразить русскую сказку в «горящей, пылающей, бросающей искрами музыке», заняться созданием «огневого образа в балете», как позже об этом писал сам Дягилев. Всего за полгода Стравинский в тесном контакте с Фокиным сотворил абсолютный балетный хит, а музыка «Жар-птицы», ярко-красочная, наполненная оркестровыми эффектами, и ныне является одной из самых исполняемых среди прочих сочинений композитора.

Жар-птица – пожалуй, самый фантастический образ русской народной сказки, весьма подходящий для хореографического воплощения. Но не написано о ней такой истории, которая бы полностью соответствовала балетному канону. Поэтому в оригинальном либретто соединились мотивы различных сказок. Балетмейстер Эльдар Алиев в авторской версии балета (Владивосток, 20 июня 2015 года) пошел по тому же пути, серьезно переработав исходный материал. Образ его Жар-птицы обретает черты различных фантастических героинь, но более всего  перекликается с Царевной-Лебедью, заколдованной девушкой, помогающей Ивану-царевичу победить злого волшебника Кащея и его поганую свиту. После гибели злодея и его царства чудесная птица превращается в прекрасную царевну - невесту Ивана.

Хореография Алиева сохранила традиционное противопоставление танцевального рисунка положительных героев, в основе которого лежат классический и народный характерный танцы, мрачному царству Кащея, наполненному гротескной пластикой и современными движениями.

В постановке Алиева «Жар-птица» идет в одном действии, состоящем из пяти сменяющих одна другую сцен.

Первая сцена. Раскрывается занавес и зритель видит высокое древо, украшенное бусами и увешанное пестрыми лентами. Именно оно, в отличии от казенной редакции Андриса Лиепы в Мариинском театре с ее разнообразными живописными декорациями, будет играть в постановке приморского филиала сценообразующую роль и, являясь основным декорационным элементом спектакля, наряду с музыкой передавать характер и настроение действия. В канун Праздника любви нарядные девушки с длинными косами, одетые в разноцветные сарафаны, созвучные цветовой гамме дерева, плетут венки для своих возлюбленных. Вскоре появляются юноши в косоворотках и шароварах, среди них выделяется Иван-Царевич. Кордебалет заполняет все пространство и демонстрирует мастерство в ровности линий и синхронности движений, принимая участие в подобии русских народных забав: тут и «ручеек» и «змейка», различные хороводы. Эффектно смотрятся групповые поддержки девушек, сидящих на переплетенных руках юношей в движении по кругу, впечатляет многообразие танцевальных рисунков. В медленном, женственном «хороводе царевен-девушек» Стравинский берет за основу русскую народную песню «По садику».

Во второй сцене сумрачное звучание оркестра рисует зловещее царство Кащея (в изначальной постановке Фокина этой сцене соответствует «волшебный сад»). В постановке Алиева на фоне «черного кабинета» с высоты спускаются шишковатые ветви, образуя подобие мрачной, глухой, непроходимой чащи. Дерево в центре сцены сменяет свой жизнерадостный наряд на темную кору векового исполина. Иван (Сергей Уманец) углубляется в лес. Внезапно юношу ослепляет огненное виденье — он впервые встречает Жар-птицу (Лилия Бережнова). Художник по костюмам (Галина Соловьева) лишила балерину «фокинской» пачки, заменив ее на небольшую юбочку. Вероятно, эта трансформация костюма напрямую связана с нетипичными поддержками и дуэтными танцами, введенными балетмейстером, исполнение которых в традиционном балетном наряде было бы серьезно затруднено. «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, в его основе лежит классическая хореография, которая почти целиком строится на вращениях и прыжках, создающих ощущение полетности солистки. Бережнова прекрасно справляется как с теми, так и с другими, а трепетные руки изящно передают движенья птичьих крылышек. Характерно, что в данной постановке Жар-птица — единственный персонаж, танцующий на пуантах. В дуэтах, насыщенных оригинальными и сложными, в том числе верховыми поддержками, солисты демонстрируют четкую слаженность, благодаря чему Жар-птица будто бы взлетает, вырвавшись из рук царевича. Бросившийся в погоню за сказочным существом неземной красоты, Иван внезапно оказывается в Кащеевом царстве.

Самая зрелищная картина спектакля – это царство Кащея Бессмертного, партию которого исполняет Шизуру Като. Темная сцена изобилует устрашающими корявыми ветками и паутиной. Глубокая трещина в древе подсвечена мистическим зеленым светом, в ней на златом троне застыл спящий Кащей. Его костюм и лицо покрыты паутиной. Золотая лестница ведет к трону, за которым виден волшебный меч. Пока Кощей спит, на зрителя, постепенно заполняя всю сцену, надвигается нечестивое полчище. «Поганый пляс» Кащеева царства — зловещий танец то ли нежити, то ли заколдованных аранеоморфных созданий, красочный, насыщенный острыми ритмическими перебивками, пульсирующими и исполненными дикой стихийной силы. Двадцать четыре артиста кордебалета (в отличии от Фокина у Алиева нечисть представлена исключительно танцовщиками), подобные Кащею, в таких же «паучьих» костюмах, выполняют синхронные движения то сидя, то лежа на полу, то по-звериному ползая на четвереньках, то подпрыгивая словно лягушки. Постепенно наращивая музыкальный темп, артисты доводят зрелище до кульминации. Сцену заполняет красный свет. Кащей пробуждается ото сна и исполняет сложную прыжковую вариацию. Шизуру Като очень подходит эта харизматичная партия. Он зависает в прыжках, в быстром темпе пролетает всю сцену, вращается и покоряет публику блестящей техникой исполнения трюков. Когда-то Кащей, вожделеющий к Царевне, похитил ее и сделал своей пленницей. Каждую ночь девушка превращается в Жар-птицу и улетает в волшебный сад за золотым яблоком для злодея. Съедая спелый плод, Кащей исполняется жизненной силы, возвращает Жар-птице облик царевны и пытается добиться ее расположения. Пластичными движениями Шизуру Като правдоподобно передает зловещую натуру своего героя. Наступает самый эффектный момент спектакля: влюбленный в царевну Иван завладевает волшебным мечом и повергает им злого волшебника в прах. На сцене полный блэкаут и настоящий взрыв! Технически трюк исполнен крайне реалистично. Огонь, искры и облака дыма! Чары разрушены, добро торжествует, отныне Царевна свободна!

Дуэт Ивана и Царевны в окружении таких же влюбленных пар завершает сказку. Сергей Уманец в партии Ивана-Царевича практически все действие находится на сцене, исполняя многочисленные вариации и монологи. Артист на «русский лад героичен» и по облику красив, проводит сложные силовые дуэты с Жар-птицей, борется с Кащеем, демонстрируя артистичность и не выказывая малейшей физической усталости. Творческая задача героини заключается в преображении из волшебного существа, пламенной птицы, в Царевну - красавицу в изысканном одеянии с золотым кокошником с высоким гребнем на голове. Можно констатировать, что преображение состоялось в полной мере. Лилию Бережнову отличают как достойная техника исполнения партии, так и очевидные актерские данные.

В постановочную группу во главе с хореографом-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Эльдаром Алиевым, выступающим в проекте также в роли художника по свету и автора либретто, вошли художник по декорациям Семен Пастух и художник по костюмам Галина Соловьева, которым удалось в одном действии показать совершенно разные по настроению и стилистике сцены. Подобно тому, как день сменяет ночь, в балете светлые силы торжествуют над темными, и добро в этой сказке побеждает зло.

Содержание спектакля представляет интерес для разных поколений современной публики, как это было и 100 лет назад. Красочная картинка, технические и световые трюки, профессионализм и мастерство солистов и кордебалета, чистое исполнение музыкального материала, с благодарностью принимаются аудиторией, представление завершается бурными аплодисментами.         

Творческая судьба Эльдара Алиева сложилась так, как предсказывал английский писатель и балетный критик Клайв Барнс: « (Его)  редкая универсальность и способность погрузиться в глубину роли - то, что делает Эльдара действительно исключительным  художником, (который) будет в значительной степени способствовать развитию танцевального искусства». Огромный опыт работы в топовых балетных труппах на разных континентах, замечательные организаторские способности, любовь к своему делу и творчеству - составляющие творца и созидателя. Чуткий психолог, он смог собрать молодой коллектив, поддерживает  высокий уровень исполнительского мастерства, постоянно обновляет репертуар спектаклями классического наследия, новыми постановками популярных современных авторов, разнообразит афишу собственным хореографическим прочтением знаменитых балетных хитов.

Диана БАГАУТДИНОВА

Новая сцена
Большой Театр

23 сентября 2024 года
Фотографии предоставлены пресс-службой
Приморской сцены Мариинского театра
Автор фото 1,2: Илья Коротков
 Автор фото 3: Александр Филькин

14.11.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей