Новости |
28.03.2025
Живая связь времен и поколений
На малой родине великих русских композиторов прошел фестиваль «Гений места».
Фестиваль «Гений места» на родине русских композиторов открылся во Пскове в день рождения Модеста Мусоргского — одного из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениального композитора, опередившего свое время и оказавшего огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Мусоргский жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было «время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни» (И. Е. Репин).
Старинные русские города с тысячелетней историей и многовековыми традициями – Псков, Великий Новгород, и их младший «собрат» Тихвин – это духовные центры России, места удивительной красоты, силы и притяжения.
Благодаря фестивалю "Гений места", живая связь времен и традиций становится неразрывной.
Выступления артистов Мариинского и Большого театров под управлением маэстро Валерия Гергиева в Пскове совпали со 186-м днем рождения Модеста Петровича Мусоргского.
«Модест Петрович обнимал весь мир своим творчеством. Может быть, его душа согрелась бы от того, что мы играем его музыку здесь. Псков чтит память гения. На родинах великих музыкантов должна звучать их музыка. Мы твердо опираемся, прежде всего, на огромное чувство долга, огромнейшее чувство признательности и благодарности непревзойденному мастеру. Такой живой и постоянный обмен, как сегодня, обмен программами, солистами, постановками, как мы уже наладили, вызвали к жизни между Москвой и Петербургом, может быть уникален даже на столетия», - отметил художественный руководитель Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев.
Солнечный, но холодный весенний день был ознаменован сразу несколькими событиями. Днем в Псковской филармонии состоялся симфонический концерт из произведений Модеста Мусоргского, в котором прозвучали «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», оркестровая сюита «Картинки с выставки» в редакции Мориса Равеля и вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (в оркестровке Дмитрия Шостаковича). Солистка Мариинского театра, меццо-сопрано Екатерина Сергеева исполнила эти вокальные “размышления” с необычайным напряжением и драматическим накалом, что во многом обусловил трагический подтекст каждой из миниатюр, овеянных экспрессионистским слогом Арсения Голенищева-Кутузова, описавшего смерть в самых разных обличьях и ипостасях.
Вечером зрителей ждало не менее захватывающее музыкально-театральное представление – полусценическая версия «Сорочинской ярмарки», комической оперы Мусоргского, вдохновленной повестью Николая Гоголя. Живой слог и интонационный язык произведения Модеста Петровича продолжает традиции его великих предшественников – Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться», — писал М. П. Мусоргский.
Воплотить на сцене замысел композитора — задача не из легких, но артистам Мариинского театра это в полной мере удалось. Искренняя актерская игра, выразительное пение и эмоциональный настрой музыкантов вдохновили псковичей и гостей города. В исполнении приняли участие ведущие солисты Мариинского театра: Дарья Терещенко, Юрий Власов, Игорь Морозов, Виолетта Лукьяненко, Максим Даминов и Егор Сотов.
В характерных ролях Черевика и поповича Афанасия Ивановича выступили Станислав Трофимов и Андрей Зорин, создавшие на сцене искрометные образы своих персонажей.
«Я недавно для себя открыл эту партию, когда участвовал в концертном исполнении «Сорочинской ярмарки» в Петербурге. Я отношусь, знаете ли, с таким легким предубеждением к комическим персонажам. Но партия Черевика, так же как и роль Чуба в «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова — оба персонажа фольклорные, равно как и Мельник в «Русалке» Даргомыжского. Я старался воплощать в своей игре не комизм, а фольклор. Мне было очень увлекательно погружаться в роль Черевика. Я редко чувствую какую-то приподнятость в позитиве, но после концертного исполнения, да и сейчас тоже, она у меня осталась, прежде всего, от соприкосновения с этим удивительным фольклорным материалом русской культуры», — отметил исполнитель партии Черевика, маститый бас Мариинского театра Станислав Трофимов.
Из Пскова Объединенный состав симфонического оркестра Мариинского и Большого театров вместе с Валерием Гергиевым отправился в Великий Новгород.
В полдень на сцене Новгородской областной филармонии им. А. С. Аренского, в зале с очень неплохой акустикой, артисты посвятили свое выступление Сергею Васильевичу Рахманинову. Сольную партию во Втором фортепианном концерте великого русского композитора исполнил замечательный петербургский пианист Петр Лаул.
«Я люблю играть концерты в местах, связанных с жизнью и творчеством композиторов, в том числе и здесь, в Великом Новгороде. Правда, никогда сочинения Рахманинова на его родине исполнять не приходилось. А сейчас настал такой счастливый и драгоценный момент, когда с маэстро Валерием Гергиевым и Объединенным симфоническим оркестром Мариинского и Большого театров мы прикоснулись к святыне рахманиновского наследия – знаменитому Второму фортепианному концерту. Это действительно тебя как-то приподнимает и облагораживает. Рахманинов является музыкальным врачевателем душ, универсальным антидепрессантом в любое время и эпоху, особенно сейчас, когда нашу страну так недооценивают в мире. Играя Второй концерт Рахманинова, я не думаю об этом, потому что понимаю, что эта музыка всемирная, и она объединяет людей независимо от их национальности и вероисповедания», — признался Пётр Лаул.
Валерий Гергиев включил в программу новгородского выступления “лебединую песнь” Рахманинова – его сюиту «Симфонические танцы», в которых особенно чувствуется ностальгия и тоска по родине, когда композитор находился далеко от дома в эмиграции.
Старинный уездный Тихвин – город, наполненный благодатью и патриархальностью, сохраняет своё величие и по сей день. Малая родина Н. А. Римского-Корсакова, дом-музей великого русского композитора, древний Тихвинский Богородичный мужской монастырь, красивая живописная природа становятся объектом внимания многочисленных туристов и гостей города, кто хотя бы раз приезжал в эти заповедные места. Гастроли Мариинского театра в Тихвине проводятся с 2021 года. В 2023-м здесь прозвучали оперные шедевры "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Ночь перед Рождеством".
В рамках нынешнего фестиваля на сцене Дворца культуры им. Н. А. Римского-Корсакова дважды прозвучала опера «Снегурочка», навеянная образами одноимённой весенней сказки А. Н. Островского.
В адаптированной режиссёром Екатериной Малой для тихвинской публики постановке Анны Матисон было задействовано два состава солистов оперной труппы Мариинки: Айгуль Хисматуллина и Анна Денисова (Снегурочка), Екатерина Санникова (Купава), Екатерина Сергеева (Лель), Владислав Куприянов (Мизгирь), Александр Михайлов и Андрей Попов (Царь Берендей), Ирина Шишкова и Дарья Терещенко (Весна-Красна), Вадим Кравец (Дед Мороз).
Хором Мариинского театра и Объединенным составом симфонического оркестра Мариинского и Большого театров дирижировал Валерий Гергиев.
Особенно впечатлили разные, но очень трогательные по смыслу воплощения своих героинь Снегурочки. У Айгуль Хисматуллиной она несколько отрешенная и пугливая, а у Анны Денисовой резвая и мечтательная.
«История "Снегурочки" — это история о взрослении. О взрослении души, тела, разума, и о преображении чувств. Любая девочка, резвый ребёнок, из невинных игр и резвости входит когда-то в другую пору. Это время, когда душе "чего-то недостаёт..., а чего - она понять не может. Так и образ Снегурочки - чист и невинен до тех пор, пока не пришли первые разочарования, беспричинная грусть и пока души не коснулся первый луч любви. А что с ней делать — с этой любовью, она не знает. Так и в жизни — можно сгореть по неопытности», — размышляет о своей героине сопрано Анна Денисова.
Запомнился величественной игрой и погружением в образ царя Берендея Александр Михайлов с его выразительным и певучим тембром голоса, пленяющим теплотой и искренностью. Мизгирь Владислава Куприянова жесток и самонадеян, его не интересуют блага жизни, свои поступки он не осознаёт и бежит наперекор судьбе. Пылкая и одержимая любовью Купава Екатерины Санниковой страдает о своём суженом, но жизнь меняет перспективу, и она пытается смириться и перебороть в себе свои чувства к Мизгирю.
Вечерний показ спектакля «Снегурочка» предварил камерно-вокальный концерт в Полковой церкви рядом с родным Домом-музеем Н.А.Римского-Корсакова напротив реки Тихвинка. Жемчужины романсового наследия великого русского композитора прозвучали в исполнении талантливых молодых солистов оперной труппы Мариинского театра: Айгуль Хисматуллиной, Александра Михайлова, Мирослава Молчанова, Владислава Куприянова и Дарьи Терещенко. Партия фортепиано — Ирина Соболева. Каждый из певцов продемонстрировал широчайший диапазон своего голоса, безупречное чувство ансамбля и неисчерпаемый арсенал возможностей вокальной природы музыки композитора.
Нынешние концерты фестиваля «Гений места» совпали с завершением региональных культурных мероприятий 51-го Фестиваля Мусоргского и Римского-Корсакова в Пскове и 55-го Фестиваля русской музыки в Великом Новгороде.
Как отметил Валерий Гергиев, фестиваль «Гений места» будет продолжать свое триумфальное шествие по родным городам великих русских композиторов. В мае в Воткинске на родной земле Петра Ильича Чайковского прозвучит его опера «Иоланта», а в первый день лета, именинником которого приходится отец русской музыки - Михаил Иванович Глинка, в Смоленске покажут полусценическую версию «Руслана и Людмилы», волшебной оперы, вдохновленной поэмой А.С.Пушкина.
Валерий Гергиев: «Фестивалю "Гений места" уготована долгая жизнь. Мы в очередной раз задействовали могучие творческие ресурсы, не только Петербурга, но и Москвы, Большого театра. И это уже стало необходимой частью нашего насыщенного сезона. Когда мы исполняем "Хованщину" в Пскове, или "Сказание о невидимом граде Китеже" в Тихвине, мы наполнены не только задачей, как это сделать, возникают совершенно иные ощущения. Мы делаем это с удовольствием, а зовет нас сюда святая обязанность. А та красота, которую мы видим вокруг себя, поражает воображение. Немного городов найдется на карте с такой славной и великой историей. Мы, музыканты, считаем необходимым выступать на родине величайших музыкантов, которых родила русская земля».
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
фотографии с мест событий фестиваля "Гений места" (Псков - Великий Новгород - Тихвин),
автор снимков - Наташа Разина © Мариинский театр
28.03.2025
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-