• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



24.10.2024

Знаменитый сюжет в балетной интерпретации

С балетом «Федра» балетмейстера Флемминга Флиндта, образцом зарубежной хореографии конца ХХ века, в России можно познакомиться исключительно в исполнении балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра (премьера во Владивостоке состоялась 12 ноября 2021 года). В рамках сентябрьского турне приморского коллектива в Москве у жителей и гостей столицы появилась редкая возможность посетить спектакль «Федра» на Новой сцене Большого театра России. В свою очередь, артистам выпал шанс продемонстрировать столичной публике свое мастерство и широту репертуарной линейки, от классического «Корсара» Адольфа Адана до авангардной «Жар-птицы» Игоря Стравинского. Стоит отметить, что обе постановки идут в авторской хореографии художественного руководителя балета Приморской сцены, заслуженного деятеля искусств России Эльдара Алиева, который в этом году отмечает 50-летие творческой деятельности.

В 1986 году в Далласе (США) специально для своей жены Виви, балерины, Флиндт  задумывает постановку балета «Федра» по мотивам древнегреческой трагедии Еврипида «Ипполит». Свое прочтение истории хореограф разделил с композитором Филипом Глассом. Описав свой стиль как «музыку с повторяющейся структурой», Гласс добился драматизма минимальными музыкальными средствами, используя практически на протяжении всего действия вариации на тему одного и того же лейтмотива, эмоциональный же накал достигался прежде всего посредством хореографических находок Флемминга Флиндта.

Трагедия повествует о дочери критского царя Миноса Федре, ставшей второй женой афинского царя Тесея после смерти его первой супруги, амазонки Антиопы. Ипполит, сын Тесея и Антиопы, избегает женского общества и поклоняется Артемиде, предпочитая ее богине Афродите. В отместку последняя внушает Федре преступную страсть к пасынку. Поначалу царица пытается  противиться чувствам, ищет волшебные средства от страстей или благородную смерть. Узнав от няни Федры о ее тайной любви, Ипполит отвергает знаки внимания мачехи, яростное обличая женщин. Испытывая стыд и вину, Федра решает покончить с собой, но прежде оставляет предсмертное письмо, в котором намеренно обвиняет Ипполита в насилии. Молодой человек оказывается в западне: дав обет молчать о поведанном няней, он не может защитить себя в глазах отца. В гневе Тесей просит Посейдона о наказании для сына. Артемида раскрывает Тесею правду об Ипполите и Федре, но, увы, слишком поздно.

Хотя в основе сюжета балета Флиндта лежит известная древнегреческая трагедия Еврипида, интерпретация хореографа представляет собой не «дословный перевод», а, скорее, попытку рассказать современную историю, в которой молодая женщина, страдая от равнодушия супруга, пытается придать своей жизни какой-то смысл и направляет свои чувства на другого мужчину.

Действие балета основано на цитатах из трагедии «Ипполит» и подается в виде 18 сцен, каждой из которых посвящается отдельное изречение: фразу Федры «Страсть заполнила собою всю жизнь» иллюстрирует вариация главной героини. Нежный дуэт Федры и Няни поставлен на слова «Афродита насылает на Федру несчастливую звезду». А Ипполита на протяжении всего действия сопровождает цитата: «Эта фальшивая монета, женщина - проклятье рода человеческого».

Выход кордебалета, выступающего как единое целое (в оригинале античной трагедии в этой роли выступает хор) и транслирующего в зрительный зал  мощные эмоциональные вибрации, сменяется четверками либо восьмерками солистов и солисток, передавая психологические состояния главных героев синхронно повторяющимися действиями. Движущиеся круги, прямые перекрестные линии и другие фигуры символизируют собой страсти персонажей спектакля. А божественные служители, стройными рядами выходящие  из-за кулис с противоположных сторон сцены, осуждают и карают Федру и Ипполита. Хореографические линии словно мысли - то четко оформленные и понятные, то запутанные и непредсказуемые.

Хотя балет «Федра», впервые поставленный Флеммингом Флиндтом в далеком 1986-м году, сегодня уже вряд ли в полном смысле слова можно назвать новаторским или авангардным, каким он, вероятно, считался у американских современников балетмейстера, для публики и танцевальных трупп множества российских театров, «исповедующих» в своем репертуаре неизбывную классику с пышными декорациями и роскошными костюмами, его хореография и оформление, безусловно, могут представлять интерес и определенную новизну.

Язык танца имеет классическую основу при использовании характерных поз, дошедших до нас в виде изображений на античных предметах и скульптурах. Женский балет танцует на пальцах, выполняя перемещения бесчисленными Pas de bourree. В массовых сценах, создающих атмосферу и напряжение действия, много прыжков и сложных рисунков, в которых необходимо соблюдать четкое равнение. С последним у приморцев проблем не возникает, хотя минимализм костюмов и отсутствие привычных пачек у балерин несомненно затрудняют этот процесс, требуют тщательных репетиций и соблюдения физической формы. В таких костюмах  исполнителям сложнее равняться друг на друга, невозможно «спрятаться» за пачками коллег и скрыть недостатки фигуры.

Положения и позы непривычны для классических танцовщиков и балерин, они зачастую не имеют названия - их показывает постановщик, а дальше труппа выверяет движения по впереди стоящему в линии артисту. У кордебалета много самобытных элементов, назовем их условно «веером», в которых две параллельные линии по 12 человек в каждой с разницей в одну секунду повторяют одни и те же действия: поднимают или опускают руки в определенных позициях, совершают повороты, вращения и прыжки. Иногда все артисты кордебалета собираются  в круг и синхронно выполняет разные комбинации. Временами эти движения необходимо выполнить из положения лежа, а не стоя, причем визуально без предварительной подготовки. Без сомнения, это совершенно необычная физическая нагрузка для классического танцовщика, и участие совершенно других мышц тела, требующих, очевидно, дополнительной тренировки. Академическое исполнение основано на выворотности ног и стоп, в данном же спектакле часто используется их прямое положение, непривычное, например, в танцах на пальцах женского балета. При этом руки зачастую перестают быть украшением в движении или статике и становятся средством исполнения того или другого хореографического элемента в положении на полу.  Дуэты солистов изобилует различными нестандартными поддержками, в которых тела будто свиваются в змеиный клубок, обволакивают друг друга,  демонстрируя партнерскую силовую технику и новую акробатическую составляющую современной постановки.

Практически не покидает сцену главная героиня  Федра - Анна Самострелова. Хореография ее танцев, монологов и вариаций изобилует партерными позами и движениями. Анне удается передать всю палитру переживаний как в дуэте с Няней (Дарья Тихонова), так и в сценах любовных мук по Ипполиту. Технически балерина в своей партии излучает уверенность, идет ли речь о вращении, прыжках или Adagio. Сергей Уманец в партии Тесея убедительно отыгрывает эмоции, страдая от потери Федры или гневаясь на коварную Афродиту. Физически крепкий и развитый Сергей Аманбаев в дуэте с Самостреловой с легкостью демонстрирует качественные силовые поддержки. Высокие зависающие прыжки и созданный им образ жестокого женоненавистника Ипполита, наверняка, также надолго останутся в памяти зрителей.

Костюмы балерин в виде белоснежного комбинезона с маленькой юбочкой спереди отсылают к традиционной греческой тунике. Мужчины предстают с голым торсом в белом трико, и это добавляет скульптурности в фигуры и позы исполнителей. Чисто белый цвет костюма всегда таит опасность, что фигура танцовщика или балерины приобретет более крупные формы, нежели это есть на самом деле. Благодаря выверенной световой партитуре и грамотному подбору стройных артистов с утонченной конституцией, этого недостатка труппе удается избежать.

Интересна сценография спектакля. Начало балета происходит на сочном алом фоне, будто бы предвещающем нешуточные страсти. Из декорации - в центре две исполинские мраморные скульптуры древнегреческих богов. Неподвижные в начале спектакля, они затем будто оживают, медленно перемещаясь по сцене.  Отсутствие прочих декораций не упрощает спектакль, сцена постоянно заполнена артистами, и кордебалет естественным образом принимает на себя дополнительную функцию художественного оформления в каждой сцене. По ходу действия свет неоднократно меняется в соответствии с описываемыми событиями и общим настроением картин (художник по свету Тони Туччи), от сочного красного до бездонно черного.

В гастрольном варианте Приморской сцены Мариинского театра спектакль являет собой первое отделение вечера одноактных балетов, во втором зрителю предлагается «Жар-птица» Игоря Стравинского.

«Федра» представлена публике в постановке Джейкоба Спарсо, ассистента Флемминга Флиндта. Воплощение замысла сценографа Бени Монтресора  осуществил главный художник театра Петр Окунев. Восстановлением и адаптацией светового оформления  занимался Эрин Эрл Флеминг. В спектакле принимает участие симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра. Дирижер — Виталий Шевелев.

Диана БАГАУТДИНОВА

Новая сцена Большого Театра
23 сентября 2024 года
Фотографии предоставлены пресс-службой
Приморской сцены Мариинского театра

На фото:
1: Тесей (Сергей Уманец)
2: Федра (Анна Самострелова), Ипполит (Сергей Аманбаев)
фото Александра Филькина
3: Федра (Анна Самострелова), Ипполит(Сергей Аманбаев),
Няня (Дарья Тихонова).
Фото Александра Филькина

24.10.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей