Новости


Подписаться на новости



09.12.2020

Премьеры и сюрпризы

Вторая половина ноября в Республике Коми ознаменовалась ярким и долгожданным событием - в Сыктывкаре с успехом прошел Фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов России "Зарни джыджъяс" ("Золотые ласточки"). 

Седьмой по счету фестиваль стал не только прекрасным подарком для всех театралов и поклонников классического балетного искусства, но и настоящим глотком свежего воздуха для ценителей современной хореографии.  В этом году сыктывкарскому зрителю посчастливилось насладиться множеством премьер и приятных сюрпризов. 


Фестиваль ведет свою историю с 1997 года. Некоторое время он отсутствовал на театральных афишах и вновь возрожден был в 2014 году. Сейчас "Зарни джыджъяс" традиционно, один раз в два года проходит на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми.


Нынешней осенью фестиваль состоялся, несмотря на пандемию: запреты и ограничения  весьма ощутимо сказались на деятельности театра и подготовке к масштабному событию. До последнего момента организаторы и поклонники оставались в тревожном ожидании: состоится - не состоится? "Зарни джыджъяс" несколько раз переносился: менялись и его состав, и репертуар. К счастью, даже в сегодняшней зыбкой реальности искусство победило. Более того, именно в этом году, впервые, знаменитый праздник балета прошел в рамках Международного культурного центра в регионах РФ "Перекресток культур 2020", что, несомненно, обозначило и подчеркнуло его высочайший уровень. 


«Международный культурный центр, который в этот раз приехал в Сыктывкар - это проект, созданный по поручению Президента РФ, инициированный Министерством культуры еще в 2014 году, - рассказала посетившая фестиваль куратор проекта Мария Большакова, - мы кооперируемся, взаимодействуем с  самыми необычными и уникальными, самыми влияющими на территории проектами. В частности, здесь это искусство балета». Эксперт высоко оценила уровень сыктывкарского театра и качество творческого процесса в нем.

 

«Яг-Морт». Райда — Наталья Супрун, Яг-Морт — Роман Миронов. 
Фото Д.Напалкова

 


Первой "ласточкой" фестиваля стал знаменитый национальный балет Якова Перепелицы "Яг-Морт", получивший высокую оценку не только от аплодирующего зрительного зала, но и от известных критиков и деятелей искусств. Созданный композитором почти 60 лет назад, "Яг-Морт" стал творческой визитной карточкой театра, вехой в развитии музыкально-театрального искусства республики. Своеобразный, таинственный коми фольклор, образно-выразительная музыка Якова Перепелицы, естественные и напевные мелодии, подкупающие своей самобытностью и искренностью, яркий национальный колорит и гармоничное сочетание народного танца и классического рисунка балета. 14 ноября главные партии исполнили Роман Миронов (Яг-Морт), Наталья Супрун (Райда), Ринат Бикмухаметов (Туган), Екатерина Игнатова (Ёма), Артём Дудин (Окса), Юлия Чужмарова (Мада). Дирижировал спектаклем главный дирижер театра Роман Денисов. Сама история очень поэтична. Балет рассказывает о любви и торжестве человеческого разума над темными силами. Яг Морт - герой древних преданий коми народа. На языке зырян "яг" - лес, лесной, "морт"- человек. Солист балета Роман Миронов был демонически прекрасен в роли Яг-Морта. Впечатляют и очаровывают решения острогротесковыми танцевальными средствами: весь выразительный, колючий, «корягистый». Фигура, мысленно вызывающая образ северной деревянной скульптуры и создающая особую сказочную и мифическую атмосферу. Музыкальная тема персонажа энергична и зловеща. А как нежна и изящна красавица Райда  - прима-балерина театра Наталья Супрун. Очень точно найденный образ в танце, чистый и возвышенный, красочный и яркий. «Яг-Морт» принадлежит к спектаклям, где либреттисты, в общем-то, не изменяют сказочным традициям. Наверное, именно поэтому "Яг-Морт" понравился и давним ценителям балетного искусства, и тем, кто пришёл в театр первый раз. Отдельно отмечу невероятно обаятельный персонаж Ёма, исполненный Екатериной Игнатовой.  Злая колдунья влюблена в Яг-Морта и ревностно оберегает его. Гибкая, необузданно-темпераментная, то язвительная, то боязливая и комичная, с меняющейся яркой мимикой и выразительными жестами - она вызвала настоящий восторг публики. 
Национальное хореографическое достояние совсем скоро получит пятую редакцию. Новая версия балета «Яг Морт» постарается вернуться к музыкальным истокам, совмещая в себе и старое, и новое. В серьезной исследовательской работе по возрождению музыкальных материалов Якова Перепелицы участвуют театр и музей Ивана Куратова, где хранится часть архива композитора. Балет не претерпит полной реконструкции и глобальных изменений. Его визуально осовременят и украсят новой хореографией. 

 

«Просветленная ночь». Сцена из балета. Фото Д.Напалкова

 
Второй день фестиваля ознаменовался каскадом премьер. На сцене Театра оперы и балета Республики Коми был представлен вечер авторской хореографии Андрея Меркурьева «Признание». Проект нового главного балетмейстера театра, занявшего свою должность всего полтора месяца назад, был поставлен для фестиваля в кратчайшие сроки и стал настоящим прорывом. Обычно такую программу театры готовят по 3-4 месяца, в Сыктывкаре это сделали за две недели. Можно лишь предположить, сколько сил, энергии, вдохновения и труда было вложено в этот концерт. 

Работы Андрея Меркурьева отличаются искренностью, выразительностью и чувственностью. Он щедро делится со зрителем своими открытиями, своим многогранным талантом и глубоким внутренним миром.
Проект «Признание» существует уже 4 года. Он был представлен в разных городах России, в том числе и в Москве, с артистами Большого театра на сцене Новой оперы.

«Вечер авторской хореографии "Признание" - проект, который постоянно развивается, объединяя вокал, фотографию, музыку, драму. С него мне бы хотелось начать работу с артистами Театра оперы и балета, так как именно в своей хореографии, работая с ними один на один, я смогу понять, на что они способны, как они меня слышат и чувствуют», - рассказал Андрей Меркурьев.
В первом отделении публика увидела премьеру одноактного балета на музыку Арнольда Шёнберга «Просветлённая ночь». Экспрессивный и совсем не танцевальный Арнольд Шенберг оказался крепким орешком для музыкантов театра и главного дирижёра Романа Денисова. Однако профессионалы с честью справились с непростой задачей, которую поставил перед ними новый балетмейстер. Также, как и солисты театра Анастасия Лебедик и Роман Миронов, которые, поддавшись магнетизму музыки Шенберга, танцевали вдохновенно и взволнованно. 
Во втором отделении вечера зрители увидели премьеру девяти хореографических композиций в исполнении артистов сыктывкарского театра. Постановки Андрея Меркурьева были абсолютно разными и по музыке, и по настроению, и по актерскому воплощению. Сам постановщик танцевал в этот вечер в двух композициях, сверкнув разными гранями своего таланта и вызвав восторг публики.

19 ноября «Золотые ласточки» принесли поклонникам балетного искусства сразу несколько эксцентричных и ярких спектаклей. В первом отделении зрителю предложили коктейль современной хореографии и русского фольклора с интригующим названием "Частушки, Т.М!", заявленный в программке как "спектакль-правда о мыслях русского человека".  Во втором отделении представили глубокую постановку с огромной смысловой нагрузкой «Будет что почитать» с участием поэтессы Тины Бем. Необычный проект привез в Сыктывкар Александр Могилёв и его коллектив "•ЭТО• русская компания современного танца".

 

Сцена из спектакля «Частушки, ТМ!». Фото В.Батлукова

 


Александр Могилев - хореограф, танцовщик, театральный режиссер и балетмейстер, победитель шоу "Танцуй!" на Первом канале, ведущий хореограф телевизионных шоу "Танцы на ТНТ" и "Большой балет", учредитель, идейный вдохновитель и член жюри других проектов, а последние три с половиной года - художественный руководитель и директор созданного им коллектива "•ЭТО• русская компания современного танца".
Хореографические эксперименты от Могилева  - это незабываемое и очень своеобразное шоу, полное неординарных, порой неожиданных решений, экспрессии и ярких впечатлений. Спектакль «Частушки.ТМ!», номинированный на соискание российской национальной театральной премии «Золотая маска», оказался очень интересен своей сценографией (художник Анастасия Капустина), а также представленным синтезом русского традиционного многоголосного пения, этнических инструментов и электронной музыки. Во втором отделении артисты представили спектакль-дивертисмент о классической литературе «Будет что почитать». Стихи Тины Бем предваряли танцевальные истории, представляя жизненные картины, отсылающие нас к Гоголю, Горькому, Некрасову, русским классикам, остро поднимавшим жизненные злободневные вопросы. 
Череду ярких постановок «Зарни джыджъяс» продолжил третий вечер современной авторской хореографии. Проект представил Константин Кейхель и компания танца «Акведук» (г. Санкт-Петербург). Кейхель - танцовщик и хореограф, имя которого уже широко известно в профессиональной среде. В первом отделении публику ждали премьерные танцевальные миниатюры, во втором - публику поразил хореографический спектакль «Крот» на музыку американского композитора-авангардиста Фредерика Ржевски. 
Завершение фестиваля «Зарни джыджъяс» и Международного культурного центра «Перекресток культур 2020» в Республике Коми стало настоящим праздником как для поклонников классического балетного искусства, так и для ценителей современной хореографии. Заключительный вечер, 22 ноября, подарил зрителям множество приятных сюрпризов. 
В своем вступительном слове министр культуры Коми Сергей Емельянов напомнил о сложностях, сопровождавших организацию фестиваля из-за пандемии и отметил, что праздник было решено провести, несмотря ни на что.  


 Звездными гостями заключительного концерта стали артисты Большого театра России Анна Никулина, Михаил Лобухин, Анастасия Страхова, Никита Капустин, Эрик Сволкин и Брюна Кантанеде Гальянони. Конечно же, программа гала-концерта не обошлась и без любимых артистов нашего театра, которые блистали ничуть не меньше, а порой даже и ярче, чем приглашенные звезды. Среди них: заслуженная артистка РФ, народная артистка РК Наталья Супрун, заслуженный работник РК Роман Миронов, Полина Лебедева, Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов.
Стоит отметить очень интересную и грамотно составленную программу концерта, выстроенную режиссером и хореографом Андреем Меркурьевым, в которой классика перемежалась с современными постановками. Настоящим кульминационным событием хореографического вечера стала всероссийская премьера номера «Снежная интродукция», поставленного Андреем Меркурьевым на музыку современного финского композитора Тоумаса Кантелинена (дирижер Александр Дмитриев). Финальному выходу звёзд балета публика аплодировала стоя. Праздник закончился, золотые ласточки разлетелись по своим городам, но зрители с нетерпением будут ждать следующего фестиваля, который, несомненно, принесёт море новых открытий и впечатлений. 

Анна АШИХМИНА. 

Фото предоставлены пресс-службой
Государственного театра оперы и балета Республики Коми.

09.12.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Май »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930 
 31       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей