Новости


Подписаться на новости



18.11.2021

«А зори здесь тихие» -
драматический мюзикл из Новосибирска

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» - произведение, получившее множество интерпретаций на сцене и в кино, в их числе самые знаменитые, такие, как легендарный фильм Станислава Ростоцкого 1972 года, и такие экзотические, как опера на китайском языке композитора Тан Цзяньпина,  поставленная в Китае в 2015 году. Опера Кирилла Молчанова на этот сюжет, поставленная к тридцатилетию Победы, шла в Большом театре в течение 14 лет и, к сожалению, несмотря на участие звездных солистов и выразительный спектакль, к числу бестселлеров первой академической сцены страны не вошла. По прошествии лет становится понятно, почему – не только потому, что традиционная публика Большого того времени ожидала от театра прежде всего классики, относясь к современным произведениям в оперном жанре с долей предубежденности. Я думаю, что именно большая сцена вошла в некое противоречие с необходимостью донесения деталей ярко выписанных писателем характеров, во-первых, и во-вторых, все же явное возрастное несоответствие замечательных певиц своим персонажам тоже сыграло свою роль. Ведь пронзительность повести Бориса Васильева в том, что гибнут совсем юные героини.

Не скрою, что увидев в афише фестиваля «Видеть музыку» среди спектаклей студенческой программы это название, подумала, что педагоги Новосибирского государственного театрального института специально выбрали материал настолько самодостаточный, что уже просто от одного прочтения его вслух гарантирован отклик зала. Я рада, что ошиблась. Произведение Бориса Васильева в студенческом спектакле обрело новую форму, музыкальную, драматическую и сценическую очень органично и естественно. Спектакль порадовал законченностью и цельностью во всех своих составляющих, не воспринимался не как серия зарисовок-характеров-эпизодов.

Напомним, что Шестой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», который проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и  Фонда президентских грантов, традиционно включает программу  студенческих работ из разных театральных учебных заведений и студий, позволяя представить завтрашний день театра.

Спектакль «А зори здесь тихие» показали студенты III курса специализации «Актер музыкального театра», художественный руководитель курса – ректор Новосибирского театрального института Василий Иванович Кузин. Режиссер-постановщик - заведующий кафедрой актёрского мастерства и режиссуры НГТИ Александр Зубов, музыкальный руководитель спектакля лауреат премии «Золотая маска» Александр Новиков, режиссеры-педагоги В.В.Лукьяненко, Н.С.Осипова, художник-постановщик и художник по костюмам – Н.А.Калинина, художник по свету – В.В.Дмитриев, видеоряд – И.С.Гинфорт, обработка видео – А.О.Буркова, изготовление костюмов – Т.Г.Михайлова.

Жанр спектакля обозначен как драматический мюзикл. Музыку написал композитор Андрей Кротов, либретто – Нонна Кротова. Разумеется, повесть Бориса Васильева при «переводе» на музыкальный язык претерпела изменения и прежде всего сокращения, что неизбежно. Надо отметить, что сделано это очень тактично, а изменения – прежде всего усиление романтической линии Лизы Бричкиной и Васкова,логично  – ведь музыкальный спектакль не мог не потребовать взволнованного лирического дуэта. Материал повести получил действенное развитие, сценическую динамику, которую определило соединение лирики, быта, юмора, трагедии и по-настоящему высокого пафоса. Герои получили индивидуальные музыкальные характеристики: в жанре лирической песни, вальса, романса или близкой к народной песне.

Это произведение – в репертуаре нескольких музыкальных театров России.  Но именно для студенческих театров и молодежных студий, по-моему, оно может быть наиболее востребованным.

Конечно, спектакль студенческого театра, по сравнению с театром профессиональным, имеет очень скромные постановочные возможности. Однако, «А зори здесь тихие» новосибирцев при минимуме средств – спектакль, имеющий выразительную и убедительную визуальную, образную составляющую. Белый полупрозрачный полог в центре сцены – основной элемент оформления. За ним появляются персонажи воспоминаний героинь – и супруг Риты Осяниной, и друг Сони Гурвич, и возлюбленный Жени Комельковой (во всех трех ролях – Сергей Гуляев). В момент гибели девушек полог вспыхивает красным, и такой, казалось бы, простой прием, каждый раз действует безотказно. Видеоряд не перегружен, что так часто сейчас встречается, очень уместен и вводит в атмосферу спектакля – сцены из довоенной жизни на увертюре, щемяще-красивые лесные пейзажи. Несколькими деталями обозначается место действия – разъезд, лес, знаменитая баня. Реальные действия сочетаются с условными – имитация рубки леса - прямо этюд такой на память физических действий с воображаемыми предметами, решенный в танцевальной форме. Двигаются студенты уверенно, жаль, не указан хореограф. Интересно решены костюмы – девушки в «довоенных» платьях, что грешит, конечно, против исторической правды, но подчеркивает их «девичесть», юность, хрупкость. «Военность» обозначают лишь вещмешки, пилотки и военные ремни, которые надевают девочки, отправляясь на задание. И очень пронзительно решены сцены гибели – после вскинувшегося силуэта за бордово-красным задником исполнительница выходит на передний план, укладывает на пол мешок, ремень и пилотку и читает тот отрывок из повести, в котором говорится о смерти ее героини. Читает отстраненно, словно уже из нашего времени, от себя, а не от персонажа. Надо отметить работу педагогов по речи – читают очень хорошо, с верными смысловыми интонациями, донося слово писателя во всем его богатстве и многообразии.

В целом и вокально все показались достойно, материал хорошо «лег» на возможности студентов. Роли были реально прожиты, ощущалась настоящая эмоциональная отдача. Сложнее всех пришлось Артуру Ревенко – старшина Васков – «крепкий орешек» и для более зрелых и опытных артистов, и порой студент был немного зажат, уделял излишнее внимания внешним деталям, чересчур старательно подчеркивал «обстоятельность» Васкова и лучше ему удавались сцены «бытовые» и с элементами юмора, но на протяжении спектакля чувствовалось все более глубокое постижение образа и характера, и уже только за интонацию фразы о своем сыне «Маманя моя… не доглядела» смело можно ставить «отлично» по мастерству актера, не говоря уже о дуэте с Лизой и финале. Девушки просто молодцы, героини получились яркими, индивидуальными, очень естественными, и студентки, и педагоги счастливо избежали соблазна последовать уже устоявшимся, запечатленным в фильме, образам. Они другие, более приближенные сегодняшнему дню (Рита Осянина – Кристина Кашко, Женя Комелькова – Маргарита Кормашова, Лиза Бричкина – Анастасия Голещихина).

Досадно, что интересно задуманный формат программки спектакля в виде фронтового письма-треугольника почему-то не включил информацию об авторах музыки и либретто, а также художественном руководителе курса. Более, чем странно, если не сказать, что просто недопустимо.

 

Надежда КУЗЯКОВА
Фото предоставлено пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку»

18.11.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей