Новости


Подписаться на новости


12.08.2022

Работу над лепным декором фасада Петербургской консерватории завершат до конца года

Никаких новых технологий – восстанавливать нужно из тех материалов и тем же способом, которым создавали лепной декор в XIX веке.

Здание Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова из-за недобросовестных подрядчиков уже много лет на реставрации. Новые исполнители обещают завершить восстановление всего здания в 2024-м, а к концу этого года – привести в порядок лепной декор. О ходе работ – Екатерина Грициенко.

Если в декоре есть партитура, в ней непременно должен быть нотный стан. И неважно, что на высоте четырехэтажного здания никто не увидит изящных деталей. Таковы они – приметы старых мастеров. Передать их тонкий почерк – задача современных реставраторов. Никаких новых технологий – восстанавливать необходимо из тех материалов и тем же способом, которым создавали лепной декор в XIX веке. А еще нужно сохранить все задумки и секреты зодчих. Кажется, лист на модульоне – это s-образная деталь – откололся. На самом деле он накладной.

"К этой кляче приматывается проволокой сам модульон, таким образом он крепится вот этой штукой к карнизу, затягивается медная проволока, латунная – в общем, нержавеющая – и этот накладной лист служит закрывашкой на этот крепежный элемент", – рассказал реставратор Александр Малолетов.

Архитектор Владимир Николя наградил фасад Петербургской консерватории множеством диковинных узоров. Сохранились две тысячи элементов – почти все уже отреставрированы. Флейты в причудливой драпировке, звонкие бубны и кастаньеты. Конечно, музыкальные инструменты – главные символы здания. Но в этом архитектурном ансамбле есть и другие яркие участники: бобы какао, ананасы, початки кукурузы. Для каждого фасада написана своя мелодия.

В надежные руки реставраторов попали и маскароны. Каждую сторону здания украшают до 20 таких горельефов. Один из них – лесной дух. В жизни, то есть на фасаде, его шикарные усы имеют продолжение.

"В лучковых сандриках данные усы будут продолжаться в виде растительных орнаментов и цветов", – сообщил Александр Малолетов. Греческим словом "сандрик" называют небольшой карниз над окном. Формально он отводит от проема дождевую воду. Но все же главная задача – украшать.

Эта скульптурная композиция – историческая, и сохранилась она почти идеально. Для реставрации ее даже не пришлось демонтировать с фасада. Так – на месте – удалось восстановить только четверть декора. В счастливое число попали "путти" – это маленькие мальчики, похожие на античных купидонов. Они составляют композиции над двумя окнами на фасаде со стороны улицы Глинки. Сейчас специалисты расчищают путти – нужно выявить авторский рельеф. И вернуть малышам мягкость черт, игривость локонов. А всей композиции – живость и подвижность.

"Если это растительный орнамент, то он должен быть похож на живые цветы, живые листья. Если это ленточка, она должна переливаться, как будто она свисает с этого элемента", – пояснила заместитель руководителя проекта реставрации Александра Черногорцева.

Убранство, которое все же пришлось реставрировать в мастерских, уже возвращают на фасад. Так, свое почетное место занял карниз из бус и болотного листа. Кстати, крепят элементы на гипс, как положено исторически. Во всю силу декор Петербургской консерватории заиграет в 2024 году.

"Россия-Культура"

12.08.2022



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей