Новости |
"Почувствовал себя преданным": Владимир Спиваков прокомментировал неожиданную отставку в Кольмаре
О том, что Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре поменял своего артистического директора, которым в течение 32 лет являлся Владимир Теодорович Спиваков, стало известно почти месяц назад.
Все это время маэстро воздерживался от комментариев, как и от высказываний по поводу того, что не имеет возможности играть на своей любимой скрипке Страдивари, которая в настоящее время хранится в сейфе у скрипичного мастера во Франции (вопрос страховки, которую лондонская фирма Lloyds отказалась продлевать, если скрипка будет находиться часть времени в России).
Между тем появилось небольшое интервью маэстро, которое он дал французской радиостанции "Радио классик". Его сейчас цитируют в переводе российские СМИ. Владимир Теодорович говорит о том, что, как и все русские музыканты, в данный момент он находится в очень непростой ситуации, но продолжает выступать, ездит на гастроли, поддерживает молодых талантливых исполнителей. Он считает, ситуацию, в которую попали творческие люди, несправедливой… "Я думаю и всегда считал, - говорит Владимир Спиваков, - что международный музыкальный фестиваль не имеет ничего общего с политикой".
Фестиваль в Кольмаре - это масштабное музыкальное событие, уже более тридцати лет непосредственно связанное с именем Спивакова, где он одновременно являлся и солистом, и дирижером, и художественным руководителем. Фестиваль имел множество друзей и славился особой теплой творческой атмосферой. Благодаря творческим связям маэстро, в течение нескольких десятилетий здесь выступали мировые знаменитости, среди которых Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Кшиштоф Пендерецкий, Евгений Светланов, Григорий Соколов, Андраш Шифф, Джесси Норман, Евгений Кисин и многие-многие другие… К участию в фестивале Спиваков постоянно приглашал новых звезд мирового исполнительского искусства, а также выдающиеся отечественные и зарубежные коллективы и ансамбли, он не обходил вниманием и юных талантливых музыкантов из разных стран мира.
Каждый фестиваль Спиваков проводил в честь одного из легендарных музыкантов ХХ века, и в его программах вся музыкальная Европа вспоминала имена великих исполнителей: Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Дмитрия Шостаковича, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Владимира Горовица, Гленна Гульда, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Артуро Бенедетти Микеланджели, Клаудио Аббадо и многих других.
К слову, изысканные французы сравнивали маэстро с великим шеф-поваром, который каждый год готовит для фестиваля несколько новых блюд, "столь же необычных, сколь и восхитительных".
Но слова "скрипка… и голос ее одинок…" оказались пророческими. Артдиректор фестиваля в Кольмаре Владимир Спиваков любит соотносить эту фразу с человеческой жизнью. Он считает, что человек всегда остается один, даже если он - окружен людьми.
Фестиваль расстался с маэстро без комментариев, а уведомление об этом Владимир Спиваков получил только 25 октября. "Переговоры велись за моей спиной. Я почувствовал себя преданным", - сказал французскому радио Владимир Спиваков. От дальнейших комментариев маэстро категорически отказался.
Новым руководителем фестиваля в Кольмаре стал 47-летний дирижер Ален Альтиноглу.
Кстати
В 2020 и 2021 годах фестиваль в Кольмаре не проводился из-за пандемии, а в 2023-м был отменен из-за конфликта на Украине. Маэстро расценил это как "политическую трусость и желание вписаться в общую тенденцию к упразднению всей русской культуры".
Известно, что не состоявшийся из-за пандемии фестиваль 2020 года Владимир Спиваков хотел посвятить выдающемуся скрипачу Иври Гитлису. В программе фестиваля он писал так:
- В нашей жизни бывают важные встречи, которые нас поражают и которые, с течением времени, становятся незабываемыми. Такая встреча у меня состоялась в Париже в 1965 году с Иври Гитлисом после того, как я получил звание лауреата на конкурсе Жака Тибо. Гитлис пригласил меня к себе домой. Поскольку он говорит на многих языках, мы общались с ним на русском, что было удивительно. Для молодого человека, а мне на тот момент было всего 20 лет, очень важно, чтобы старший коллега, тем более такой скрипач, как Иври Гитлис, которого уже тогда называли легендой, поддержал, ободрил тебя - и это было первое, что он сделал. Иври очень тепло отозвался о моей игре. И потом, совершенно неожиданно, сам достал скрипку и стал играть мне Бартока. Его игра меня восхитила. Поразила не только качеством и техническим совершенством, но и невероятной свободой, свойственной только большим мастерам. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление. Вспоминая о ней, я решил исполнить во время грядущего фестиваля Первую Рапсодию Белы Бартока.
Татьяна Эсаулова, “РГ”
10.11.2022
Анонсы |
-22.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-