• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.03.2023

Всероссийская выставка скрипичных мастеров пройдет в Петербурге

В Шереметевском дворце – Музее музыки с 23 марта по 16 апреля пройдет V Всероссийская выставка скрипичных мастеров.

Производители, мастера и реставраторы смычковых музыкальных инструментов традиционно встречаются на одной площадке с музыкантами – обмениваются опытом в построении музыкальных инструментов и опытом использования их в игре.

Художественный руководитель выставки, скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер» Рафаил Ароев рассказывает:

- Прошлую IV Всероссийскую выставку мы реализовали благодаря энтузиазму мастеров, тогда мы насчитали около 50 человек на всю Россию. Не все смогли принять участие в выставке, но те, кто приехал, представили свои инструменты и привлекли к себе такой интерес общественности, что на этот раз наш проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Благодаря нашей работе по объединению мастеров, к началу нынешней выставки мы насчитываем уже более 150 человек, которые так или иначе связаны со сферой производства смычковых музыкальных инструментов. Для тех, кто не сможет приехать, мы будем вести прямые трансляции с концертов и мастер-классов.

Впервые масштабно в истории России:

«Двойное слепое прослушивание» скрипок современных мастеров

Ключевым событием станет «двойное слепое прослушивание» скрипок современных мастеров (23 марта, 12.00, проводится в закрытом режиме, СМИ – по аккредитации). Объективный метод оценки звуковых качеств музыкальных инструментов широко практикуется в последнее время в разных странах мира, в России же в таком масштабе проводится впервые.

Суть метода: исполнитель (в роли которого выступит солист ЗКР АСО филармонии Илья Козлов) в затемненных очках за ширмой проигрывает отрывки из разных произведений на скрипках современных мастеров. Звучание скрипок оценивают эксперты в зрительном зале. Метод позволяет дважды избежать субъективной оценки относительно акустических свойств инструмента – ни слушатели, ни сам музыкант не знают какой именно инструмент звучит.

В экспертную группу входят н. а. России Михаил Гантварг, з. а. России Аркадий Штейнлухт и другие известные музыканты. Каждый инструмент оценивается по ряду характеристик, в конце прослушиваний определяются скрипки, набравшие наибольшее количество баллов.

Прослушивания будут проходить по регламенту в соответствии с общепринятыми методиками оценки звучания музыкальных инструментов, применяемых в международных научных экспериментах. В таком формате это мероприятие также проводится у нас в стране впервые.

Звучание инструментов-фаворитов слепых прослушиваний все желающие смогут услышать на вечернем концерте 23 марта в Белом зале. Перед началом концерта ведущий объявит итоги слепых прослушиваний. Камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа исполнит в этот вечер известные музыкальные произведения на лучших инструментах современных мастеров.

Темы импортозамещения и современных технологий в производстве музыкальных инструментов мастера обсудят на конференции 22 марта. Новые технологии начинают проникать и в такую консервативную отрасль, как смычковые музыкальные инструменты. За счёт фрезерных и лазерных станков с компьютерным управлением, возможно в разы снизить трудозатраты при более высоком уровне точности. Российские мастера уже давно внедряют эти технологии в свою работу. Нужно регулярно обмениваться опытом между мастерами разных специализаций, чтобы увеличивать общий уровень качества производства и реставрации музыкальных инструментов, что дает высокие преимущества в обеспечении музыкальных коллективов и учреждений инструментами отечественного производства.

В рамках выставки пройдут открытые уроки и мастер-классы, на которых ведущие педагоги-музыканты и мастера будут делиться опытом игры на инструментах, правилами ухода за ними, простыми способами улучшения звуковых качеств своего инструмента, которые может освоить любой музыкант. На экспозиции можно будет заглянуть за завесу тайны скрипичного мастера – увидеть его рабочее пространство, наполненное замысловатыми приборами, стружками, лаками и звуками. Посетители выставки смогут не только послушать инструменты, а также попробовать их в игре и даже выбрать подходящий для себя.

Скрипки, альты, виолончели, контрабасы и смычки современных мастеров прозвучат в руках музыкантов камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа, симфонического оркестра Санкт-Петербургской консерватории и других известных коллективов.

Российская школа скрипкостроения с каждым годом пополняется новыми талантливыми мастерами. Их музыкальные инструменты высоко ценятся на международном уровне и популярны среди музыкантов известных оркестров. С недавних пор в России открываются производства смычковых музыкальных инструментов, которые во многом превосходят некоторые зарубежные аналоги, особенно, по стоимости и звучанию. Многие мастера проходят профессиональную стажировку в ведущих мировых учебных центрах таких, например, как знаменитая Кремонская школа – законодательница моды на современную форму скрипичных инструментов. В нашей стране обучиться профессии мастера по ремонту музыкальных инструментов можно пока только в РАМ им. Гнесиных.

Идейными вдохновителями проекта являются Александр Злотников – один из старейших российских мастеров, неутомимый деятель культуры; и Владимир Кошелев – хранитель коллекции музыкальных инструментов Музея музыки, современный летописец творчества мастеров музыкальных инструментов.  Совместно с Рафаилом Ароевым, мастером из Петербурга, проявившим инициативу взять на себя организационные вопросы проведения выставки и при поддержке Михаила Горонка, до недавних пор единственного российского массового производителя смычковых инструментов, они возродили традицию Всероссийских выставок скрипичных мастеров, начало которым положено еще в 1913 г. в Санкт-Петербурге.

История скрипкостроения в России

Родоначальниками современной российской школы скрипичных мастеров были такие известные во всем мире мастера, как, Н. Киттель, А. Леман, Т. Подгорный, Е. Витачек, Н. Дубинин, Г. Морозов, Л. Горшков, Н. Фролов, Д. Яровой. Благодаря их энергии и энтузиазму экспериментаторов, многие переняли их методы и подходы в построении смычковых музыкальных инструментов, что дало возможность создавать свои инструменты, соблюдая общепринятый международный стиль. Они стали ревностными последователи этих выдающихся мастеров – продолжили обучаться более современным подходам, некоторые мастера открыли собственные производства смычковых музыкальных инструментов, которыми оснащают музыкальные заведения и многие оркестры не только в стране, но и за рубежом. Из этой плеяды мастеров М. Горонок, Б. Горшков, А. Злотников, А. Зубенко, Ю. Иванов, Л. Керченко, А. Оганезов, Ю. Почекин, А. Рабинович, В. Разумов, Н. Стасов, В. Супрун, И. Улицкий, В. Якименко внесли наибольший вклад в развитие российской школы, передачи знаний и навыков и взрастивших не одно поколение талантливых учеников. Можно по праву сказать, что они являются основанием современной школы.

Российские мастера признаны во всем мире. Такие отдельно специализирующиеся на производстве высококачественных профессиональных смычков, как В. Дитковский, В. Мухин, Л. Соболь стоят в одном ряду со многими современными всемирно известными смычковыми мастерами.

V Всероссийская выставка скрипичных мастеров вносит свой вклад в развитие отечественного скрипкостроения. В сотрудничестве с Ассоциацией участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов “МИР-МИО”, организаторы выставки собирают мастеров всех специализаций на конференцию 22 марта 2023 года для обсуждения актуальных вопросов производства и реставрации музыкальных инструментов с целью улучшения качества их звучания и обеспечении доступного ценового сегмента.

Новые технологии начинают проникать в достаточно канонизированную отрасль, как смычковые музыкальные инструменты. За счёт фрезерных и лазерных станков с компьютерным управлением, возможно в разы снизить трудозатраты при неизменном, а в некоторых случаях и более высоком уровне точности. Сейчас с помощью обычного ноутбука и даже смартфона возможно снимать определенные акустические показатели непосредственно с музыкального инструмента, а затем, анализируя эти данные, регулировать изначально заданные характеристики обработки заготовок на разных этапах производства. А регулирование звуковых параметров означает точное соответствие желаниям и вкусам музыкантов. Мы стоим на пути к «научному инструментостроению». И российские мастера уже давно внедряют эти технологии в свою работу.

Информация предоставлена пресс-службой выставки

13.03.2023



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей