• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.04.2023

В Петербурге завершилась Всероссийская выставка скрипичных мастеров

В Шереметевском дворце – Музее музыки 16 апреля состоится торжественный концерт-закрытие закрытие V Всероссийской выставки скрипичных мастеров. В концерте-закрытии примут участие музыкальные инструменты современных мастеров, представленные на выставке.

Художественный руководитель выставки, скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер» Рафаил Ароев рассказывает:

- Выставка прошла с большим размахом – с внушительным составом участников, как самих мастеров, так и музыкантов. В экспозиции приняли участие 32 мастера не только со всей России, но и из Беларуси, а также наши соотечественники, живущие сейчас в Израиле и Италии. Северная столица в очередной раз зарекомендовала себя городом искусства и креативности – из всех участников 16 мастеров только из Петербурга. 

Первые дни открытия ознаменовались несколькими важными событиями – это научно-практическая конференция мастеров музыкальных инструментов, на которой обсуждались актуальные вопросы производства музыкальных инструментов и импортозамещения. Кроме того, конференция стала хорошим поводом собрать всех мастеров вместе для общения и налаживания полезных связей друг с другом. Вторым центральным событием стало двойное слепое прослушивание скрипок современных мастеров. Здесь впервые в России был использован новый метод отбора лучших музыкальных инструментов, которые обыгрывались и оценивались ведущими петербургскими музыкантами, педагогами и деятелями искусств.

Для широкой общественности организаторы решили продемонстрировать в настоящей работе все музыкальные инструменты, для чего были привлечены одни из лучших петербургских музыкальных коллективов – «Солисты Санкт-Петербурга» под управлением н.а. России М. Гантварга, камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством з.а. России И. Иоффа, ансамбль «Рапсодия», камерный оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории под управлением з.а. России А. Штейнлухта. Для самих музыкантов это стало уникальным опытом – играть сразу одновременно всем коллективом на совершенно новых и мастеровых (не фабричных!) инструментах. Однако, надо признать, что и сами музыкальные инструменты с достоинством выдержали это испытание. И такого формата концерты наглядно подтверждают качество работы российских производителей смычковых музыкальных инструментов, а это, в свою очередь, является большим импульсом к развитию отечественной музыкальной промышленности. 

Подводя итоги этого большого культурного проекта, можно с гордостью считать отечественных скрипичных мастеров продолжателями той традиции, которая сложилась еще на рубеже XIX – XX столетий, как ни удивительно, именно в Петербурге – когда мастера и музыканты собирались вместе для решения важных и актуальных вопросов производства смычковых музыкальных инструментов, демонстрации своих работ и оценки качества звучания. Такие мероприятия играют огромную роль в популяризации отечественных мастеров на международной арене, а также в постоянном улучшении качества производимых музыкальных инструментов.

Идейными вдохновителями проекта являются Александр Злотников – один из старейших российских мастеров, неутомимый деятель культуры; и Владимир Кошелев – хранитель коллекции музыкальных инструментов Музея музыки, современный летописец творчества мастеров музыкальных инструментов.  Совместно с Рафаилом Ароевым, мастером из Петербурга, проявившим инициативу взять на себя организационные вопросы проведения выставки и при поддержке Михаила Горонка, до недавних пор единственного российского массового производителя смычковых инструментов, они возродили традицию Всероссийских выставок скрипичных мастеров, начало которым положено еще в 1913 г. в Санкт-Петербурге.

История скрипкостроения в России

Родоначальниками современной российской школы скрипичных мастеров были такие известные во всем мире мастера, как, Н. Киттель, А. Леман, Т. Подгорный, Е. Витачек, Н. Дубинин, Г. Морозов, Л. Горшков, Н. Фролов, Д. Яровой. Благодаря их энергии и энтузиазму экспериментаторов, многие переняли их методы и подходы в построении смычковых музыкальных инструментов, что дало возможность создавать свои инструменты, соблюдая общепринятый международный стиль. Они стали ревностными последователи этих выдающихся мастеров – продолжили обучаться более современным подходам, некоторые мастера открыли собственные производства смычковых музыкальных инструментов, которыми оснащают музыкальные заведения и многие оркестры не только в стране, но и за рубежом. Из этой плеяды мастеров М. Горонок, Б. Горшков, А. Злотников, А. Зубенко, Ю. Иванов, Л. Керченко, А. Оганезов, Ю. Почекин, А. Рабинович, В. Разумов, Н. Стасов, В. Супрун, И. Улицкий, В. Якименко внесли наибольший вклад в развитие российской школы, передачи знаний и навыков и взрастивших не одно поколение талантливых учеников. Можно по праву сказать, что они являются основанием современной школы.

Российские мастера признаны во всем мире. Такие отдельно специализирующиеся на производстве высококачественных профессиональных смычков, как В. Дитковский, В. Мухин, Л. Соболь стоят в одном ряду со многими современными всемирно известными смычковыми мастерами.

V Всероссийская выставка скрипичных мастеров вносит свой вклад в развитие отечественного скрипкостроения. В сотрудничестве с Ассоциацией участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов “МИР-МИО”, организаторы выставки собирают мастеров всех специализаций на конференцию 22 марта 2023 года для обсуждения актуальных вопросов производства и реставрации музыкальных инструментов с целью улучшения качества их звучания и обеспечении доступного ценового сегмента.

Новые технологии начинают проникать в достаточно канонизированную отрасль, как смычковые музыкальные инструменты. За счёт фрезерных и лазерных станков с компьютерным управлением, возможно в разы снизить трудозатраты при неизменном, а в некоторых случаях и более высоком уровне точности. Сейчас с помощью обычного ноутбука и даже смартфона возможно снимать определенные акустические показатели непосредственно с музыкального инструмента, а затем, анализируя эти данные, регулировать изначально заданные характеристики обработки заготовок на разных этапах производства. А регулирование звуковых параметров означает точное соответствие желаниям и вкусам музыкантов. Мы стоим на пути к «научному инструментостроению». И российские мастера уже давно внедряют эти технологии в свою работу.

Информация предоставлена пресс-службой выставки

12.04.2023



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей