Новости |
МГАСО В Зарядье: От импрессионизма к симфоджазу
Цикл концертов "МГАСО В Зарядье" продолжается, открывая любителям музыки новые грани симфонизма.
Дирижер - Антон Гришанин
В отличие от предыдущих программ этого сезона, 10 декабря слушатели погрузятся в музыку XX века, с пятой авеню перенесутся на Елисейские поля, а затем вернутся на Манхэттен.
Морис Равель – один из самых известных представителей музыкального импрессионизма – течения, которое улавливает тончайшие оттенки чувств, мыслей, нюансы изображения картин природы. На создание шедевров Равеля вдохновляли античные мифы, детские сказки, фольклорные танцы. В его поздней музыке появляются элементы джаза.
Сценарий балета "Дафнис и Хлоя" заимствован из одноименного романа Лонга, популярного в эпоху возрождения и полного идиллических образов. Равель получил заказ на музыку для балета от знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, чьи "русские сезоны" поразили парижан своей сценической эстетикой.
Равель работал над сочинением в сельской местности в мае и сумел передать в звучании красоту оживающей природы. Балет "Дафнис и Хлоя" в постановке Михаила Фокина оказался наиболее совершенным и поэтичным из произведений, поставленных труппой Дягилева, и после премьеры в 1912 году пользовался оглушительным успехом.
Позднее музыка была переработана Равелем в две оркестровых сюиты и стала одним из наиболее исполняемых произведений композитора на концертной сцене. Сам Равель писал о "Дафнисе и Хлое": "В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца 18 века".
Джордж Гершвин говорил, что у него в голове больше мелодий, чем он может записать за 100 лет. Всю жизнь композитор мечтал о том, чтобы его музыку признали бы именно американской, и мелодии Гершвина действительно стали музыкальным олицетворением США. Идея "Рапсодии в стиле блюз" была предложена Гершвину дирижером Полом Уайтменом.
Жанр "рапсодия" впервые вошел в музыку в 19 веке благодаря Ференцу Листу. Гершвин переработал композиционные приемы жанра, сложившиеся за несколько десятилетий, и написал "Рапсодию в стиле блюз" - экспериментальную концертную пьесу в стиле симфоджаза. Композитор предпринял попытку соединить разработку тематизма джазового типа для солиста-пианиста и симфонического оркестра. Сочинение совпало с расцветом регтайма и диксиленда, чьи отзвуки можно услышать в "Рапсодии". На премьере в 1924 году "Рапсодию" исполнил сам автор. В зале Зарядье вы услышите "Рапсодию" в исполнении Алексея Мельникова.
Пьеса "Американец в Париже" написана под влиянием джаза и впечатлений от путешествия во Францию. Гершвина вдохновляло творчество Мориса Равеля, он мечтал учиться у него композиции. Однако, когда молодой джазмен и маститый импрессионист встретились, Равель прослушал работы Гершвина в исполнении автора и отказался учить Гершвина. "Зачем быть второсортным Равелем, если можно быть первоклассным Гершвином?" – спросил Гершвина Равель.
По материалам пресс-службы МГАСО
05.12.2023
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-