Новости |
Симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина
24 февраля Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга приглашает на 4-й концерт Третьего абонемента «Из истории русской хоровой музыки» - Симфония-действо «Перезвоны» Валерия ГаврилинаГАВРИЛИН
«Перезвоны»
хоровая симфония-действо по прочтении В. Шукшина для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца
Певческая капелла Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО
24 февраля
среда, 19:00
В течение 1981-1982 годов Валерий Гаврилин, вдохновленный творчеством Василия Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение – «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «В "Степане Разине" Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу "Перезвоны", – рассказывал композитор. Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: "По прочтении Василия Шукшина"». Именно работа над произведением Шукшина дала толчок к появлению «Перезвонов».
В своих интервью Гаврилин пояснял: «Из музыки к спектаклю в "Перезвоны" вошли два фрагмента. А подзаголовок... То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю... Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается "Действо": начало и конец – трудная дорога. А в середине свет. Он есть и будет в жизни всегда… Каждая часть – это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... "Перезвоны" задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет».
Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина – киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной. Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей. Тексты первого раздела № 2 («Смерть разбойника»), и № 6 («Посиделки») подлинно народные. Текст № 17 («Молитва») составлен из фрагментов Поучения Владимира Мономаха в переводе академика Дмитрия Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Валерием Гаврилиным и Альбиной Шульгиной с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.
Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни страны. Георгий Свиридов отмечал: «Органическое, сыновнее чувство Родины драгоценное свойство этой музыки, ее сердцевина... Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».
В 1985 году за симфонию-действо «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.
24.02.2016
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-