• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.05.2025

Ильдар Абдразаков и Мзия Бахтуридзе отметят 25-летие сотрудничества в Зале Чайковского

Звезда мировой оперной сцены, прославленный бас Ильдар Абдразаков и знаменитый концертмейстер, пианистка Мзия Бахтуридзе выступят в Зале Чайковского с концертом, посвященным 25-летию их творческого содружества.

В программу вошли сочинения Шостаковича («Сатиры» и «Антиформалистический раек»), песни Шуберта, Листа и Равеля. В концерте также примет участие Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.

Знакомство Мзии Бахтуридзе, ныне маститого концертмейстера театра Ла Скала, и певца Ильдара Абдразакова состоялось в 2000 году, когда он прибыл в Милан по приглашению Риккардо Мути. «Она была единственным человеком, говорившим по-русски, а я в то время не говорил на итальянском языке. Она мне помогала и как пианист, и как переводчик. Мы подружились, стали вместе работать», – рассказывает певец. С тех пор музыканты не раз выступали в дуэте – в Италии, Японии, Мексике, США и других странах. Становятся регулярными их выступления и на главной филармонической сцене Москвы. 18 мая дуэт отметит 25-летие сотрудничества также в Санкт-Петербурге – программой в Большом зале филармонии имени Д. Д. Шостаковича, посвященной русскому романсу.

«Я счастлив, что двадцать пять лет творческого пути мы прошли вместе с великолепным концертмейстером Мзией Бахтуридзе. Ее исполнительский дар, редкая музыкальная чуткость и безупречный вкус вдохновляют меня все эти годы, – говорит Ильдар Абдразаков. – В юбилейных концертах нам особенно хочется поделиться со слушателями новыми работами – их мы исполним впервые, – а также произведениями, которые наш дуэт представлял на разных мировых площадках за годы творческого союза».

Кульминацией московской программы станет «Антиформалистический раек», уникальное сочинение Дмитрия Шостаковича – одного из величайших композиторов ХХ века, 50 лет со дня смерти которого отмечается в 2025 году. Символично, что в феврале 2025 года Ильдар Абдразаков был удостоен Премии имени Дмитрия Шостаковича, учрежденной Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.

Наследник традиций Мусоргского, Шостакович создал великолепный образец злободневной музыкальной сатиры. Его «Антиформалистический раек» на собственные тексты появился как реакция на события 1948 года, когда многие композиторы были подвергнуты гонениям за «формализм». Разумеется, Шостакович не смог представить общественности опус, в котором высмеивал и самого вождя нации, и известных организаторов антиформалистической кампании – политических деятелей и музыковедов. При жизни композитора сочинение ни разу не звучало. Далеко не сразу стали репертуарными и пять миниатюр Шостаковича на слова Саши Чёрного, написанные для Галины Вишневской. Чтобы избежать проблем с властями, Вишневская посоветовала композитору добавить к названию «Сатиры» подзаголовок «Картинки прошлого» – якобы отсылку к царским временам. Однако, несмотря на эту хитрость, цикл с трудом получил разрешение на исполнение, а в печать и в эфир так и не попал.

Наряду с произведениями Шостаковича Ильдар Абдразаков и Мзия Бахтуридзе исполнят три вокальных триптиха Равеля, Шуберта и Листа, в которых преобладает лирика, высвечивающаяся разными гранями. «Три сонета Петрарки» Ференца Листа – оды платонической любви, созданные в числе многих пьес под впечатлением от пребывания композитора в Италии и отразившие его восхищение искусством старых мастеров. Фортепианные версии сонетов вошли в грандиозное собрание Листа «Годы странствий».

Три песни Франца Шуберта в необычном для композитора итальянском стиле создавались для знаменитого певца Луиджи Лаблаша. Коронной ролью обладателя мощного и глубокого баса, блиставшего на сцене Ла Скала, была партия Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини, а Шуберт относился к числу его поклонников. Две из трех песен написаны на слова Пьетро Метастазио – прославленного итальянского либреттиста, величайшего музыкального драматурга XVIII века, благодаря которому родилось множество оперных шедевров. Слова третьей песни принадлежат предположительно Чезаре Стербини, либреттисту «Севильского цирюльника».

Наконец, «Три песни Дон Кихота к Дульсинее» – последнее сочинение Мориса Равеля, написанное по заказу к фильму Георга Вильгельма Пабста о Дон Кихоте с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Фильм вышел на экраны в итоге с музыкой Жака Ибера (существуют разные версии случившегося), однако песни Равеля, основанные на фольклоре Кастилии и продолжившие испанскую тему его творчества (от «Болеро» и оперы «Испанский час»), прочно вошли в репертуар вокалистов.  

Информация и фото предоставлены
пресс-службой Московской филармонии

16.05.2025



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей