Новости


Подписаться на новости


03.05.2014

ГОСТЬ НОМЕРА: КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ

Константин Волостнов

КОнстантин волостнов:

«Компромисс – для искусства это путь в никуда…»

КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ один из наиболее востребованных молодых российских органистов. За плечами музыканта Московская консерватория, аспирантура, Высшая школа музыки в Штутгарте (Германия). В 2013 году он, как аспирант-органист, впервые в истории Штутгартской школы получил диплом с отличием. Среди его главных конкурсных достижений, – победа в 2009 году на XXV Международном конкурсе в Сэнт-Олбансе (Великобритания), где органист получил сразу же несколько наград: Первую премию, Приз за лучшее исполнение Баха, Приз публики и Приз за лучшее премьерное исполнение сочинения современного британского автора. В его концертном сезоне – не менее 50 выступлений с двенадцатью различными программами в России и за рубежом. Константин Волостнов является художественным руководителем нескольких органных проектов, работает над записями, а также преподает в Московской консерватории.

- Вы много раз говорили о том, что буквально влюблены в орган. А разве исполнитель на любом другом инструменте -  не влюбленный в свою профессию человек? 

– Орган требует особой увлеченности, глубинной преданности, которая должна быть с тобой всегда. Ведь он отличается от других инструментов своей «малодоступностью». Например, заставляет вставать тебя в пять утра, чтобы к семи часам начать занятия. Представьте, если бы каждый инструменталист имел такие жёсткие рамки подготовки? Другая особенность органа – само отношение к инструменту в нашей стране. На Западе органист зачастую принадлежал к «обслуживающему персоналу» – к тем людям, которые исправно несли свою службу в церкви. Иоганн Себастьян Бах внутренне, а нередко и открыто восставал именно против этого. Он являлся частью системы, хотя уровень его «сервиса» оказался таким, что сегодня мы говорим о нём, как о самом уникальном и непревзойденном композиторе – гении, создавшем в рамках церкви настоящие шедевры... У нас для многих людей, посещавших органные концерты, этот инструмент был неким послом, помогающим компенсировать недостаток духовных переживаний и впечатлений, недостаток настроя на «неповседневные», но вечные миры… 

- Вы являетесь художественным руководителем и организатором нескольких проектов, т.е. занимаетесь продюсерской деятельностью. Это вынужденная работа или она вам нравится?

– Сложно дать однозначный ответ. По большому счету, я не люблю продюсерскую работу, хотя и умею это делать. Могу сказать, что подключение музыканта к организационным вопросам на сегодняшний день – вынужденная мера для многих. Иначе такие выдающиеся исполнители, как Владимир Спиваков и Денис Мацуев, не имели бы своих фестивалей и звания «художественный руководитель». Для того, чтобы иметь творческую свободу, приходится создавать свое собственное пространство. С другой стороны, глубоко вникать именно в художественную часть проекта – это как раз и увлекательно! Наш международный фестиваль «Орган ПЛЮС в Царицыно», при внешне понятной, и даже не новой, идее совершенно уникален. Органный зал в Царицыно имеет определенные достоинства, но есть и некоторые ограничения: небольшой инструмент, при этом – замечательная «церковная» акустика; бюджетный лимит, зато – полная творческая свобода. Всё это создаёт условия для активизации фантазии и творчества. Я просматриваю огромное количество материала. Каждый концерт глубоко проработан, «вписан» в драматургию всего фестиваля и строго соответствует его тематике. 

- Есть ли какие-то новые тенденции в жанре органного концерта?

– Имеются новые направления, но, на мой взгляд, они нередко идут вразрез с самой природой и духом инструмента. Зачастую это всяческие «органные шоу» и отдающие дешевизной эксперименты. Говоря простым языком, я бы привел такое сравнение. Если взять хороший, качественный экологически чистый продукт, правильно его приготовить, сервировать и подать, сообразно принятым гастрономическим правилам – тогда такая пища даст пользу, наслаждение и здоровье… Но, если вы возьмёте нечто испорченное или искусственно выращенное, добавите усилителей вкуса, подкрасите и «припудрите», а еще хуже, замешаете сельдь с эклером, и подадите как некий «фьюжн», то, в принципе, и ЭТО можно заставить кого-то проглотить (у некоторых не очень развиты рецепторы). Однако питаться такими кушаньями вредно – можно получить отравление или даже умереть… То же – и с музыкой, и с органной, в частности. Когда присутствует такое количество канцерогенов и всевозможных добавок, искусство умирает… 

- Как сохранить настоящее искусство?

– Быть верным ему, не поддаваться искушению игры «на потребу»; воспринимать Музыку как некую миссию, а себя – только как проводника. Быть очень требовательным к себе, не боясь лишиться даже самых обычных житейских радостей. Профессия художника – пассионарна. И еще – когда на афише написано просто «И. С. Бах» – у публики по-прежнему фантастический интерес. Люди хотят подлинного, истинного, и это непреходяще.

- Что вы будете играть на фестивале «Музыкальные сезоны в Архангельском»?

– Мы выступаем с Марией Власовой и Евгением Варавко. Играем Баха, Моцарта, Телемана. Программа очень красивая. Маша прекрасно знает и чувствует стилистику барокко. Вообще, сочетание аккордеона и органа удивительно естественно – аккордеон даёт потрясающую гибкость. А Женя – прекрасный кларнетист с редкой у нас французской школой. Такой выразительности и лёгкости кларнетовой игры я почти не встречал.

- Как вы считаете, на данном этапе в России добиться положения музыканта, официально признанного властью, сотрудничающего с ней, трудно? 

– Хочется спросить – а зачем? Но если серьёзно, думаю так: когда существовали придворные музыканты, богатые люди, властители, не представляли свой дом без музыки. Будучи тонкими знатоками искусств, они умели находить, ценить подлинные образцы, продолжали традиции и создавали почву для развития музыкальной культуры самого высокого порядка. Сегодня, при известной обращенности государства в сторону культуры, признании её важности (у нас, кстати, «Год культуры» сейчас) мы имеем довольно-таки странную конъюнктурную ситуацию, которая могла возникнуть только в нашей стране… В советское время нужно было соответствовать идее – сообразно этому тогда и была сформирована некая культурная элита. Сегодня же у нас элита есть, а идеи нет! Выдающиеся музыканты, половину времени отводящие общественной деятельности, воспринимаются властью скорее как «бренд». Другой вопрос – признание достижений…

- А какой сейчас статус у российских музыкантов – победителей международных конкурсов?

– Только что прошла Олимпиада. Замечательные победы наших спортсменов были широко отмечены нашей властью. У российских музыкантов тоже есть весьма заметные достижения на международных соревнованиях. Но почему-то такой же реакции по отношению к ним от государства нет. Подобное я смог ощутить и на себе, добившись определённых достижений на международной конкурсной стезе. Я так и не смог понять, интересно ли это кому-то на родине? При том, что органные концерты у нас – одни из самых успешных и востребованных. Не было реакции и со стороны нашего Министерства культуры. Создаётся ощущение, что достижения в спорте имеют преимущества перед музыкальными, и позиция спортивного ведомства в отношении своих подопечных более эффективна.

- Что для вас значит быть патриотом? Ведь вы, наверное, играете, в основном, европейскую музыку.

– Безусловно, органный репертуар на девяносто процентов – это западноевропейская музыка, но я всегда работал и продолжаю работать и с отечественной музыкой. Сыграл не один концерт в рамках «Московской осени», представляя новейшие сочинения российских авторов. Только что записал русскую органную классику в Рижском Домском соборе – сочинения Глазунова, Катуара, Каратыгина, Гедике. Много играю отечественной музыки, выезжая за рубеж. Честно сказать, не представляю своего репертуара без Кушнарёва, Ляпунова, а также наших современников Кикты, Леденёва, Дубковой, Дианова, Воронцова, нашей молодёжи. Более того, с годами начинаешь ощущать какую-то преемственность и глубочайшую ответственность за сохранение близкого и наиболее понятного тебе музыкального наследия. В стенах Московской консерватории, где я имею честь преподавать, в общении с коллегами, студентами это чувствуешь особенно остро.

Быть патриотом для меня – быть носителем своей культуры, профессиональных, академических традиций. И избегать компромиссов, ведь любой компромисс – для искусства это путь в никуда.

Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Александр КУРОВ

ГАЗЕТА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК" МАЙ №5 (138)

ВКЛАДКА  МАЙ  №5 (138)

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 

03.05.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей