Новости |
Наталья Огнева: «Не стесняться быть собой».
Автор фото - Ольга Шергина
Наталья Огнева – ведущая солистка Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Балерина настоящей академической школы, она не просто обладает виртуозной техникой танца, но наполняет каждое движение содержанием и смыслом. Диапазон ее артистических возможностей безграничен, и ее имя в афише означает для публики встречу с истинной прима-балериной. Наталья Огнева – гость «Музыкального Клондайка». Она размышляет о выразительных возможностях балета, об искусстве и спорте, о жизни и детях – у Натальи два сына и дочка, редчайший случай для успешно продолжающей карьеру прима-балерины.
- В одном из своих интервью Вы сказали, что балет не должен опускаться до уровня спорта. При всем уважении к спорту, нельзя не отметить, насколько актуальны Ваши слова. Как Вы считаете, в чем причина того, что это стало актуальным?
- К сожалению, сейчас нередко на первый план у артистов балета выходит техника как таковая, она становится не средством для создания образа, а самодостаточной целью. Артисты стремятся прыгать, крутить, поражать технической оснащенностью. Может быть, это связано с широким распространением балетных конкурсов, может быть, - с неверным пониманием зрелищности… Но наше искусство – не спорт и не шоу. Хотя я знаю таких людей, которые ходят на балет и считают, сколько фуэте скрутила балерина…Обычно этим же людям бывает важно, кто с ними рядом сидит на спектакле (улыбается).
- Тем не менее, и зрители, и критики отмечают ваше техническое совершенство. Хотя, конечно, значительно больше говорят о выразительности созданных вами образов, поражаясь тому, насколько вам удается буквально захватывать аудиторию судьбой своей Жизели или Джульетты… Обычно в таких случаях принято говорить банальную фразу, дескать, она не только балерина, но и актриса… Как достигается такая гармония?
- Это достигается чувством. Техника - это служанка, которая обслуживает тот образ, что мне предстоит воплотить. Я люблю такое сравнение – у хорошей служанки ее госпожа всегда выглядит лучше, чем другие, при этом служанки не видно. Техника должна быть незаметной, все, что мы делаем, должно быть легко и непринужденно. И тогда те чувства наших персонажей, которые мы передаем при помощи своей технической оснащенности, будут по-настоящему волновать зрителей. Когда я танцую, я получаю огромное удовольствие - моральное, духовное и физическое, - и делюсь им со всеми, кто выступает со мной в это время на сцене и, конечно, со зрителями.
С каждым выступлением я стараюсь все глубже и тоньше прочувствовать и прожить ту роль, которую в данный момент я исполняю. Но чтобы передать это, тело должно становиться более совершенным и послушным. Огромный труд, но и безграничное счастье и удовольствие. Важно каждый раз быть разной и искренней и не надо стесняться быть самой собой. То, что я делала в этой роли вчера- это было вчера, то что я буду делать в этой роли завтра- это завтра!, но то, что я делаю сегодня, сиюминутно вкладывая в этот образ все свои чувства, эмоции - это должно быть со стопроцентной отдачей и пониманием мною сегодняшнего дня. На репетициях я тоже стараюсь работать с полной отдачей. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь.
Одетта - Наталья Огнева, фото - Владимир Сазонов
- Под чьим влиянием формировалось ваше отношение к балету, к работе над партией, постижением роли?
- Несомненно, мне очень повезло на встречи с прекрасными педагогами, балетмейстерами и репетиторами. В Новосибирском хореографическом училище я училась у заслуженного педагога РФ Алисы Васильевны Никифоровой (ученицы А.Я Вагановой). Выпускалась у заслуженной артистки России Татьяны Константиновны Капустиной (воспитанницы Московской школы). Сразу после выпуска меня пригласили в замечательный театр Классического балета под руководством Наталии Дмитриевны Касаткиной и Владимира Юдича Василёва. Здесь и проходило мое творческое становление, и на этом пути мне встречались талантливые, гениальные и просто прекрасные люди. Касаткина и Василёв для нас были словно родители, их счастливый и гармоничный союз был и есть для нас пример и в жизни, и в творчестве. Они создали действительно уникальный театр. Очень много мне дала работа с народным артистом СССР Михаилом Леонидовичем Лавровским, с заслуженными артистками России Верой Тимашовой и Светланой Цой. Затем был ГИТИС, я закончила педагогическое отделение у народной артистки России Нины Семизоровой, сейчас работаю а театре с прекрасной Алевтиной Александровной Лисиной.
- Насколько современные педагоги обращают внимание на эту выразительную сторону танца, насколько именно этому уделяется внимание на репетициях?
- Мне повезло, что у меня есть такие талантливейшие педагоги, и для меня и для них выразительная сторона танца является неотъемлемой частью нашей работы, но, наблюдая за работой других артистов, я понимаю, что так в наше время работают уже единицы. Ведь очень многие слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, поэтому важно быть готовым увидеть и услышать и все время расти, потому что предела совершенству нет.
Китри - Н. Огнева, Базиль - Н. Чевычелов
- Вы успешно занимаетесь педагогической деятельностью, как именно вы работаете с учениками?
- Пока я сама не начала заниматься с учениками в школе, я не понимала насколько это сложный и кропотливый процесс. Ведь когда мы учим, мы сами учимся. В первую очередь нужно много терпения, не следует требовать от детей сразу все и много. Главное вначале - правильно выстроить тело, это как хороший фундамент, на котором дом будет стоять долго. Сейчас я работаю в основном с выпускниками, готовлю их на различные конкурсы, это очень полезно и интересно, и уже есть несколько наград, которые мои ученики завоевали на международных конкурсах.
- На вашем жизненном пути было немало испытаний…
- Да, у меня были тяжелые травмы, которые должны были поставить точку в моей профессии балерины… Я дважды перенесла разрыв ахиллового сухожилия. Мне говорили, что большой удачей будет, если я просто смогу нормально ходить. Но Всевышний послал мне встречу с доктором Поповым. В возрасте 28 лет я начала заново понимать свое тело, правильно его выстраивать. Благодаря уникальным методикам доктора Попова я сегодня не имею никаких последствий перенесенных травм, активно танцую, быстро и легко приходила в форму после рождения моих детей.
- Что поддерживало вас в непростых испытаниях?
- Конечно же, моя семья и большая любовь. Я счастлива, что такой человек, как доктор Попов, стал моим супругом и отцом Георгия, Ивана и Маруси.
- Вы уникальный пример для подражания, женщины вашей профессии крайне редко бывают многодетными мамами. Как вообще возможно активно танцующей прима-балерине иметь троих детей?
- Когда мой муж лечил Ольгу Васильевну Лепешинскую, нашу великую балерину, мы много разговаривали с ней не только о балете, но и о жизни. И единственное, о чем жалела эта выдающаяся женщина, так это о том, что у нее не было детей. На тот период у меня их было двое. Я до сих пор помню ее слова: «Наташенька, какая же ты молодец!». Мне повезло, потому что у меня есть свой «личный» гениальный доктор. Но, конечно же, воспитывать детей - это каждодневный тяжелый труд, это во много раз сложнее, чем танцевать, поэтому на работе я отдыхаю (улыбается).
- Чему вы стремитесь научить своих детей?
- Я хочу, чтоб мои дети добились большего и пошли гораздо дальше, чем мы. И я уверена, что у них это получится. У них уже есть различные награды в школьных олимпиадах, победы в конкурсах чтецов, Маруся закончила музыкальную школу, Ваня только поступил и начал заниматься вокалом, танцами, шахматами, имеет спортивные награды - за прыжки в воду. Мы очень любим ходить в горы. Моя задача – развивать детей интеллектуально и физически, потому что в здоровом теле здоровый дух!
- Кем вы хотите их видеть?
- Прежде всего здоровыми, счастливыми и любимыми. Мальчишки будут врачами – и продолжат папин труд, а Марусечка - прима балерина, которая продолжит мамино направление.
Беседовала Надежда КУЗЯКОВА
Фотографии из архива Театра классического балета
30.04.2019
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-