Новости


Подписаться на новости


27.06.2022

Культура в основе развития

Мы живем в непростые времена, когда современные геополитические и экономические условия нашей страны диктуют такие актуальные поводы для обсуждений, как трудовая занятость, безопасность, импортозамещение, стоимость товаров и услуг и т.п. На фоне этой широкой повестки наше внимание привлек круглый стол, состоявшийся 3 июня текущего года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на площадке Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. Несколько неожиданной для нас стала заявленная тема круглого стола: «Культурные ресурсы как драйвер развития  Дальнего Востока и Арктической зоны России». К участию были приглашены депутаты Государственной Думы, руководители ряда федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители ведущих научно-образовательных институций и экспертного сообщества. За впечатлениями и информацией о самом замысле и результатах круглого стола мы обратились к модератору этого неординарного события – депутату Государственной Думы, доктору экономических наук, профессору Николаю Владимировичу Новичкову.

- Николай Владимирович, Вы являетесь одним из наиболее деятельных представителей депутатского корпуса Государственной Думы текущего созыва. Географический и содержательный охват Вашей деятельности заметен и весьма широк: от вопросов образования – до ярких политических проектов. Сейчас мы видим Ваше явное внимание к культуре. Это дань возникшей в последние пару лет моде на обсуждение повестки креативных индустрий, или основательный и прагматичный взгляд на этот недооцененный ресурс развития?

- Мода на креативные индустрии возникла не вчера. Я бы даже сказал, что уже моды никакой и нет. Культурные ресурсы и креативные ценности – давно часть нашей с вами повседневной жизни. Образы и смыслы – часть не только нашего сознания, но и, например, ежедневного обмена сообщениями в социальных сетях. Иное дело, что культура как совокупность всего духовного и интеллектуального пока не стала основой для опережающего социально-экономического развития. Мы пока еще не научились конвертировать культурный потенциал в экономические возможности и финансовые ценности. И здесь мы, все еще, стоим в начале большого пути. Да, мы, граждане, например, научились зарабатывать в социальных сетях, преобразуя внимание читателей в экономический ресурс. Но, например, колоссальный интерес туристов к нашим регионам пока еще не трансформировался в устойчивый финансовый поток в туристическую и смежные с ней сферы. Конечно, достижения в этой сфере есть, но, как говорится, еще есть, куда расти. Или иной пример – символический капитал. Стоимость бренда «Россия» - грандиозна. Аналогично выдающиеся масштабы имеет привлекательность брендов «Большой театр», «Мариинка», «Эрмитаж», «Пушкинский музей» или «Московский университет». То же самое можно сказать про бренды «Байкал», «Волга», «Сочи» или «Крым». Однако говорить о том, что данные культурно-экономические ценности стали основой нашего процветания, пока несколько преждевременно. Вместе с тем, это не означает, что движение в данном направлении невозможно. Оно есть, и уже ощутимо, в том числе, на финансовом уровне. Всё это говорит о том, что культурными ресурсами страны и регионов надо заниматься, надо создавать условия для их конвертации в иные формы экономического проявления для того, чтобы они вносили свой существенный вклад, как в экономическое развитие, так и в повышение качества жизни наших граждан.

- Не секрет, что культурной политике в нашей стране свойственен определенный консерватизм. Наши соотечественники в большинстве своем видят в культуре некий устоявшийся перечень функций: развлечение, самореализация талантов, духовно-патриотическое воспитание, реже – просветительский фактор. Как это соотносится с социально-экономическими процессами в территориях и возможно ли изменить такой взгляд на культурные ресурсы?

-  Консервативный подход здесь вполне оправдан. Культура – это основа нашей цивилизации, это, как говорил Лев Гумилев, единственное, что делает нас единым народом. Поэтому к основам нашего духовного бытия надо относиться, что называется, со всем уважением. При этом культурная деятельность открыта ко всему новому и прогрессивному. Вместе с тем, прогресс не надо путать с вакханалией, а новизну - с распутством и безответственностью. Культура не только сфера самореализации, но и нравственная основа общества. Как говорит мой друг и коллега, известный русский писатель Захар Прилепин: «Культура – это норма». Я бы даже добавил, что «Культура – это то, что дОлжно». Собственно другого мерила человеческих поступков, кроме нравственной и культурной нормы не существует. И разговоры о том, что здесь могут быть разные точки зрения, я бы, в данном аспекте, считал бы излишними. Но здесь я бы хотел отдельно добавить, что культура как норма и основа бытия подразумевает, безусловно, творчество и постоянное создание новых духовных сущностей. Именно, здесь и кроется креативная сущность культурной деятельности. Культура – это не только про прошлые достижения, это и про ценности, которые создаются прямо сейчас. И здесь важно помнить, что классика всегда дополняется тем, что создается в текущий момент. Нам никак нельзя отгораживаться от современных достижений в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве, архитектуре, наконец. Это тоже часть нашей культуры, и её значение для современного развития – колоссально. Наличие базиса в нашем культурном наследии при развитии современной культуры и есть один из важнейших принципов социального и экономического развития наших регионов. Здесь важно осознавать, что культура и творчество является, по сути, идеологией нашего движения вперед. У нас, к сожалению, в течение 30 лет декларировался отказ от идеологии во всем, начиная с построения государства и заканчивая технологическим развитием. Такой подход глубоко ошибочен. Любые технологические или экономические достижения легко обесцениваются, если они не базируются на надежной идейной основе, сущность которой в России и состоит в культурных ценностях. Чем быстрее мы осознаем этот аспект, тем значительнее и эффективнее будут наши достижения во всех сферах, начиная с космоса и заканчивая спортом. Вы спросите: «Причем здесь культура?» А вам отвечу, что культура в России – при всем. Всё хорошее, что мы делаем, основано на нашей культуре, а все наши провалы связаны с её отсутствием или игнорированием её значимости. Культура – это сущность человеческой природы. В России это проявляется особенно ярко и значимо.

- В ходе круглого стола прозвучало предложение, которое вызвало, пожалуй, наиболее оживленную дискуссию и поддержку. Доцент Высшей школы культурной политики МГУ Александр Протасевич представил проект, над которым сейчас активно работает инициативная группа Фонда «Культурная столица» - запуск общенационального конкурса среди городов России на звание «Культурная столица года». Каково Ваше отношение к этой инициативе?

- Мое отношение сугубо положительное. Я считаю, что эту инициативу уже давно надо было запустить и реализовать. Я знаю, что в Пермском крае уже больше 10 лет действует программа «Пермский край – территория культуры», в рамках которой ежегодно определяется несколько «Центров культуры Пермского края». Населенные пункты–победители этой программы получают не только финансирование на культурное развитие, но, самое главное, эти округа или поселения становятся центрами притяжения культурного внимания и креативной энергии всего региона. Совершенно необходимо данную практику распространить на всю нашу страну. Конечно, всеми признанной культурной столицей нашей страны является Санкт-Петербург. С этим никто не спорит. Но данный статус на нисколько не мешает ежегодно выбирать «временные» культурные столицы, которые смогут, наряду с Петербургом, быть важными точками поддержки культурного наследия, культурного развития и творческой деятельности. Уже цитируемый здесь мною мой друг Захар Прилепин как-то сказал: «В России – 1000 городов. Я люблю их все». Это абсолютно правильные слова. Каждый из наших городов – прекрасен по-своему. Скажу вам больше: не так много на Земле цивилизаций, которые могут похвастаться таким числом и разнообразием городов. Нам кажется, что это норма (но это норма для России!), а для большинства стран мира такой уровень городского развития – невозможное явление. При этом многие из наших городов находятся в сложной ситуации: всем им нужна поддержка. Инициатива конкурса «Культурная столица года» - хороший повод не только напомнить про наши города, но и создать условия для того самого креативного развития, с которого мы и начали наш разговор. Если для осуществления данного конкурса потребуются законодательные инициативы, то мы к ним готовы. Уверен, что многие депутаты поддержат наши усилия по продвижению российских городов в современных социально-экономических условиях. Для себя я считаю данную работу ключевой. Не случайно, на выборы в Государственную Думу я шел как автор национальной инициативы «1000 городов», которая подразумевает создание условий для экономического и культурного развития каждого российского города. Как я уже говорил, экономика без культуры невозможна. Любой социальной деятельности нужна идеология. Идеология нужна и городам. Для городов она проявляется в выявлении и реализации миссии города. У каждого города миссия – своя. Это отдельный большой разговор. Скажу сейчас коротко: «Миссия города – это ответ на вопрос, почему в данном городе будут жить наши дети и наши внуки». Уверен, что многие из тысячи наших городов смогут определить, осознать и принять свою актуальную миссию, именно, во время подготовки и участия в конкурсе «Культурная столица года».

Елена ЛАЩЕНКО
фото из личного архива
Николая Новичкова

27.06.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей