Новости


Подписаться на новости


09.08.2022

В орбите Фонда Елены Образцовой.

Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства Елены Образцовой – бесспорно, один из значимых культурных институтов России. Масштабы его деятельности тем более поражают, что штат этой организации совсем невелик – всего несколько человек. Но в орбиту деятельности Фонда вовлечено поистине огромное число музыкантов, певцов, режиссеров и актеров, представителей науки и бизнеса… «Музыкальный Клондайк» рад быть в числе постоянных информационных партнеров всех проектов Фонда Елены Образцовой. Сегодня мы беседуем с его генеральным директором Натальей Игнатенко об основных направлениях деятельности Фонда. 

Наталья Игнатенко

- Фонд Елены Образцовой работает уже одиннадцать лет, и семь из них – уже без Елены Васильевны Образцовой. Менялась ли с годами стратегия деятельности Фонда и направления его работы? 
- Основные путеводные вехи на нашей дороге были определены самой Еленой Васильевной, это ее идеи, ее разработки. За некоторым исключением. Идея проведения именного конкурса молодых оперных певцов принадлежит Валерию Абисаловичу и Ларисе Абисаловне Гергиевым: в 1999 году, к 60-летнему юбилею певицы, она получила ее в подарок и вот, какое последовало грандиозное развитие. Звание лауреата конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой имеет сегодня очень высокий статус. В числе лауреатов и призеров – певцы, составляющие ныне славу отечественной и мировой оперной сцен. В 2006 году Ирина Чернова, ныне исполнительный директор Культурного Центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге, предложила организовать конкурс для детей и юношества, первой победительницей которого стала Юлия Лежнева. И вот уже шестнадцать лет проводятся конкурсы, собирающие юных певцов из всех регионов России и многих зарубежных стран. Конкурс этого года завершился недавно и, как всегда, принес много ярких открытий. В воплощение всех идей, которые ей предлагали друзья, Елена Васильевна привносила свою необычайную энергию, широту взгляда, богатство своей уникальной личности. Остальные направления работы Фонда, такие, как Международная творческая школа вокального мастерства, поддержка молодых исполнителей, ветеранов оперного искусства, издательская деятельность, культурные и образовательные проекты - уже полностью ее. Конкретное содержание, конкретное наполнение этой работы, конечно, может изменяться со временем, но, повторю, наши путеводные вехи неизменны.

Хосе Каррерас и участники конкурса
"Хосе Каррерас Гран-при" 2018


- Хотелось бы подробнее поговорить о конкурсах. Среди большого количества вокальных соревнований те, что организованы Фондом и Культурным Центром, всегда отличаются особой атмосферой, особым личностным началом. Конкурсы молодых оперных певцов Елены Образцовой не  раз посвящались великим именам мировой оперной сцены, и, наверное, вполне закономерно, что Международный конкурс Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран При» появился не на родине певца, а в России.  
- Этот конкурс мы стали проводить уже после ухода Елены Васильевны. Хосе Каррерас – это яркая страница в ее биографии. Не только совместные выступления в опере, но и участие в знаковых мировых проектах – например, в церемонии закрытия Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году. Тогда после концерта Каррераса в Зимнем театре Елена Васильевна и я встретились с великим тенором. Я сделала много фотографий, и, как впоследствии выяснилось, не зря. При следующей встрече я ему показала эти снимки. Он меня вспомнил, мы начали с ним общаться, и я предложила: «Может быть, сделаем конкурс Хосе Каррераса? У всех оперных звезд есть конкурс, а у вас нет». Но Хосе несколько раз отказывался. И только в 2017 году согласился. На следующий год у нас в Москве уже был первый конкурс «Хосе Каррерас Гран-При». Мы решились провести конкурс только для теноров. Хосе был счастлив – участвовали восемьдесят теноров! «Я не знал, что в мире столько теноров, у нас же редкий голос!» - смеялся он. Лауреатами стали: Андрей Данилов, Шота Чибиров, Евгений Либерман, Роман Арндт, Михаил Пирогов, Сергей Писарев. Член жюри Марина Мещерякова предложила организовать для наших лауреатов концерт в Вене. Концерт прошел с большим успехом, Каррерас выступил перед публикой, рассказал, что это его лауреаты. Каждое выступление удостоилось его «Браво!».  После концерта Хосе сказал: «Как хорошо, что мы сделали правильный выбор». Кстати, обладатель Гран-При конкурса Андрей Данилов в июле этого года с блеском победил на Международном конкурсе в Нидерландах, в городе Хертогенбосе. Завоевал не только Гран-При, но и Оперную премию, и премию прессы.  
В 2021 году (пришлось проводить на год позже ранее объявленного, из-за пандемии) прошел второй конкурс Хоре Каррераса, уже для всех типов голосов. В 2023 - ожидаем третий. 
- У вас всегда очень представительное жюри.
- Да, это благодаря лично Елене Васильевне, и благодаря магии ее имени по сей день. Выдающиеся мастера со всего мира нам не отказывают. В жюри у нас в разные годы работали Зара Долуханова, Рената Скотто, Федора Барбьери,  Джоан Сазерленд, Тереса Берганса, Криста Людвиг, Элеана Котрубас, Эва Мартон, Джакомо Арагаль, Маквала Касрашвили, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус… Лучшие продюсеры, дирижеры, директора ведущих мировых театров. Мы очень стараемся сохранить ту атмосферу работы жюри, которая была при Елене Васильевне, обеспечить им максимальный комфорт, сделать все, чтобы эта работа доставляла им радость. По примеру Елены Васильевны, даже делаем всякие милые сюрпризы - маленькие подарочки и сувениры. И что видят конкурсанты, когда выходят петь перед таким жюри? Они видят великих людей, больших мастеров, которые улыбаются, которые счастливы быть здесь. Конечно, это вдохновляет, заряжает позитивом. Елена Образцова считала, что в создании атмосферы нет и не может быть мелочей, важно все.

В Музее-усадьбе С.В.Рахманинова "Ивановка"
с Александром Иванговичем Ермаковым.


- Вручением конкурсных наград лауреатам работа ведь не заканчивается?
- Елена Васильевна в свое время сказала: «Мы на конкурсах открываем новые имена, новых звезд. Нельзя их бросать. Мы должны для них делать специальные проекты». И мы делаем – концертные исполнения опер, концертные программы оперной и камерной музыки. На разных площадках, включая самые главные – Большой зал Московской консерватории, Санкт-Петербургскую филармонию, Большой театр, зал Зарядье, театр «Геликон-Опера»… В Европе много работали. И однажды появилась в моей жизни Ивановка. Как она появилась? Два моих друга, лауреат первой премии конкурса Образцовой Леша Татаринцев, который родом из тех мест, и его жена Агунда Кулаева сказали: «Наташа, ты должна поехать в Ивановку, и ты влюбишься в Ермакова». Александр Иванович Ермаков – воссоздатель из небытия рахманиновской усадьбы и бессменный, вплоть до своей преждевременной кончины весной этого года, директор музея-усадьбы. 
Я поехала в Ивановку на концерт Николая Луганского. И вот с первой же встречи… Эту фразу мне когда-то сказала Образцова, когда мы с ней познакомились. Она сказала: «Наташка, меня кидануло к тебе!». Вот так же в первую нашу встречу меня «кидануло» к Ермакову. Мы постоянно проводим концерты в Ивановке, кого только из замечательных певцов и наших молодых лауреатов я туда ни привозила! Концерты в Ивановке значат для нас не меньше, чем концерты в Большом театре.  И все наши певцы это понимают. 


Международная творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой.
Художественный руководитель Молодежной оперной программы
Большого театра России Дмитрий Вдовин


- Забота Елены Васильевны о новых поколениях певцов проявлялась не только в организации для них творческих проектов, но и в стремлении всячески содействовать их профессиональному росту. Расскажите об образовательном направлении в деятельности Фонда. 
- Наши Творческие школы вокального мастерства выросли из мастер-классов, которые так щедро давала сама Елена Образцова. Однако, она считала, что молодым певцам недостаточно лишь занятий по технике пения. Поэтому мы с ее одобрения приглашали преподавателей по актерскому мастерству, по сценической речи, коучей иностранных языков и т.д. Наша школа проходит в Санкт-Петербурге в Культурном центре Елены Образцовой, и в Москве, на площадке Галереи выдающегося художника Александра Максовича Шилова, большого друга Елены Васильевны и Государственного музея современной истории России.
- Фонд ведет серьезную издательскую деятельность, причем ваши издания связаны не только непосредственно с именем Елены Васильевны. Хотя, конечно, все персоналии, которых вы представляете в издательских проектах, это, как говорится, ее круг. 
- Наша первая книга была посвящена великой итальянской певице Ренате Тебальди. Они с Еленой Васильевной были подругами. Книгу написала пресс-атташе театра Ла Скала Карла Мария Казанова. Фонд осуществил перевод книги с итальянского языка и издал ее в 2014 году. Тираж разошелся быстро, так что наш дебют в книгоиздательстве оказался удачным. Эту книгу мы потом отправили и в музей Ренаты Тебальди в Буссето. Интересно, что Рената хотела оставить Образцовой свои концертные платья, но Елена Васильевна на это не пошла, и все платья примадонны теперь тоже в ее музее. Затем мы дважды переиздали знаменитую книгу Рены Шейко «Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги», которая давно стала библиографической редкостью, но не просто переиздали – обогатили новыми фотографиями, включили стихи Елены Васильевны, справочную информацию о репертуаре и записях, информацию о последних работах, в том числе в драматическом театре. Наши друзья в издательстве «Бослен» захотели издать книгу к 80-летию со дня рождения Образцовой, и я вспомнила, что известный театровед, музыкальный критик, исследователь Алексей Васильевич Парин в течение многих лет собирал записи бесед с Еленой Васильевной. На основе этих записей и интервью получилась книга «Елена Образцова. Любовь и музыка неразделимы». Также к юбилею певицы Фонд впервые издал сборник лирики Елены Образцовой «Все беру я в голос свой…». А сейчас завершается работа над масштабным изданием, которое мы пока условно называем «Оперный бал Елены Образцовой». Нам посчастливилось вовлечь в свою орбиту потрясающего человека – Михаила Пащенко. Он профессиональный филолог, владеющий иностранными языками, а также исследователь музыкального искусства, кроме того, меломан с огромным стажем. Два года он работал с невероятного объема архивом Елены Васильевны, потом еще два года писал труд, который должен стать своего рода энциклопедией творческого пути певицы. Сейчас мы трудимся над подбором иллюстраций к этому изданию.

Елена Образцова на фестивале Борислава Струлева
в Белгороде в 2014 году.


- Мы разговариваем практически накануне нового творческого сезона. С чего начнется он у Фонда Елены Образцовой?
- С концерта под названием «Оперный бал» 26 августа в Белгороде. По инициативе губернатора Белгородской области Вячеслава Владимировича Гладкова известный в России фестиваль BELGORODMUSICFEST «Борислав Струлёв и друзья» впервые пройдет в формате open air. Художественный руководитель фестиваля, прекрасный виолончелист Борислав Струлёв посвящает его Елене Васильевне Образцовой, которая приезжала на фестиваль в 2014 году. Мы очень рады такому яркому началу нового сезона и ждем встречи с прекрасными белгородскими зрителями. А уже в сентябре у нас – очередная Школа вокального мастерства Елены Образцовой.

Надежда КУЗЯКОВА
фото из архива Фонда Елены Образцовой
предоставлены пресс-службой Фонда.

09.08.2022



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей