Новости |
Юрий Медяник: «Необходимо ценить предшественников,
чтобы сделать шаг вперед»…
В гостях у «Музыкального Клондайка» музыкант-мультиинструменталист, главный дирижёр Тюменского филармонического оркестра и телепроекта «Синяя Птица» Юрий Медяник. В беседе с маэстро мы говорим о сохранении музыкальных традиций, развитии оркестра и главных задачах дирижера.
- У вас первым инструментом была скрипка или баян?
С баяном меня познакомили родители, когда мне был год и восемь месяцев. Потом была скрипка, поздно уже, лет в семь-восемь. Очень поздно. Для русских скрипачей, для начала игры на инструменте, это вообще пенсионный возраст.
- У нас считается, что отдавать детей в музыкальные школы лучше чуть ли не с трех лет.
- По сути дела, да. Скрипачи начинают в четыре года, и это считается нормальным. Кстати, если сравнивать наш подход обучения с европейским, то там вам скажут, что вы детей лишаете детства. У нас другая история – мы даем скрипку в руки тогда, когда ребенок воспринимает ее еще как игрушку. Тем самым он с инструментом сживается, и он становится его естественным продолжением. У меня было так с баяном. Бывает такое, что, когда я мало занимаюсь на баяне, скрипка начинает хуже звучать. Потому что все взаимодополняемо.
- Вы себя чувствуете, как музыкант-дирижер или как музыкант-исполнитель?
- Дирижер – это управление целой музыкальной системой, требуется большая концентрация. Профессия сложная и отличающаяся от исполнительской деятельности.
Я не очень согласен с мнением о том, что «дирижер» не является исполнительской профессией. Очень исполнительская, просто инструмент, на котором играют, большой.
- Сам оркестр?
- Да. Баян и скрипку можно подержать. Оркестр в руках подержать невозможно, но это – инструмент, просто с большим количеством тембров, с большим количеством возможностей. Поэтому дирижер – абсолютно такой же исполнитель, как и другие.
Сейчас профессия дирижера включает в себя намного большее количество подпрофессий и смежных специальностей. Дирижер – это еще и психолог, и в чем-то даже психиатр для своего оркестра. Всегда было так. А в последнее время в эту профессию сильно вошли и менеджерские, организаторские, продюсерские возможности. В последнее время дирижер – продюсер.
Приведу простой пример: необходимо спланировать филармонический сезон для своего коллектива, а кто-то со стороны может сказать: «Спродюсировал». Ты решил провести какой-то фестиваль, потому что прекрасно понимаешь его острую необходимость для развития коллектива, что это важно с точки зрения стилистики, что это важно с точки зрения мастерства оркестра, а кто-то скажет: «Ты спродюсировал целый фестиваль». Перепроверил презентацию, написал какой-то текст о коллективе, со стороны люди скажут: «Да ты копирайтер теперь». Очень много этих профессий, о которых мы, по сути, наверное, и не знали. Но все это - профессия дирижера.
Я чувствую себя музыкантом, который играет не на скрипке, не на баяне, а играет «на оркестре».
- Тюменский филармонический оркестр – какой ваш дирижерский опыт по счету?
- Первое мое официальное место работы – Московский театр Новая опера имени Е.В. Колобова. Затем начало работы в проекте «Синяя птица», потом Нижегородский театр оперы и балета в позиции главного дирижера театра.
В качестве главного дирижера – Тюмень второе место, как постоянный коллектив – это третий. У меня есть коллектив «Emotion Orchestra». Это отдушина, любовь. И оркестр ВГТРК «Синяя птица». В этом сезоне уже будет десятый юбилейный сезон телепроекта.
- В Тюмени вы приступили к дирижерским обязанностям в начале сезона 2022/2023.
- Да, в августе 2022 года. За это время у нас получилось очень хорошо друг друга понять и почувствовать. Это важно, потому как часто бывает, когда люди работают долго с коллективами, но взаимопонимания так и не случается. У нас все произошло максимально быстро. Искра была с первой репетиции. Первой нашей совместной работой была концертная программа из музыка Исаака Дунаевского. Далее из первых совместных рабочих «моментов» была симфония Франка и в этой симфонии мы почувствовали друг друга.
Прошедший сезон получился ярким и пестрым. По моей инициативе был организован фестиваль Рахманинова, причем, в полной мере его можно было назвать не только фестивалем, но и марафоном Рахманинова.
Он приходил с 21 марта по 1 апреля: мы исполнили Первую и Третью симфонии, «Алеко», «Симфонические танцы», «Утес», «Остров мертвых», Первый, Второй и Третий концерты для фортепиано. К юбилею Арама Ильича сделали фестиваль Хачатуряна. По счастью, вышло так, что в рамках этого фестиваля состоялось несколько тюменских премьер. Вторую симфонию Хачатуряна в Тюмени еще никто не играл, как и не звучала «Валенсианская вдова», также мы исполнили сюиту «Сталинградская битва». Ее исполняют достаточно редко и в столицах, а если играют, то, как правило, силами духовых оркестров. Она почти официально названа военной симфонической музыкой. Эта музыка произвела на меня колоссальное впечатление. Поэтому, я решил включить это произведение в программу фестиваля им. Хачатуряна.
В этом сезоне мы исполнили «Поэму памяти Сергея Есенина» Свиридова, совместно с Хоровой капеллой филармонии, это произведение также никогда не звучало в Тюмени. В общем, очень много ярких премьер.
Тюменский филармонический оркестр
- Потрясающе продуктивный сезон, в том числе с точки зрения юбилеев. Недавно был и юбилей Скрябина.
- Конечно. Я прекрасно осознаю, что мы живем в многонациональной, многоконфессионной и очень культурной стране. Я очень ценю традиции. Необходимо ценить предшественников для того, чтобы сделать шаг вперед, в будущее. Это мое кредо. В том числе, я говорю и о моем предшественнике, Евгении Ивановиче Шестакове, который является основателем оркестра. Для Тюменского филармонического оркестра и для региона его вклад в культуру переоценить абсолютно невозможно. Основатель – самый главный человек для Тюменского филармонического оркестра. Мы забронировали даты на пять лет вперед в каждом из сезонов для концерта в память Евгения Ивановича. В этом году мы сделали такой концерт в октябре. Это был концерт памяти Евгения Ивановича, с благодарностью и с восстановлением исторической программы концерта. Она полностью повторяла программу презентационного концерта Тюменского филармонического оркестра в день его официального рождения. И, таким образом, мы, отдавая дань традиции, отдавая почести Евгению Ивановичу, смотрим вперед и развиваемся.
- Как происходит обновление программ?
- Мы прекрасно понимаем, что в наше время необходимо обращать внимание не только на академическое направление в развитии оркестра. У нас есть совместный концерт с Леонидом Агутиным. Мы понимаем, что для того, чтобы привлечь новую аудиторию, которая, возможно, пока опасается посещать академические концерты, необходимо дать ей возможность понять, что симфонический оркестр – это совсем не страшно ☺ Мы говорим на том же самом музыкальном языке о тех же самых основных аспектах жизни, которые волнуют нас каждый день, начиная от первого дня существования Земли и до вчерашнего вечера. Любовь, ненависть, нежность, и так далее. Но мы объясняем это своим музыкальным языком. Кстати, с Леонидом Агутиным планируется запись альбома, это уже вопрос решенный.
- Взаимообогащение. И для оркестра в том числе.
- Это интересно и оркестру. Средний возраст музыкантов оркестра – 37-38 лет. Достаточно молодые люди. И когда они приходят на работу, им интересно, в принципе, поиграть еще что-то, что отвечает их возрастным пристрастиям. Мы становимся современным оркестром, но не переходим определенную грань. У нас есть совместная программа с Игорем Бутманом. Мы не используем аранжировки, которые уже написаны для каких-либо других составов. Для Леонида Николаевича и Игоря Михайловича аранжировки написаны полностью «с нуля».
- Какие качества руководителя такого большого коллектива, как оркестр, вы считаете главными?
- Важно, чтобы во главе коллектива стоял человек, который не требует только «для себя». Всегда за спиной руководителя 80, 90, 100 человек музыкантов оркестра. У каждого из них есть свои амбиции, у каждого из них свой профессиональный рост. Рост, который при неграмотном руководстве коллективом всегда можно превратить в деградацию.
Существуют традиции коллектива, существуют особенности региона. И большая ответственность за то, что мы находимся в стране, в которой мы родились. Наша страна многоконфессиональная, многотрадиционная, многонациональная! Всегда необходимо помнить, что сыгранное сегодня произведение должно быть и на пользу, и рассчитано на профессиональный рост коллектива. Многогранность – это очень важный момент. И, при любых возможных вариантах, необходимо держать баланс.
Юрий Медяник, Тюменский филармонический оркестр
- Как обстоят дела с гастролями оркестра? Где вы были и куда собираетесь?
- В прошедшем сезоне у нас был выезд в Москву и в Петербург. Выступали в Зарядье, выступали в концертном зале Мариинского театра. Также мы гастролировали в рамках культурного сотрудничества губернаторов регионов в Ханты-Мансийске. В новом сезоне мы сразу начинаем концертный сезон с гастролей. Два концерта в Оренбурге, концерт в Уфе, в Салавате и Сургуте. Играем русскую музыку, играем с прекрасным солистом Антоном Павловским. Также наш коллектив получил приглашение от Московской филармонии. 2 февраля 2024 года мы играем в зале Чайковского с Александром Гиндиным Второй фортепианный концерт Чайковского. Кстати, интересный момент – мы также играем «Богатырскую симфонию» Бородина, но в авторской редакции. И именно этим произведением я открывал филармонический сезон 2022-2023 в Тюмени. Мы получили приглашение принять участие в концерте 31 мая 2024 года в Зарядье. Это будут торжества по случаю юбилея Елены Фабиановны Гнесиной.
- А что насчет молодого поколения? Филармония работает с юными музыкантами?
- У филармонии есть определенное взаимодействие с музыкальными учебными заведениями Тюмени, но мы сейчас будем эти отношения обновлять новыми творческими проектами.
Сейчас в Тюменской филармонии утвердили, что первая неделя каждого месяца в филармонии является открытой для посещения любых детских учреждений, которые имеют отношение к музыке. Школы искусств, музыкальные школы, лицеи. Дети всегда могут посещать наши репетиции бесплатно, свободно. Чтобы дети всегда знали и подстраивали свой график.
Они могут хоть сутками не выходить из филармонии, присутствовать на репетициях любых коллективов. Это очень важно, потому как они будут способны видеть творческую работу коллективов изнутри. Они видят процесс, они понимают, как это работает, они видят взаимодействие худруков, дирижеров.
Беседовала Елена ЛАЩЕНКО
фотографии предоставлены
Юрием Медяником
18.09.2023
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-