Новости |
Юрий Розум: «Самое главное, чему должен обучить педагог – это умение слышать музыкальный язык, понимать язык музыки».
Русскую фортепианную школу можно с полным правом назвать одним из наших бесспорных достижений наряду с балетом или покорённым космосом. Имена русских пианистов, их великолепные концерты звучат по всему миру – кажется, уж в этой сфере искусства нам беспокоиться не о чем. Но всё это потому, замечает народный артист России пианист Юрий Розум, что более 150 лет, начиная с московского пансиона Николая Зверева, в стране сложилась уникальная система поддержки юных талантов и их бережного развития. И система эта работала без перебоев, достаточно вспомнить сестёр Гнесиных. Когда после революции закрыли все частные школы, их музыкальную школу не тронули. А зимой 1942 года началось строительство института, который ныне называется Российская академия музыки имени Гнесиных.
- Юрий Александрович, вы, как и ваши родители, знаменитый баритон Александр Розум и дирижер Галина Рождественская, не стали ограничивать себя исполнительским творчеством, вы преподаете здесь, в Академии имени Гнесиных, но ещё и руководите Фондом Розума, который поддерживает одаренных ребят, начинающих музыкантов. Как вы пришли к мысли, что детям необходима и такая поддержка?
- Эта мысль преследовала меня с юности, когда я сначала с отцом, а потом и сам объездил всю нашу страну. Меня часто просили прослушать какого-то феноменально одаренного ребенка – и ведь такие попадались в самых далеких от центров культуры городках и посёлках! Я видел, что этот ребёнок должен учиться в одной из лучших музыкальных школ, в классе хорошего педагога, из него наверняка вырос бы выдающийся исполнитель! Но что тогда я, молодой пианист, мог сделать, чем помочь? Я играл свои концерты и уезжал. И несколько раз потом я возвращался в эти города, спрашивал у знакомых, а где тот необыкновенный ребенок, что вы мне показывали? К сожалению, часто оказывалось, что одаренный ученик бросил занятие, или после школы пошёл с друзьями на то же предприятие, что и все в этом городке, - и это ещё хорошо, если не попал на плохую дорожку. Потому что часто их талант, эта мощная сила, находил выход не в созидании, а в разрушении. Не зная, как реализовать себя, ребята могли пойти по преступному пути – или просто спиться. И тогда уже я начал думать, что должна быть какая-то организация, которая занялась бы их поиском, поддержкой… В итоге уже в 2005 году был создан наш Фонд, сначала мы взяли опеку над 10 учениками – и стали их и творчески, и финансово, стипендиями, поддерживать.
- Как происходит сам поиск стипендиатов? Вас всё также просят послушать юных Моцартов во время фестивалей и гастролей? И сколько таких талантов удалось открыть за прошедшие годы?
- За все годы существования Фонда у нас было около 2х тысяч стипендиатов. Очень редко, но бывает, во время какой-то дальней поездки, на другом конце страны встретишь ученика, чьи природные данные просто невозможно не заметить! Как известно, «Дух дышит где хочет», и всемирно известные звёзды не раз рождались в местах, где и музыкальной школы нет! Сейчас я только вернулся с Ямала, где проходит очередной сезон нашей «Музыкальной мастерской». Мы провели мастер-классы по вокалу, игре на фортепиано, гитаре, ударных инструментах, организовали творческие встречи для ямальских педагогов, постарались им помочь раскрыть способности и найти творческий подход к ученикам…
Но всё же наши стипендиаты – это, в основном, юные музыканты, уже прошедшие несколько отборов, выдержавшие сначала серьёзные конкурсы при поступлении в свои, как правило, очень известные школы России. А затем уже их педагоги выбирают наиболее ярких ребят – и рекомендуют прослушаться в нашем Фонде. Мы с ними дальше занимаемся, часто советуем, к какому конкурсу или фестивалю стоит подготовиться, оцениваем, какие у ребёнка шансы, что в дальнейшем поможет ему в исполнительской карьере. Пару недель назад многолетние стипендиаты Фонда Роман Соснин и Владислав Минеев победили на международном фестивале русской классической музыки Kustendorf, который в Сербии проводит Эмир Кустрица совместно с «Газпромнефтью».
А в таких проектах, как «Музыкальная мастерская Юрия Розума», главное – помочь детям в самых отдалённых уголках наших страны встретиться с искусством, с классической музыкой. Всё-таки в больших городах у будущих музыкантов неплохие возможности найти настоящего педагога, наставника. А в местах, куда только на вертолёте и добраться можно, ребята точно с такими же способностями оказываются изолированными от высокого искусства, от настоящего творчества. Поэтому для меня так важно приезжать в самые труднодоступные регионы, рассказывать, что несёт музыка, как она выражает душу как можно через музыку воплощать свои чувства, понимать язык музыки, говорить на нём…
- Но ваши программы связаны не только с отдалёнными регионами? Как получилось, что уже несколько музыкальных школ носят ваше имя?
- Помимо «Музыкальной мастерской Юрия Розума», наш Фонд проводит при поддержке Фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» Всероссийский музыкальный фестиваль «Звёздный десант». Кстати, очередной фестиваль откроется совсем скоро, 26 сентября в городе Королёв. Он связан с другой историей. Однажды, тоже около 2005 года, знакомый попросил меня поддержать музыкальную школу в подмосковном посёлке Загорянский, здание уже должны были закрыть из-за аварийного состояниями, там даже крыша протекала. Ну, я думал, школу спасу – и спрыгну с этого дела, потому что никогда подобным не занимался. Через два-три года мы получили новое здание, инструменты, стали возникать филиалы… А потом это выросло в Детскую школу искусств уже не на 40 учеников – а, извините, почти на полторы тысячи! Школа стала носить моё имя, и я понял, соскочить не получится! Музыкальная школа Юрия Розума появилась и в Челябинской области, где мы побывали в прошлом году. Педагоги всегда просят прослушать детей, дать какие-то советы, посмотреть на учеников в других классах... Так возник фестиваль «Звёздный десант», во время которого мы вместе с моими друзьями - преподавателями столичных музыкальных вузов - встречаемся с педагогами детских музыкальных школ городов и посёлков, проводим круглые столы, мастер-классы и открытые уроки, выступаем с концертами, на которых ребята из небольших городков могут выйти на сцену вместе с мировыми мастерами искусств.
- Но получается, речь идёт не только о поддержке юных музыкантов – но и поддержке самих вполне уже состоявшихся педагогов?
- Самое главное, чему должен обучить педагог – это умению слышать музыкальный язык, понимать его. К сожалению, часто дети играют, не понимая, что они делают. Это всё равно как дать ребенку зазубрить стихотворение на непонятном языке, и он его выучит, даже не зная, о чём оно, о любви, радости или трагедии. В методиках говорится, какие сочинения должны быть выучены в первый, второй год обучения. А что в этих произведениях выражено, о чём они, - об этом в методиках ни слова. И должен быть потрясающе одаренный педагог, чтобы сам до этого дошел и этим бы занялся. Часто педагогу надо научить слышать музыку и понимать, как она устроена, как фраза сменяет фразу, где дыхание, где кульминация каждой фразы. Поэтому, чтобы поделиться такими знаниями, накопить которые иногда требуется целая жизнь, сейчас мы готовимся с педагогами Академии имени Гнесиных, колледжа имени Шнитке, с солистом «Геликон-оперы» Давидом Посулихиным к мастер-классам и творческим встречам в музыкальных школах Королёва и Сергиева Посада, Тулы, Ржева, Щёлкова, где нас уже ждут учащиеся и педагоги. Наш «Звёздный десант».
Елена Шилова
фотографии предоставлены пресс-службой
Фонда Юрия Розума
22.09.2023
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-