Новости |
Юрий Розум:
«Музыка даёт силы преодолеть всё!»
Пианист-виртуоз, народный артист России Юрий Розум откроет 22 февраля Гала-концертом в Большом зале Московской консерватории фестиваль «Юрий Розум. 50 лет на сцене».
-Юрий Александрович, музыкальные критики говорят о Вас как о музыканте, представляющем сегодня «высшие достижения русской фортепианной школы на мировой сцене». Насколько сложно было завоевать такое признание за те полвека, что вы выходите к публике?
- Так сложилось, что с самого начала мой путь не был ровным, хотя ещё студентом Московской консерватории в 1974 году я был отобран с другими юными пианистами на Международный конкурс королевы Елизаветы в Бельгии – один из самых престижных в мире! Год напряженной подготовки, в течение которого мы могли безупречно отработать конкурсную программу, выступая с ней по всему Советскому Союзу… и вдруг меня практически снимают с самолёта в Брюссель: в КГБ поступили анонимки, что я стану ещё одним «невозвращенцем», мне нельзя доверять, а аргументы: я регулярно ездил исповедоваться в Троице-Сергиеву Лавру, приносил в Консерваторию запрещённые сочинения Солженицына, увлекался йогой. В общем, меня сделали невыездным. Не успев покорить вершину, фактически, я завис в достаточно безнадёжной ситуации, когда о мировом признании не стоило и мечтать. Но меня спасла служба в армии, командиры поручились за меня, что я никого не поведу, за границей не останусь. И на свой первый крупный международный конкурс – королевы Софии в Мадриде – в 1979 году я был отправлен, делегирован, именно от Советской Армии.
Я помню себя разным: наивным, полным надежд, уверенности, потом наступили годы разочарования, внутренней битвы, понимания, что нельзя сдаваться, а нужно идти вперед, затем годы успеха: сначала международного, а потом российского. Полвека – срока большой… Но подводить итоги, думаю, пока рано!
- Интересно, а какие концерты Вам запомнились больше всего? Возможно, поразили вас чем-то ярким, необычным?
- Самые яркие впечатления – это первые выступления в легендарных, прославленных залах мира, это как первая любовь, страница, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Это первые выходы на сцену Большого зала консерватории. Конечно, это концерт после победы в Барселоне в знаменитом Палау де ла Музика. Это моё первое выступление в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Играть в таких залах, чувствовать реакцию публики, понимая, какие гении выходили на эту сцену до тебя… Это запоминается на всю жизнь.
Но лично для меня самым незабываемым стало выступление на конкурсе имени Марии Канальс в Барселоне в 1980-ом году. Как раз хороший пример, насколько легко добросовестный путь может вывести как к вершине, так и к краю пропасти. Вновь в течение года я готовился согласно конкурсным требованиям и, - как значилось в переводе с испанского, - в одном из туров должен был сыграть классическую сонату, на выбор: первую – или вторую и третью часть. Я решил, буду играть первую часть сонаты Бетховена. И совершенно случайно за два дня до вылета в Испанию взял оригинальный буклет конкурса на иностранных языках, листаю – а там написано в скобках – «по выбору жюри». Представляете! А если жюри выберет части, которые я не учил? Что я буду делать? Я выучил их за два дня, последнюю ночь перед вылетом до утра занимался в классе Гнесинки, закончил репетировать уже на рассвете, спускаюсь к выходу…а двери заперты! А мне уже надо собирать чемодан и ехать в аэропорт! В итоге пришлось выпрыгнуть из окна какого-то класса на первом этаже, чтоб не опоздать на самолёт… И что же вы думаете?
Я прилетаю в Барселону, и жюри в определённый момент просит меня сыграть именно вторую и третью части сонаты! К счастью, видимо, справился, оказался в финале. А финал прошёл триумфально, организаторы присудили мне золотую медаль и первую премию, причём по-испански внесли специальную пометку: «por unanimidad», единогласно.
- Cейчас Вы отдаёте немало времени и преподавательской деятельности, причём не только как профессор РАМ им Гнесиных, но и организатор Международного благотворительного фонда, который носит ваше имя. Почему вы решили заняться поддержкой юных талантов исполнительского искусства?
- к сожалению, я видел немало грустных примеров, когда яркий, талантливый молодой исполнитель мог, столкнувшись с первыми трудностями, махнуть рукой и бросить своё призвание. Особенно в каких-то далёких городках или посёлках, где их же ближайшее окружение посмеивалось, когда ж парень станет «как все», начнёт нормально работать, а не бегать со скрипочкой. В итоге уже в 2005 году был создан наш Фонд, сначала мы взяли опеку над 10 учениками – и стали их и творчески, и финансово, стипендиями, поддерживать. А всего за эти годы удалось поддержать около двух тысяч ребят, многие из которых, как, к примеру, Даниил Трифонов, стали мировыми звёздами. Но поиск талантов – не единственная наша задача, мы стремимся поддержать русскую исполнительскую школу, проводя фестивали «Звёздный десант» и «Музыкальная мастерская Юрия Розума» по всей стране, порой – в самых отдалённых регионах России. В таких, куда добраться можно только на вертолёте, если, конечно, не объявят нелётную погоду, с чем мы столкнулись этой осенью, пытаясь попасть на Мыс Каменный в Ямало-Ненецком округе.
- 22 февраля в Большом зале Московской Консерватории Гала-концертом «Юрий Розум. 50 лет на сцене» Вы откроете одноимённый фестиваль, который продлится до конца года. Чем Вы хотели бы удивить ваших слушателей? Кто выйдет в этот вечер вместе с Вами на сцену?
- С каждым выступлением на концертах в моей жизни связана какая-то история, и я хотел бы поделиться зрителями наиболее из них дорогими лично для меня. Это будет музыкальное путешествие по страницам моей жизни. Сначала я исполню сочинения Фредерика Шопена. Сто лет назад моей дед влюбился на концерте в пианистку, исполнявшую его ноктюрны, баллады и вальсы, и сказал себе, что непременно на ней женится. Так, благодаря си-минорному вальсу появилась на свет моя мама, а затем, в день рождения Шопена, – и я. Да, как мне сказали в приходской церкви Борхова под Варшавой, где он был крещён, Шопен родился именно 22 февраля, так записано в приходском регистре! Затем выступят мои друзья, замечательные Анна Аглатова и Михаил Гужов, Даниил Крамер и Нина Шацкая, Эммануил Виторган, Александр Домогаров и многие другие…
А завершим наш юбилейный гала Первым концертом Чайковского, с которым я побеждал на конкурсах в Мадриде и Монреале. Этот вечер станет вехой в моей жизни, это будет концерт-воспоминание, отсюда и такое разнообразие жанров, я хотел бы отразить в нём всё, что было для меня важным за эти полвека на сцене.
Елена ШИЛОВА
Фото: пресс-служба Фонда Юрия Розума
14.02.2024
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-