• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


10.06.2024

Сергей Желудков: «Поток вдохновения, который невозможно было остановить»

23 июня на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского российский композитор и дирижер Сергей Желудков представит премьеру своего масштабного музыкального сочинения «Всенощное бдение». Премьера прозвучит в исполнении Московского Мужского Хора. Это первое обращение к теме Всенощного бдения в истории современной российской музыки.

В гостях у «Музыкального Клондайка» — композитор, дирижер, основатель и художественный руководитель «Первого Симфонического Оркестра» и «Московского Мужского Хора» Сергей Желудков.

- Совсем скоро прозвучит премьера вашего произведения на тему Всенощного бдения. Вы говорили, что давно хотели продолжить традицию сочинения такой музыки. Чувствуете волнение перед премьерой? 

- Конечно, волнение присутствует. Это большая ответственность для меня, как композитора и как дирижера, потому что впервые на такой большой сцене будет исполнено  сочинение полностью. Я писал без сокращений: здесь использованы все песнопения, 19 номеров.

Поэтому, конечно же, для меня это большая, волнительная премьера, тем более, что очень много людей из профессионального сообщества ее ждут и, вообще, следят за моей музыкой, за моим творчеством.

- Не могу не обойти стороной тему вашего образования, ваших педагогов, учителей. У вас очень мощная образовательная платформа. Как ваш опыт, и опыт ваших педагогов, что вам передан, повлиял на это сочинение?

- Это очень глубокий вопрос, потому что  мои педагоги — это Александр Флярковский, Роман Леденев, и Геннадий Рождественский, и Станислав Гусев…  Очень много людей, которых я считаю своими педагогами, это даже те, у которых я не учился неофициально, а  дружил, общался и очень плотно сотрудничал. Виктор Сергеевич Попов, Владимир Николаевич Минин – это люди, которые на своем примере показали мне своё отношение к мелодии, традициям хорового исполнительства.  И я постарался в этом сочинении собрать все их советы и выкристаллизовать вот этот многовековой опыт в одном сочинении. Здесь вы услышите многогранную палитру древнерусских распевов, народной музыки, популярной музыки. И так как я достаточно долгое время был регентом Крутицкого Подворья, конечно, вся богослужебная музыка мне знакома. Ее традиции, ее стили, ее манера воплощения.

Я понимаю, что происходит во время богослужения. Конечно же, писать такое произведение было большой-большой ответственностью, но в которую я вложил все свои наработки за всю жизнь, все свои эмоции и переживания. И вот я надеюсь, мне все удалось.

- Как вы работали над произведением?

- Для меня оно было одно время неподъемным, потому что, конечно, прикасаться к таким песнопениям после Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Чеснокова очень ответственно. Музыка в храме — это, прежде всего, отражение текстов, и она ни в коем случае не должно превалировать над текстовым смыслом. Здесь найти этот баланс — большой труд.

Мне повезло, потому что это для меня было провидением. И я, когда писал это сочинение, то оно далось мне  где-то за две недели. Это был такой поток вдохновения, который невозможно было остановить, не надо было ничего придумывать, сочинять, и я здесь писал от сердца, а не от головы.

- Что послужило для вас источником такого вдохновения?

- Поездка на Соловки, на Соловецкий архипелаг, который я прошел пешком. Побывал во всех святых местах этого архипелага и, можно так сказать, получил благословение.

Это действительно благословенные места. Это величественный памятник истории, культуры, наше духовное сокровище. Я считаю, на Соловках должен побывать буквально каждый.

- Всенощное бдение прозвучит в исполнении Московского Мужского Хора, в котором вы являетесь создателем и руководителем. Как проходила подготовка уже внутри коллектива? Менялось ли произведение после того, как вы принесли его в Хор? 

- С учетом моего симфонического опыта я уже пишу партитуры сразу же со всеми нюансами, штрихами, мне не приходится ничего исправлять. Я к этому отношусь достаточно щепетильно и с определенной долей перфекционизма. Мне очень важно то, чтобы когда певцы получают в руки ноты, они уже не переспрашивали ни о чем, а просто следовали авторскому тексту.

И я, когда принес ноты, получилось так, что на репетиции почти после каждого номера они аплодировали. Это было, конечно же, большим стимулом. Отмечу, что все люди, которые поют в хоре, сами большие профессионалы. Некоторые из них  дирижируют, регентуют, и поэтому за их плечами богатейший опыт. И получить от них такой отклик для меня очень важно.

Репетиции у нас проходят на очень возвышенной ноте, что меня радует. И я думаю, когда столько певцов заряжены такой энергией, они понимают, что они поют, они понимают, на каком событии присутствуют, в какое время, то вот вся эта энергия, «пойдет» в зал и передастся слушателям.

- Как вы строите репетиционный процесс?

- Я всегда исходил из очень простой формулы: данные и голова. Что подразумеваю под данными: это когда музыкант, без сомнения, талантлив и работоспособен. А что я подразумеваю под словом «голова»? Это значит, что у него есть мозги, и не надо повторять 250 раз. Он сам способен думать, приносить что-то новое. И это мне помогает в процессе репетиции, потому что время, которое я затрачиваю на определенные моменты, на оттачивание фактуры или формы, существенно сокращается и экономит силы, здоровье, нервы. Так нам всем удается достигать бОльших результатов. Высокая квалификация и профессионализм артистов играют очень большую роль. И при этом я могу с ними общаться на равных. Я могу с артистами посоветоваться, я могу прислушаться к их мнению. Они безусловно мне доверяют и понимают меня. Это для меня большая радость.

- После премьеры в Московской консерватории планируете ли вы исполнение Всенощного бдения в других городах?

- Да, конечно, потому что это сочинение у нас уже в репертуаре. Нам хочется его петь, показывать. Оно самодостаточное. Поэтому мы, конечно, его активно используем в нашем репертуаре, в нашей концертной программе. Солисты каждый раз меняются и будут меняться, потому что все хотят попробовать себя в этой роли.

- Все средства, вырученные от продажи билетов, пойдут на восстановление Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Можете рассказать, почему вы выбрали именно это монастырь?

- Когда продумывали концепцию концерта, мы сразу понимали, что сама возможность исполнения и воплощения этого проекта — это заслуга не только моя, а огромного количества людей, которые в этом участвовали, это и попечители, и друзья, и партнеры. Очень много людей в этом задействовано. И, конечно же, сразу возник вопрос, как мы можем их отблагодарить и как это можно сделать.

Только пожертвовать, что-то отдать. И я думаю, что именно эта мысль, помочь монастырю, дает возможность бескорыстного творчества, когда ты понимаешь, что ты делаешь для людей, и ты взаимодействуешь с ними, потому что живешь в социуме. Я, как композитор, понимаю, что я член этого общества, я взаимодействую с людьми, я питаюсь их энергией, вдохновляюсь. И важно, чтобы люди, которые придут в консерваторию 23 июня, понимали, что они не просто пришли провести воскресный вечер, послушать музыку, приобщиться к культуре.  А что они своим приобретением билета еще и внесут свой духовный вклад, послужат общему благому делу, что для нас очень важно, потому что этот концерт по-настоящему Соборный.

- Помимо грядущей премьеры, у вас много интересных проектов. И по моему ощущению вы не ограничиваете себя определенными рамками. Как вам удается и сохранять музыкальную традицию и чувствовать сегодняшнее время?

- Когда я создавал свои коллективы, а это было в 2009 году, то основной идеей было то, что мы будем работать на опережение. Не только людей развлекать, но еще и просвещать. Очень важное дело – просветительство, образование. Мы понимаем, что технологии не стоят на месте и эти процессы должны интегрироваться в культуру.

У нас даже лозунг такой в оркестре «Первый симфонический оркестр — мы создаем искусство будущего». Например, сейчас мы сделали «Концерт для естественного интеллекта с оркестром». Почему? Потому что мы считаем, что мы не должны бояться искусственного интеллекта. И мы должны его сами настраивать.  

- А вы планируете использовать ИИ для концертов? Если не в качестве композиции, то визуального сопровождения?

- Мне пока хватает моей фантазии, которая навевает такие образы, которые, наверное, еще и искусственному интеллекту неподвластны. Сейчас еще идет такой переходный период. Каждый день вау-эффект, и это интересно, что-то новенькое. Но на самом деле мы еще «учимся ходить» в части развития ИИ. И до момента, когда мы полетим осознанно, еще очень долгий процесс.

Мы используем все доступные технологии. Но, опять же, голограмма, которую мы сделали, опередила свое время. И то, что мы сделали несколько лет назад и показали в каком качестве это возможно... Или «Концерт для живописи с оркестром». Или музыка для NFT. Это уже опередило время, но для нас, на самом деле, это уже устарело.

Александра САЙДОВА
Фотографии предоставлены пресс-службой
Московского Мужского Хора

10.06.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей