• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


21.01.2025

«Богатырский концерт» Евгения Петрова: по следам премьеры

В последнем квартале 2024 года в рамках фестиваля современного искусства «Музыкальная осень Петербурга» состоялась премьера «Богатырского концерта» Евгения Петрова для домры и симфонического оркестра. Исполнители — лауреат международных конкурсов Анастасия Гирина (домра) и Международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением народного артиста республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова. О взаимоотношениях русских народных инструментов и инструментов симфонического оркестра, о замысле и образах Концерта с композитором побеседовала соискатель ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Анастасия Упанова.

- Важное место в Вашем творческом наследии, охватывающем почти все академические жанры и инструментальные составы, занимает музыка для русских народных инструментов, которые на сегодняшний день прочно укоренились в музыкальной культуре России. Каким на Ваш взгляд может быть дальнейший процесс интеграции народных инструментов в академическую среду?

- Действительно, так называемый процесс академизации русских народных инструментов происходит. Однако достичь их полного единения с инструментами симфонического оркестра, за плечами у которого многовековая история, на мой взгляд, невозможно. Да и не нужно, поскольку у оркестра русских народных инструментов своя очень яркая, самобытная природа. Составы симфонического оркестра формировались столетиями. Например, парный состав, ставший некой «базовой» отправной точкой, был создан уже в середине XIX века, и для него написано огромное количество великолепной музыки, которую, к великому счастью, играют и будут играть. Постоянство состава симфонического оркестра проявляется и в партитурах, и в жизни оркестровых коллективов. Скажем, на исполнение симфонии Моцарта, где требуется меньшее количество инструментов, на сцену выходит не весь оркестр, в то время как для исполнения поэмы Рихарда Штрауса приглашается дополнительный состав. Но основа едина. Если же говорить об оркестрах русских народных инструментов, то их составы порой настолько индивидуальны, что неизбежно встает вопрос об адаптации партитуры под каждый конкретный коллектив. Тем более что традиция обязывает к участию всех музыкантов оркестра в исполнении практически любого сочинения. Господствует общность, коллективность, которая, впрочем, вполне отвечает названию и сути народных инструментов. Так что, на мой взгляд, можно говорить лишь о частичной их интеграции в академическую среду.

- Какой формат взаимодействия этих двух сфер — условно «академической» и «народной» — представляется наиболее целесообразным?

- Во взаимодействии инструментов русского народного и симфонического оркестров жизнеспособна идея противопоставления. Характер звучания, тембровая палитра и тех, и других очень самобытны, и потому формат своего рода “баттла” представляется самым интересным для публики. В 2005 году я написал композицию «Время собирать камни» для «Терем-квартета» и камерного оркестра (позже — симфонического оркестра). В ней противопоставление двух народных мелодий — русской и английской — ярко подтверждается противопоставлением тембров двух коллективов. Наверное, самый интересный опыт в этой сфере — исполнение на фестивале «Национальная коллекция» в 2021 году Концерта для двух оркестров Софии Губайдулиной Оркестром национальных инструментов «ТЕРЕМА» под управлением Андрея Долгова и Молодёжным камерным оркестром под управлением Ярослава Забояркина. Но это, всё же, переложение: оригинал написан для эстрадного и симфонического оркестров. А вот участие русских народных инструментов в качестве солистов с симфоническим оркестром — перспективная идея. За этим может стоять не только обогащение звучания новыми красками, но и открытие новых смыслов в музыке.

- Ярким примером подобного взаимодействия является Ваш «Богатырский концерт» для домры и симфонического оркестра. Расскажите, пожалуйста, об истории создания и замысле этого произведения.

- Замысел произведения зрел на протяжении ряда лет — с 2017 года постепенно появлялись некоторые наброски, создавался образный ряд. Вероятно потому, что материал «вынашивался» так долго, работа непосредственно над Концертом получилась активной, если не сказать стремительной. Законченный осенью 2024 года, он впервые был исполнен на закрытии фестиваля современного искусства «Музыкальная осень Петербурга» в последний день октября. Хочется отметить поистине героическую работу замечательной солистки, лауреата международных конкурсов Анастасии Гириной. Вместе с симфоническим оркестром «Таврический» под управлением Михаила Голикова они на высоком уровне представили произведение публике. Исполнителям в короткие сроки удалось «вжиться» в материал и воплотить разные образы — непобедимого богатыря, прекрасной “богатырши” (женщины-богатыря, в традиции русских былин получившей название поленица), конной скачки и жестоких сражений, а также картину мистического царства, в которое попадают русские богатыри. Если в «героических» страницах можно обнаружить связь с музыкой Прокофьева к историческим фильмам («Александр Невский», «Иван Грозный»), то «мистический» эпизод навеян моими детскими впечатлениями от посещений Мариинского театра. Там я впервые услышал вживую «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова, «Жар-птицу» Стравинского, в которых образы Кащеева царства, загадочного и коварного волшебства выражены не только чудесной музыкой, но и декорациями.

- «Богатырский концерт» для домры одночастный. С чем связан выбор именно такой формы произведения?

Мне нравятся подобные формы, где в одной части можно выразить всё, не переключаясь и не отвлекаясь от музыкального действия. Думается, что это в духе нашего времени. Такой формат во многом позволяет удерживать внимание слушателя от начала до конца, чтобы произведение продолжалось как увлекательный рассказ без каких-то препятствий и остановок. Сонатная форма в Концерте, конечно, предстаёт в немного видоизмененном виде. При этом здесь присутствуют две яркие темы. Главная — императивная, утверждающая собирательный образ русского богатыря, побочная — лирическая, олицетворяющая образ поленицы Василисы. В процессе развития в Концерте происходят трансформации этих тем: главная борется, побочная видоизменяется, «страдает». В репризе же побочная восстанавливает свою диатоническую ясность и красоту; здесь она звучит в контрапункте с главной темой. Завершение Концерта благополучное: темы достигли согласия.

- Возвращаясь к вопросу о взаимодействии домры и симфонического оркестра, расскажите, пожалуйста, чем обусловлен выбор такого партнёрства в «Богатырском концерте».

- Основная идея жанра инструментального концерта со времён его возникновения в XVIII веке и до наших дней — противостояние, состязание солиста и оркестра. И в этом смысле соединение домры и симфонического оркестра как нельзя лучше отвечает игровой, соревновательной природе жанра. Тембр домры индивидуален, он не похож ни на один оркестровый инструмент, отчего контраст становится наглядным и очевидным. Надеюсь, что мне удалось сделать партию домры и выразительной, и виртуозной, демонстрирующей разные возможности инструмента. Однако наряду с этим необходимо было учитывать разницу в динамическом потенциале участников подобного диалога. Поэтому в работе над «Богатырским концертом» я старался создать партитуру, позволяющую домристу играть как с микрофоном, так и без него, ведь инструмент всё же не столь громкий. Очевидным преимуществом игры с микрофоном является то, что солист может себе позволить тонкую нюансировку, показывая тембровые краски в разной динамике, не форсируя звук.

- Каково на Ваш взгляд будущее русских народных инструментов и какова роль жанра концерта в нём?

- Всё очень зависит от личностей. Например, гениальный музыкант Юрий Башмет вывел альт на пьедестал сольного инструмента, и появились концерты для альта с оркестром Альфреда Шнитке, Александра Чайковского, Гии Канчели и других авторов. В сфере исполнительства на русских народных инструментах также есть прекрасный пример — петербургский музыкант Михаил Дзюдзе, который стал первым солирующим исполнителем на контрабас-балалайке, выступая с различными оркестровыми и камерными коллективами. Я искренне рад, что первым авторским сочинением в жанре концерта для этого инструмента стал мой «Фильм-концерт» для контрабас-балалайки и фортепиано с оркестром. Теперь в репертуаре солиста уже немало музыки, созданной для его выступлений с оркестром — это произведения Сергея Евтушенко, Антона Танонова, Владимира Кошелева, Рустама Сагдиева и других композиторов. История жанра домрового концерта достаточно богата — первый концерт был написан Николаем Будашкиным в 1945 году, и за ним последовало много ярких сочинений. В наши дни домра переживает настоящий взлёт. В Москве популярность инструмента активно развивает Екатерина Мочалова, для которой пишут музыку Александр Чайковский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Кузьма Бодров и другие замечательные авторы. На протяжении ряда лет домровый репертуар пополняется и в Петербурге, где часто звучат сочинения Сергея Слонимского, Игоря Рогалёва, Евгения Стецюка, Вячеслава Круглика и других композиторов. Важная роль в популяризации инструмента принадлежит Наталье Шкребко и Александру Макарову, яркую творческую инициативу проявляет Анастасия Гирина. С её «лёгкой руки» сочинения крупной формы для домры с оркестром недавно написали Светлана Нестерова, Евгений Желинский. «Богатырский концерт» тоже появился благодаря её предложению. Таким образом, роль исполнителей — пропагандистов инструмента — чрезвычайно велика. И пока талантливые музыканты «горят» любовью к своему инструменту и стараются его развивать, композиторы будут для них писать, а инструменты будут жить.

Анастасия УПАНОВА
фотографии из личного архива
Евгения Петрова и Анастасии Гириной
1: автор фото Наталья Щёголева
2: автор фото Виталий Рубанов
3: Евгений Петров и Михаил Голиков
4: Анастасия Гирина

21.01.2025



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей