Новости |
ЧИТАЙТЕ В ОКТЯБРЕ
ГОСТЬ "МУЗЫКАЛЬНОГО КЛОНДАЙКА"
Эльвира Первова:
«Стараюсь ориентироваться на свои собственные ощущения, собственные чутье и вкус»
Современный танец - сontemporary dance - одно из передовых направлений искусства XXI века. Именно он стал главным делом жизни и сферой творческих исканий самарского хореографа Эльвиры Первовой. Первова - доцент кафедры современного и народного танца Самарской академии культуры и искусств, организатор и руководитель театра современного танца «Скрим», лауреат учрежденного журналом «Балет» приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь современного танца».
Сегодня Эльвира Первова - гость нашей газеты.
- Вначале, Эльвира, несколько слов о себе.
- Я родилась в маленьком городке Новочебоксарске, рядом с Чебоксарами. Танцевала с детства, с отличием окончила школу искусств и направилась продолжать учебу в нижегородское училище культуры, так в 14 лет началась моя самостоятельная жизнь. На хореографическом отделении училища готовили педагогов для коллективов домов культуры, школ, детских садиков, но об этом я не думала. Училась, потому что любила танцевать. В 1992 году поступила в Самарскую академию культуры и искусств к замечательному педагогу Виктору Ивановичу Брыкину, после окончания учебы пять лет проработала в Самарском училище культуры, а затем Брыкин пригласил меня в академию на открывшуюся кафедру современного танца, заведующим которой он был. К сожалению, в прошлом году эту кафедру объединили с кафедрой народного танца. В академии работаю до сих пор.
- Когда к Вам пришло увлечение современным танцем?
- Это произошло, когда, будучи преподавателем народного танца в училище культуры, узнала о мастер-классе американского хореографа Эндрю Монро. Это было какое-то чудо: в Самару приехал специалист по современному танцу из Америки. Учеба стоила достаточно дорого, но мое обучение оплатило училище.
- Что же нового Вы открыли для себя на этих курсах?
- Для меня было очень важно получить материал о современном танце из первых рук, а не после переделок нашими хореографами. Там совершенно другой подход к танцу, к человеческому телу. Современным танцем я занималась и раньше, но здесь многое для себя открыла. Ощутила полную внутреннюю свободу, после занятий выходила из класса, как после сеанса психотерапевта, переставала чего бы то ни было бояться. Вот так в 1996 году у меня все и началось.
- Именно в это время у нас начали появляться первые коллективы современного танца.
-В 1998 году мы побывали на всероссийском фестивале современной хореографии в Североуральск, где в концерте открытия участвовали самые известные отечественные коллективы современного танца: Татьяны Багановой и Сергея Смирнова из Екатеринбурга, Евгения Панфилова из Перми, Ольги Поны из Челябинска. У нас у всех просто «башню снесло» от такой компании.
- Как же шло Ваше дальнейшее вхождение в профессию?
- Я продолжала учиться и совершенствоваться где только могла. У меня уже был коллектив, точнее шоу-группа из студентов академии. Танцевали где придется: в ресторанах, на теплоходах, и параллельно начали готовить первые миниатюры. Коллектив появился в 1996 году, а в 1997 году он стал называться «Скрим», что в переводе с английского означает крик, вопль. Вначале в нем было пять девушек, в дальнейшем появились и ребята. Ездили на фестивали – в Екатеринбург, Уральск, Рязань. У нас в Самаре таких фестивалей нет до сих пор.
- Многие утверждают, что современный танец космополитичен, не связан ни с национальными, ни с какими-либо другими традициями.
- Такие заявления делают дилетанты. Человек начинает что-либо отрицать, если ему самому это не под силу или он этого не понимает. Для современного танца нет ничего лишнего, и если я, например, хорошо знаю народный танец, то использую эти знания. Современный танец невозможен и без освоения классики.
- Татьяна Баганова однажды мне призналась, что сочиняет танцы по наитию вместе со своим коллективом.
- Мне кажется, что ничто не возникает из пустоты. Но сейчас я тоже многие вещи придумываю прямо в зале, к занятиям заранее не готовлюсь. При этом многое зависит от уровня танцовщиков. В моем коллективе это взрослые, зрелые люди, способные полностью отдаваться танцу и умеющие импровизировать. Единственное, что мне необходимо, – это послушать музыку.
- Какая музыка для Вас более предпочтительна?
-Мне подходит любая музыка. Можно взять самый традиционный мотив. Главное, чтобы музыка работала на идею и не была слишком мощной, способной подавить танцоров. Очень трудно сочинять, например, на музыку Баха. Музыка должна быть партнером танцовщика и соответствовать замыслу, но не бежать впереди, чтобы ее догоняли.
- Идея постановки – это что-то конкретное или нечто такое, что не объяснишь словами?
- Если честно, я жду идеи свыше, никогда их не придумываю сама. Это некое зерно, попадающее на почву моего воображения.
- Где, по-вашему, граница между истинным искусством и шарлатанством?
- Мне очень обидно, когда зрителей водят за нос. Если ни во время спектакля, ни после его окончания ты ничего не испытываешь, значит, там ничего и нет. Хореограф, думающий о чем-то, сочиняя свой номер, не может не передать это танцорам, и зрители обязательно должны это тоже почувствовать - может быть, не во время спектакля, а потом.
- Оказывают ли на Вас влияние работы коллег?
- То, что вижу, конечно же, откладывается в сознании и как-то на меня влияет. Но я мало смотрю, очевидно, ввиду своей занятости. Пока стараюсь ориентироваться на свои собственные ощущения, собственные чутье и вкус, считывая информацию, которая витает вокруг. Да и мои танцоры часто предлагают много интересного.
- Что из себя представляет ваш коллектив сегодня?
-В нем тринадцать человек, из которых пять юношей. Возраст – от 19 до 30 лет. В основном, это выпускники нашей академии. Готовясь к важному концерту, репетируем по пять – шесть часов. По документам мы любители, но по уровню – профессионалы. Конечно, все ребята где-то работают. Я одна выполняю функции и директора, и педагога, и бухгалтера, и костюмера. Нас очень поддерживает академия: предоставляет залы для занятий, иногда оказывает помощь с поездками на фестивали.
- Участники коллектива работают на энтузиазме, но и без строгой дисциплины в таком деле, очевидно, не обойтись?
- Я не могу себе позволить быть с ними предельно строгой. Если люди пришли в свое свободное время и трудятся порой до изнеможения, я не могу их «дожимать». Прежде всего мы - коллеги, у нас нет начальников и подчиненных. Конечно, дисциплина – важное слагаемое успеха. Надеюсь, что вскоре ситуация в «Скриме» может измениться: ребята уже взрослые, начали получать небольшие деньги за выступления на акциях, которые устраивает администрация области и для которых мы готовим специальные номера.
- Участвуете ли Вы сами в постановках в качестве исполнительницы?
- Иногда танцую, но немного. Хотелось бы побольше, но руки не доходят. Кроме того, важно вписаться в ансамбль и по возрасту, и по фактуре. И лучше не портить общую картину. У меня есть задумка сделать собственный моноспектакль.
- Ощущаете ли Вы какую-нибудь конкуренцию в Самаре?
- В Самаре – нет, не ощущаю. Проводимый в городе фестиваль современной хореографии «Сила безмолвия», на котором мы однажды заявились, меня разочаровал. Хорошо только то, что на него по приглашению дважды приезжал из Екатеринбурга известный хореограф Сергей Смирнов. Зато в Самаре регулярно проходит неделя современного танца под эгидой местного филиала Московского гуманитарного университета. На его факультативе «Продвижение» занимаются развитием современного танца, привозят в город специалистов. Это серьезная деятельность, и я сотрудничаю с ними как педагог.
- Вы являетесь обладателем престижного приза журнала «Балет». Как это произошло?
- Главный редактор журнала Валерия Уральская заприметила нас еще 2003 году на международном фестивале современной хореографии в Витебске. Через несколько лет на московском фестивале «Четыре элемента» мы получили Гран-при, после чего она настойчиво просила нас приехать в Москву еще раз - оказывается, для того, чтобы нас увидели члены совета приза «Душа танца», на которую я в 2011 году была номинирована в номинации «Рыцарь современного танца». Церемония вручения проходила в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Беседовал Валерий ИВАНОВ,
лауреат Губернской премии и
премии Фонда Ирины Архиповой
Фото Дмитрия Виноградова
Эту статью и другие материалы читайте в октябрьском номере
ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"
01.10.2013
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-