Новости


Подписаться на новости


10.12.2013

ГОСТЬ НОМЕРА: МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН

МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН:

ПОДЛИННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ПРИХОДИТ ОТ БОГА

Митрополит Иларион

Впервые для нашего издания дал интервью председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В преддверии приближающегося праздника Рождества Христова богослов и композитор рассказал о том, что он хотел бы пожелать всем творческим людям: композиторам, исполнителям, историкам музыки и музыкальным критикам.

– Рождество – праздник пришествия в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто об этом забывают, воспринимая Рождество просто как один из зимних праздников, наряду с Новым годом, как повод купить подарки, выпить и повеселиться. Я хотел бы пожелать всем творческим людям в рождественские дни прочитать или перечитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, хотя бы самое короткое – от Марка. Прочитайте, вслушайтесь в слова Христа, вглядитесь в Его образ, на протяжении веков вдохновлявший художников, поэтов, писателей и композиторов.

Композиторам хотел бы пожелать творческого вдохновения – и в рождественские дни, и во все прочие дни вашей жизни. Помните о том, что подлинное вдохновение приходит от Бога. Служите Богу, а не своему тщеславию, стремитесь исполнять волю Божию, и Господь Сам наполнит ваш ум и сердце такой музыкой, которая будет изменять и преображать жизнь людей.

Исполнителям желаю творчески подходить к музыкальным произведениям, но никогда не пытаться превзойти композитора в изобретательности. Вкладывайте душу в исполнение каждого сочинения, но не переделывайте то, что написали композиторы. Если композитор поставил оттенок «пиано», играйте тихо. Если композитор обозначил темп по метроному, играйте в указанном темпе. Самую возвышенную, глубокую и трагическую музыку можно опошлить, превратить в карикатуру, исполнив ее в более быстром темпе или радикально изменив способ ее исполнения.

А критикам хотел бы пожелать: поменьше негатива, больше позитива. Часто музыкальными критиками оказываются неудавшиеся композиторы или исполнители. Не пытайтесь, дорогие критики, свою личную обиду выместить на композиторах, которые, может быть, не всегда пишут музыку безупречную с формальной точки зрения. Будьте подобны великим музыкальным критикам прошлого – Стасову, Серову, Одоевскому, Асафьеву, которые открывали слушателям произведения великих композиторов, делали эти произведения более доступными и понятными слушателям. Не уподобляйтесь таким критикам, как Цезарь Кюи, который каждое новое произведение Чайковского встречал злобной инвективой, а сам не оставил после себя ни одного значимого музыкального произведения. Сегодня статьи Кюи покрыты мраком забвения, и имя его мало кому известно, а музыка Чайковского звучит по всему миру...

Тех же музыкантов, которые в рождественские дни окажутся в Москве, приглашаю посетить концерты Рождественского фестиваля духовной музыки, который в очередной раз пройдет в Московском доме музыки. В концертах фестиваля примут участие хоровые коллективы, духовные и светские, из России и из-за рубежа. Приходите, слушайте и радуйтесь, участвуя в рождественском славословии, воспеваемом ангелами и людьми: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

-По сложившейся традиции, Рождественский фестиваль откроет Московский Синодальный хор. Что интересного и положительного Вы можете отметить в его деятельности?

– Знаменитый Московский Синодальный хор был возрожден в 2009 году усилиями регента хора Третьяковской галереи Алексея Пузакова, моего близкого друга со школьных времен. Когда-то, будучи 15-летними юношами, мы с ним вместе ходили в храм на Ордынку. Именно там Алексей получил свое становление в качестве церковного регента, став учеником и заместителем выдающегося хорового дирижера – Николая Матвеева. Воссоздавая Синодальный хор, Алексей, прежде всего, возрождал традиции, характерные для хора Матвеева, отличавшегося особой проникновенностью и полнотой звучания; также возрождались и традиции дореволюционного Синодального хора. Была восстановлена связь времен и возрождено хоровое пение, достигшее своего апогея в искусстве дореволюционного Синодального хора, история которого связана с именами Кастальского и Рахманинова.

Отличительной особенностью нынешнего Синодального хора является естественное сочетание ежедневного литургического служения с концертной деятельностью. Каждую субботу и воскресенье хор поет в храме на Ордынке, а по будням в храме поет квартет, составленный из певцов хора. Нередко хор поет за Патриаршими богослужениями. При этом Синодальный хор регулярно выступает с концертами – как в Москве и других городах России, так и за рубежом.

Недавний концерт хора в Риме, в базилике Санта Мария Маджоре, имел большой успех. Я на нем не присутствовал, но руководитель Сикстинской капеллы, участвовавшей в концерте, говорил мне об огромном впечатлении, которое хор произвел на итальянских слушателей, и об уникальном таланте Алексея как хорового дирижера. Мне было очень приятно это слышать, потому что я воспринимаю Синодальный хор в некотором смысле и как свое детище, а Алексея – как близкого мне человека, успехи которого меня искренне радуют.

-12 ноября в Риме в Auditorium Conciliazione состоялся ещё один концерт, на котором, помимо произведений великих итальянских оперных композиторов, прозвучала и Ваша музыка.

– Это уже не первое исполнение моей музыки в Риме. В 2007 году, через два дня после московской премьеры, хор и оркестр под управлением Владимира Федосеева исполнили написанные мной незадолго до этого «Страсти по Матфею». А в 2010 году на концерте русской музыки в Ватикане в присутствии папы Бенедикта XVI была исполнена моя симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения».

Нынешний концерт отличался от предыдущих, прежде всего, тем, что в нем не участвовал хор, а главным действующим лицом стала звезда российской оперной сцены, солистка Большого Театра Светлана Касьян. Она неоднократно участвовала и в исполнении моих духовных сочинений – «Страстей по Матфею», «Рождественской оратории» и «Stabat Mater». Ей я доверил и первое исполнение «Песен о смерти» – вокального цикла на слова Гарсиа Лорки, написанного мною в 17-летнем возрасте, но инструментованного сравнительно недавно. Светлана обладает драматическим сопрано огромного диапазона и редкой выразительности. Она глубоко чувствует мою музыку и в исполнение «Песен о смерти» – сочинения непростого, окрашенного юношеской эмоциональностью и трагизмом – вкладывает всю свою душу и сердце.

Работа и общение со Светланой доставляет мне большое удовлетворение. Помимо того, что она – профессионал высокого уровня, она еще и глубоко верующий человек. Эта вера отражается в ее искусстве.

-Какое значение имеют такие проекты помимо расширения культурных связей?

– Подобные проекты расширяют не только культурные, но и духовные связи между русскими и итальянцами, между православными и католиками. Мы должны лучше знать традиции друг друга, тогда нам будет легче вместе жить, вместе отвечать на вызовы современности. А они у нас общие: это и утрата духовности, и упадок нравственности, и воинствующий антихристианский либерализм, и радикальный исламизм. И русская, и итальянская культуры имеют глубокие христианские корни, и всякий подобный проект является напоминанием об этом, особенно необходимым на фоне дехристианизации Европы, отрекающейся от своих корней в угоду либеральным псевдо-ценностям.

Беседовала Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Вадим ШУЛЬЦ

Эту статью и другие материалы читайте в декабрьском номере 

ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

ДЕКАБРЬСКИЙ  ВЫПУСК №12  (133) 

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

10.12.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Апрель »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234 
 567891011 
 12131415161718 
 19202122232425 
 2627282930   

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей