Новости |
Неонила Лобода:
«Помню всех своих учеников»
После интервью с сёстрами Маргаритой и Моникой Степанян (лауреатами I степени онлайн-конкурса #ЛюдиИграютМузыку), «Музыкальный Клондайк» встретился с их преподавателем – Лободой Неонилой Евгеньевной.
Неонила Евгеньевна - преподаватель по классу фортепиано Высшей категории в МБУДО «Новопетровская детская музыкальная школа» городского округа Истра Московской области, а стаж ее работы тридцать пять лет. За годы работы, многие ученики Неонилы Евгеньевны становились победителями и лауреатами конкурсов разных уровней – от школьных и муниципальных, до международных.
- Неонила Евгеньевна, как вы связали свою жизнь с музыкой? Расскажите о своем становлении в качестве педагога?
- Я родилась и выросла в небольшом подмосковном селе, которое находится в 30 км от города Истра - Новопетровское. В 70-х годах прошлого века, село только начинало развиваться, из образовательных учреждений в нём были только детский сад и общеобразовательная школа. О музыкальной школе тогда не было и речи. Но моя мама, Александра Тимофеевна, работая воспитателем в детском саду и наблюдая работу музыкального руководителя, а также, поговорив с ней о моих музыкальных способностях, решила развивать их во мне. Ей очень хотелось, чтобы я начала обучаться игре на фортепиано, а мне очень нравились музыкальные занятия в детском саду, я любила петь, слушать музыку, играть на металлофоне. Наши два желания совпали. Сказано – сделано: родители покупают мне новое пианино «Заря» и находят частного учителя.
Звуки музыки завораживали меня, мне хотелось играть, узнавать все возможности инструмента… И я старалась, много занималась.
В 1977 году Истринская ДМШ решила открыть в нашем селе свой филиал, были конкурсные прослушивания, и я их успешно прошла. Так я стала ученицей сначала Истринской музыкальной школы, а в 1981 году, когда филиал стал самостоятельной школой, ученицей Новопетровской ДМШ. Уроки хора, сольфеджио, музыкальной литературы – мне всё безумно нравилось! Но самый главный предмет – специальность, фортепиано. И мой педагог – Майорова Елена Викторовна. Именно она открыла мне бесконечный мир музыки, вложила в меня свою душу, привила мне любовь к профессии педагога. Я захотела стать такой же, как она, захотела продолжить музыкальное образование. В 1987 году, окончив Ржевское музыкальное училище я вернулась в родную Новопетровскую музыкальную школу уже преподавателем и концертмейстером. И, с 1990 года, стала совмещать работу в музыкальной школе с работой в должности музыкального руководителя в родном детском саду (мамина мечта сбылась). Многие выпускники детского сада становились учащимися нашей музыкальной школы. За эти годы было много учеников – я помню их всех и благодарна судьбе, что они были и есть в моей жизни. Некоторые из них, привели своих деток ко мне на обучение. Для меня это лучшая награда за свой труд.
- Как Вам удаётся совмещать такие похожие и в то же время разные специальности – музыкального руководителя в детском саду и преподавателя фортепиано в музыкальной школе?
- Так как уроки в музыкальной школе начинаются после обеда, а основная работа музыкального руководителя, наоборот, до обеда, мне удаётся совмещать эти должности. В этом есть много положительных моментов – детишки приходят ко мне с раннего возраста, с 2-х лет, я стараюсь развивать в них музыкальные способности, любовь к музыке и после выпускного в детском саду, очень многие из них хотят продолжить музыкальное образование в музыкальной школе. Со многими своими учениками мы были вместе по 11-12 лет (4-5 лет в саду и 7-8 лет в ДМШ). Мы становились, практически, родными людьми. И ещё один момент я хотела бы осветить. Сейчас многие говорят, что в век цифровой техники и интернета, музыкальное занятие может провести и человек, не имеющий музыкального образования. Я с этим, как и многие мои коллеги, категорически не согласна. Да, безусловно, можно, а иногда и нужно включать в музыкальные занятия и утренники музыкальные произведения в записи, можно использовать и удачно сделанные минусовки для песен для детей старших групп (но только старших, младшим детям это только вредит), и танцевать под фонограммы иногда намного интересней, и оркестровые произведения, безусловно, лучше послушать в записи, в исполнении оркестра. Но! Песни для детского сада должны соответствовать возрасту детей и в плане певческого диапазона, и в плане психологического понимания, и разучиваться песня должна только под игру на инструменте. А то, с каким удовольствием, дети слушают «живое исполнение» не поддаётся никакому описанию. Даже самые маленькие детки, которые только начинают адаптироваться к детскому саду и заходят с плачем в музыкальный зал, как только слышат звуки фортепиано, сразу успокаиваются и с интересом сначала наблюдают, а потом и начинают заниматься с другими, уже привыкшими к саду, детьми. И наоборот, очень многие детки младшего возраста, сильно пугаются и начинают плакать, если включается фонограмма. Всем нам известно, что все основы образования закладываются в детстве. И лучше, если основы музыкального образования будут закладывать люди с музыкальным образованием.
- Какие основные правила работы с детьми вы выработали за годы преподавания в музыкальной школе?
- Самое важное и трудное, на мой взгляд, это прививать ученику интерес к занятиям, сделать так, чтобы он хотел вернуться к тебе на следующий урок для того, чтобы учиться. Учиться слушать и слышать, думать, преодолевать технические трудности, вкладывать свою душу в музыкальное исполнение. Любовь к музыке, желание научиться играть на инструменте, как правило, есть у многих, а вот окончить музыкальную школу, к сожалению, получается не у всех. И счастье преподавателя – когда твой ученик достойно исполняет выпускную экзаменационную программу и, по окончании музыкальной школы, не продаёт свой инструмент, а продолжает познавать Музыку самостоятельно.
- Можете назвать Ваших любимых композиторов?
- Очень люблю произведения Л. Бетховена, Э.Грига, Г. Свиридова. Из современных композиторов – нравятся произведения В. Коровицына.
- Существует мнение, что участие в конкурсах – необходимое условие фортепианной карьеры – Вы считаете так же?
- Думаю, в наше время конкурсы нужны. И как исполнительский опыт, и как возможность, чтобы тебя услышали. Конкурсы интересны детям, это здорово их стимулирует. Всякий труд должен быть вознагражден, а участие в фестивале или конкурсе – это их маленькое вознаграждение. Мои ученики принимали участие в конкурсах разного уровня: были областные, межзональные и зональные, районные конкурсы Подмосковья, Международные конкурсы «Ciao Italia – Привет Россия», #ЛюдиИграютМузыку, «Золотая Пальмира» (г. Санкт-Петербург), «Первые ласточки», «Зелёный рояль», «Мы вместе», «Таланты России – 2022» и др. Дети становились и лауреатами разных степеней, и дипломантами. Но главное не то, какое место занял ребёнок на конкурсе, главное, что он старался, что он занимался, что он Молодец! И, если, сегодня что-то не получилось, то завтра он будет стараться ещё больше и результат обязательно будет.
- Что Вы могли бы посоветовать юным музыкантам?
- Хочу процитировать великих композиторов – П.И. Чайковского «Вдохновение рождается только от труда» и И.С. Баха «Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха». Старайтесь, учитесь, не ленитесь – и музыка станет прекрасной частью вашей жизни!
ИА «Музыкальный Клондайк»
фото из личного архива
Н. Лободы
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-