Новости


Подписаться на новости



27.09.2022

«Я – Дубровский!»
«Разбойничий» роман Пушкина
в формате мюзикла-ревю.

Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение» 23 сентября показал премьеру мюзикла Кима Брейтбурга «Дубровский» (либретто и стихи Карена Кавалеряна, постановка и хореография Николая Андросова, дирижер-постановщик Владимир Янковский, художник-постановщик Виктор Шикльрот, художник по костюмам Янина Кремер, музыкальный руководитель и супервайзер Валерия Брейтбург). Впечатлениями делится корреспондент «Музыкального Клондайка» Надежда КУЗЯКОВА.

Дубровский — Артур Мухаметдинов, Егоровна — Зинаида Громоздина

«Дубровский» стал не только первой премьерой нового сезона, но и самым первым спектаклем на основной сцене, который театр представил в своем нынешнем статусе и под нынешним названием, после объединения Детского музыкального театра п/р Г.Чихачева и драматического театра «Сопричастность». Теперь название звучит так: «Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение». Об этом, приветствуя зрителей перед началом спектакля, напомнил директор Альберт Могинов. Судя по переполненному залу, аудиторию не смутили эти изменения, и театр в новом качестве по-прежнему остается одним из интересных и имеющих свое лицо творческих коллективов столицы и настоящим культурным центром Юго-Восточного округа.

Троекуров — Станислав Якубовский, старший Дубровский — Денис Стебунов

Среди произведений композитора Кима Брейтбурга мюзикл  «Дубровский» ставится наиболее часто – он уже в репертуаре тринадцати российских театров и одного белорусского. Не раз «Дубровский» был показан и на фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», который уже в седьмой раз проводит Ассоциация музыкальных театров России. В рамках фестиваля «Видеть музыку» 2022 года и состоялась сегодняшняя премьера.

Тому, что «Дубровский» Брейтбурга-Кавалеряна – настоящий репертуарный бестселлер для музыкальных театров, есть несколько причин. В первую очередь, это с каждым годом возрастающий интерес к жанру мюзикла в его разных преломлениях  и стилях, но с явным приоритетом произведений, созданных современными российскими авторами, в том числе нередко и специально для конкретных театров. И, конечно, дающий большие возможности литературный материал. «Разбойничий» роман Пушкина «Дубровский» о молодом дворянине Владимире Дубровском, вынужденном стать российским «Робин Гудом», грабящим богатых и помогающим бедным, по мнению пушкинистов, к бесспорным шедеврам Александра нашего Сергеича не относится, да к тому же автором не закончен. Но захватывающий романтический сюжет, к тому же всем знакомый по школьной программе, галерея ярких персонажей – от благородных и возвышенных до «злодеев» разной степени и калибра, от лирических героев до почти гротескных, - словно сами «просятся» в музыкальное воплощение. История о любви и мести, о человеческих чувствах, о достоинстве и подлости, о чести и коварстве находится вне времени и может быть рассказана не только академическим языком оперы (кстати, опера Направника на этот сюжет репертуарным бестселлером так и не стала), но и динамичным языком мюзикла. «Неоконченность» романа словно дала право автору либретто не во всем следовать Пушкину, ввести новых персонажей и даже изменить фабулу – теперь не стечение обстоятельств стало причиной рокового опоздания Дубровского увезти Машу из-под венца, а недобрая воля вроде бы верных Владимиру его бывших крепостных, а ныне членов разбойничьей шайки Архипа и Егоровны. Интересен язык либретто – как стихотворный, так и прозаический. Возникают явные реминисценции с другими произведениями Пушкина, прежде всего с «Евгением Онегиным», также  в тексты включено огромное количество пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Сцена из спектакля

Ким Брейтбург и Карен Кавалерян выбрали жанр мюзикла-ревю, когда каждый поворот сюжета или появление нового действующего лица (даже эпизодического) – это повод для яркого музыкального номера, сольного, дуэтного или хорового. Они решены в увлекательном богатстве музыкальных стилей и жанров – от классического романса до шансона, этно-рока, ритм-н-блюза и Hard'n'Heavy – «классического» металла.  А «письмо» незадачливого французского гувернера Дефоржа (Вадим Поповичев) и куплеты не менее незадачливого помещика Спицына (Андрей Бородулин) заставили вспомнить «каскадные» номера из оперетт – как классических, так и советских музыкальных комедий. При всем разнообразии представленных жанров музыкальная ткань спектакля едина, переходы от одного жанра к другому обусловлены либо действием, либо характеристиками персонажей.

В том что исполнители уверенно справились со столь разными и не всегда привычными для них певческими задачами (надо сразу сказать, что практически все номера, и особенно массовые, плюсом имели насыщенное пластическое воплощение, требовали динамичного движения и яркого танца), главная заслуга принадлежит музыкальному руководителю и супервайзеру Валерии Брейтбург.

Сцена из спектакля

Артур Мухаметдинов (Владимир Дубровский) – настоящий романтический герой, немного даже Ленского напоминает (опять отсыл к «Онегину»). Да и Маша (Елена Иванова) – то ли Татьяна, то ли тезка Марья Гавриловна из «Метели» - романтичная, возвышенная, нежная, скромная. Романс Маши – бесспорно, один из центральных моментов спектакля, один из его «хитов», нисколько не потерявшийся рядом с мощными сценами крестьянско-разбойничьей вольницы, в которых солировали Егоровна (Зинаида Громоздина создала очень сильный и запоминающийся образ) и Архип (Станислав Широков). Очень колоритен Троекуров (Станислав Якубовский). Старший Дубровский (Денис Стебунов) благороден и интеллигентен. Собственно, все герои именно таковы, какими мы их представляем, читая роман.  Наверное, и атмосферу, созданную художником Виктором Шикльротом и художником по костюмам Яниной Кремер, мы тоже себе именно так и представляли – милый образ деревенской усадьбы, чуть шаржированные второстепенные персонажи – наверное, похожих барышень в нарядах таких цветов и с такими прическами можно встретить на детских (девчоночьих) рисунках.

Запоминаются Шабашкин (Сергей Рязанов) – воплощенное зло, из мелкого вырастающее до значительных масштабов, исправник Волокуша (Павел Борисов) и, конечно же, Рассказчик – Людмила Полянская, герой которой вводит в суть происходящего, предваряет события и сюжетные повороты.

Дубровский — Артур Мухаметдинов

Неожиданным поворотом оказывается то, что Дубровский в конце спектакля гибнет, вопреки Пушкину. Но роман-то Александром Сергеевичем не дописан, из набросков в черновиках понятно, что Пушкин не исключал и хэппи-енда для героев по истечении нескольких лет, поэтому мощнейший оптимистичный и захватывающий финал «Кто придумал любовь», когда поют и танцуют все персонажи, вполне оправдан.

В зале на премьере было много детей школьного возраста – как раз того, когда роман Пушкина «проходят» в школе. Их неослабное внимание, активная реакция на происходящее, бурные аплодисменты и одобрительные крики после номеров и всего спектакля подтвердили, что успех «Дубровского» в театре «Поколение» - настоящий.

Седьмой фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ», организатором которого является Ассоциация Музыкальных театров,  проходит при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

 

Надежда КУЗЯКОВА.
Автор фото Александр Россоловский
Фотографии предоставлены
ГБУК г. Москвы «Московский детский
музыкально-драматический театр»

27.09.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей