Новости


Подписаться на новости



27.12.2021

Эффект Шостаковича

В зале «Зарядье» завершился грандиозный проект, посвященный юбилею Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова под управлением Василия Петренко (с нынешнего сезона – художественного руководителя коллектива) исполнил легендарную Седьмую симфонию.

Музыку Шостаковича мало услышать, ее нужно прожить. Это не «указание по применению», но констатация факта. Рассуждать об экзистенциальности Шостаковича, исследовать его тайнопись и сравнивать его симфонии с жанром антиутопии – как читать Хайдеггера в кратком пересказе. Наследие композитора словно гипертекст с неожиданными отсылками к знаковым событиям, чужим сочинениям и глубоко личной истории.

«Путь к Седьмой симфонии Шостаковича у каждого свой». Известный петербургский музыковед, критик, патриарх российской музыкальной журналистики Иосиф Райскин, предварявший концерт в «Зарядье» лекцией о Ленинградской симфонии, начал тот самый «путь» много лет назад. Ему не было семи лет, когда, оказавшись с родными в эвакуации в Куйбышеве, он волею судьбы побывал на премьере Седьмой симфонии. Удивительно тонкая преамбула задала настроение вечеру. Чувство изумления от огромного зала, заполненного, несмотря на все нынешние проблемы, препоны, суровые ограничения, сменилось ощущением реальной трансформации пространства и времени.

Надо отдать должное мастерству и выдержке маэстро Петренко, который не поддался искушению хотя бы чуть-чуть сдвинуть темпы. Напротив, эпический зачин симфонии, нереально тягучий, вокально-хоровой по ощущению, лег в основу грандиозной смысловой арки, незримо протянувшейся через все части монументального полотна. Все колористические приемы оказались искусно вплетены в общую канву. Даже дьявольский вихрь знаменитого эпизода нашествия не заставил отклониться в сторону от заданного курса. Идеальные по балансу и интонации переклички и сочетания деревянных духовых в скерцо, прозрачные унисоны струнных в крайних «философских» разделах адажио усилили ожидание развязки, случившейся лишь в последних тактах масштабной коды.

В интерпретациях Петренко присутствует поразительный эффект духовного резонанса. Шостакович, без сомнения, «его» автор. Неудивительно, что маэстро записал все пятнадцать симфоний Шостаковича. К сожалению, не с ГАСО, а с Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром. Почему к сожалению? Полные комплекты симфоний Шостаковича есть у Рождественского, Гергиева, Сладковского. Замечательный сборник выпущен «Мелодией», где та же Седьмая представлена в исполнении ГАСО с Евгением Светлановым. Но в случае с Шостаковичем дело не в моде на антологии, но в бесконечных смысловых лабиринтах его музыки.

Текст: Татьяна Цветковская

Фото: Лилия Ольховая / Пресс-служба зала «Зарядье»

27.12.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей