• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Фестиваль BELGORODMUSICFEST 2018 «Борислав Струлёв и друзья» открывает «Новые берега»

Второй фестивальный вечер 26 февраля обозначил совершенно новую грань для формата музыкального фестиваля – театральное представление. Эксперимент  оказался не только удачным, а просто потрясающим.

Им стал музыкально-пластический спектакль «Саундтрек» Мастерской театральных ремесел Андрея Щукина - московского коллектива, ведущего свою необычную деятельность на базе столичного Дома Актеров. Режиссеры спектакля - Андрей Щукин, Александр Жигалкин. Авторы обозначили свое детище  как «музыкально-эксентрическую фантазию на ножах, гвоздях и пылесосе». Спектакль удивил и поразил не только постоянных слушателей филармонических концертов, но и завсегдатаев драматических спектаклей.

Все в этом представлении соответствовало духу и целям фестиваля: спектакль  полностью музыкальный,  бессловесный. Каждая минута спектакля – это эксперимент, поиск в области музыкального  звукотворчества.  Большой зал филармонии впервые воспринимал музыку в столь необычном формате.  Во вступительном слове директор филармонии С.Ю.Боруха отметила: «На сцене филармонии театральное представление происходит впервые. Мы ожидаем сюрпризов, праздника, неожиданностей!». А Борислав Струлев настроил восприятие публики следующими словами: «Спектакль создан под эгидой идеи: музыканты шутят!» 

По словам режиссера спектакля, гостя фестиваля Александра Жигалкина (известного телезрителям по режиссерской работе в сериале «Воронины», «Папины дочки», «Шестой  кадр») – давнего друга Борислава Струлева, данный спектакль был создан в  память о студенческом, созданном еще в годы обучения в ГИТИСе в конце 80-х годов бессловесном спектакле «Город мышей», который пользуясь невероятной популярностью в нашей стране и за рубежом, просуществовал на сцене 17 лет. Идея спектакля без слов, построенного на пластике актеров, игре звуков, порожденных  взаимодействием с предметами – оригинальна и универсальна в плане доступности для восприятия зрителей любой страны и культуры.

Сегодня в мире существуют театры и шоу построенные на шумовых звуках. Это и британское ритм-шум-шоу «Stomp», и американская перфоманс-группа «Bluman groupp».  В какой-то степени подобное искусство близко цирковому, так как спектакль создан на грани шоу, эквилибристики, клоунады – это некая музыкальная эксцентрика. Но если задача цирка – удивить и развлечь, то спектакль наводит на размышления, заставляет по-новому взглянуть на привычный мир, дает возможность увидеть в мире материальном не только функциональность и практичность (которые так культивируются современной цивилизацией), но и бесконечные возможности к творчеству. Это - взгляд на материальный мир и его звуковые возможности глазами ребенка, готового к ежесекундным открытиям. Таким же «взглядом ребенка» взглянули и мы на спектакль. Хотя он относится именно к той категории представлений, которую надо смотреть, а не рассказывать о них, но все же попытаемся это сделать.

Избранному для спектакля формату весьма созвучны строки А.Ахматовой: «когда б вы знали: из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Из подобного «сора» выросла звуковая ткань спектакля. Любой предмет материального мира способен издавать звук: будь-то стук, бряцание, шелест, шуршание. Однако, услышать в этом звуке красоту, музыкальность, составить из этих звуков ансамбль, способен далеко не всякий. При таком взгляде на мир в музыкальный инструмент превращаются обычный сотовый телефон, пластиковые водопроводные трубы, забитые в ряд гвозди, ножи, натянутые резинки, пустые жестяные банки, пылесос, кастрюли и кружки, вентилятор – всего не перечесть! Все эти предметы в спектакле существуют среди настоящих музыкальных инструментов: это контрабас, клавиши, ударная установка, баян, аккордеон, электрогитара, саксофон. Звуки, рожденные из предметов составляют ансамбль   со звуками музыкальными и переплетаются с ними.

Есть ли в спектакле сюжет? И да, и нет. Как отметил Андрей Щукин в одном из своих интервью: «здесь форма рождает содержание». Но все же попытаемся обозначить основные вехи: каждый из участников спектакля безымянен, но его костюм указывает на некий социальный статус: музыкант, военный, строитель, монтажник… по ходу спектакля эти социальные роли становятся дополнительной эффектной эксцентричной краской к исполняемой музыке. Здесь есть некая сюжетная канва: творец музыкант-композитор, своим творчеством, полетом своей фантазии «преобразует» чуждую антимузыкальную реальность в целый волшебный мир рождающихся звуков и мелодий. Конечно, не обошлось и без любовной истории, а также любовного треугольника. Но все же главными действующими лицами остаются Музыка, Творчество и Открытость новому…

Каждый из актеров этого коллектива уникален, помимо актерского мастерства, все участники владеют пластикой тела, порою доходящей до серьезных и даже опасных трюков,  искусством игры на музыкальных инструментах, свободно переходя от одного инструмента к другому, играя в самых неожиданных позах и положениях, а также искусством вокала и ансамблевого пения.

Самое потрясающее в этом действе, что музыка, рожденная из предметов – самая серьезная, высокая, не примитивная. Прозвучали и вокальные и инструментальные композиции. Здесь и «золотые классические хиты» Баха, Вивальди, Моцарта и Бетховена, и популярные пьесы «Свадебный марш» Мендельсона, «Чардаш» Монти, «В пещере горного короля» Грига, рок-хиты Фредди Меркури, композиции Джо Дассена и даже «Болеро» Равеля, а также музыка и песни из популярных советских кинофильмов. Именно «репертуар» стал тем близким всем и понятным  фундаментом и стержнем, на который нанизано все новаторское «тело» спектакля.  Причем каждая из звучащих мелодий имеет свою «инструментовку», свое сценическое пластическое воплощение, свои номерные границы. После каждого  из номеров публика самым бурным образом выражала свой восторг и признательность.

Остается только назвать имена артистов, поблагодарить их за высочайшее мастерство, дерзость, юмор и свежесть. И пожелать спектаклю, его авторам Многая и Благая лета! Это: Александр Сомов, Алексей Скипин, Александр Калиниченко, Анастасия Слепченко, Филипп Лебедев, Аскер Бербеков, Роман Сарнацкий, Анна Киселева, Егор Хрипков, Артем Явников, Иван Радченко. Браво «Мастерской театральных ремесел Андрея Щукина»! Браво оранизаторам фестиваля! Браво Бориславу Струлеву и его талантливым друзьям!

А фестиваль после столь неожиданного и прекрасного вечера  устремляется навстречу грядущим открытиям!

                                               Елена Остер

Фотографии предоставлены пресс-службой БГФ


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей