Новости |
ГАЛИНА БОСАЯ:
МЕЛОДИЧЕСКИЕ ИЗЛИШЕСТВА ОТВЛЕКАЮТ ОТ ГЛАВНОГО
16 ноября в Красном зале трапезных палат Храма Христа Спасителя прошел Круглый стол на тему «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры». Хотя поводом для дискуссии послужила презентация альбома Галины Босой «XII Священных Псалмов», обсуждался отнюдь не только новый проект популярной певицы. Разговор коснулся вопросов, имеющих отношение к поискам новых путей развития музыкального искусства, жанровому и стилистическому многообразию, формированию музыкального вкуса, духовной проблематике.
В обсуждении приняли участие музыканты разных творческих направлений, журналисты.
Галина Босая – автор проекта «XII Священных Псалмов»;
Александр Липницкий – культуролог, журналист, музыкант;
Дмитрий Ревякин – музыкант, поэт, лидер группы «Калинов Мост»;
Тутта Ларсен – журналист, радиоведущая (радио «ВЕРА»);
Адриан Гусейнов – музыкант, лидер группы «Ихтис»;
Иеромонах Фотий, участник шоу «Голос».
Модератором круглого стола выступил Борис Барабанов – музыкальный критик, обозреватель газеты «Коммерсант».
Сегодня мы публикуем фрагменты выступлений участников круглого стола. Отдельные суждения, вероятно, покажутся нашим читателям спорными. В особенности, это касается высказываний о сложности восприятия академической музыки современным слушателем. Тем не менее, сам формат круглого стола и выбранная для дискуссии тема, бесспорно, весьма интересны и заслуживают внимания.
Галина Босая: Сегодня на музыкальных каналах, в различных телепередачах процветает вестернизация. На этом фоне мне захотелось обратиться к духовной проблематике. Я профессиональный музыкант, занимаюсь музыкой с раннего детства. У меня дирижерско-хоровое, вокальное образование, я пела в церковном хоре «Благовест», мечтала стать регентом. Альбом «XII священных псалмов» создавался как синтез классических и современных музыкальных направлений. (Есть еще тринадцатый псалом – Псалом №26, который будет исполняться в некоторых концертах). Все оркестровые, вокальные, хоровые, инструментальные партии были записаны так, чтобы они легко ложились на слух. На мой взгляд, классика в чистом виде достаточно сложно воспринимается неподготовленным слушателем. Я выбрала псалмы, которые были созвучны моей душе. Все они мне равно дороги.
В течение двух лет мы работали на студии Magic Voice. Мы записывали альбом с Патриаршим хором Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева, Первым Симфоническим Оркестром под управлением Сергея Желудкова (псалмы 23 и 25), независимой группой Bosaya. Далее работа велась в Германии с немецким струнным оркестром под управлением Лоренца Блаумера на студии Доминика Шафера, с которым мы сотрудничали раньше. Мы много экспериментировали, искали необычное звучание. Так как я требовательно, придирчиво отношусь к звуку, сведение альбома также осуществлялось в Германии. Два года я практически прожила в студии.
Александр Липницкий: Сама идея проекта Галины Босой меня очень увлекла. Я сейчас дочитываю знаменитые дневники протоиерея Александра Шмемана, который всю жизнь проработал в русской церкви в Америке. Главный пафос этой книги состоит в том, что современная ему православная церковь (это 1960-е – 70-е годы) не могла найти точки соприкосновения с молодежной культурой. Галин проект для меня - это одна из тех тропочек, которые могут вести к сердцам молодых слушателей. Это один из путей сближения новых людей XXI века и ортодоксальной священной истории.
Тутта Ларсен: У меня двойственное впечатление от альбома Галины Босой. Да, наверное, есть смысл обращать внимание современного человека на духовные тексты и таким образом тоже. С другой стороны, мне немного непонятна целевая аудитория этого проекта. Вообще, мне было бы интереснее узнать, что это лично для вас. Зачем это вам? В какой период вашей жизни эта искра загорелась? Брали ли вы благословение на этот проект у своего духовника?
Галина Босая: Я получила Благословение от Митрополита Илариона. Мы пять месяцев ждали одобрения этого проекта Патриаршим советом по культуре. От проделанной работы со священным псалмами я получила огромное удовольствие. И стала взрослее. В первую очередь, я музыкант, человек, воспевающий жизнь при помощи звуков. В этом проекте для меня на первом месте содержание, а форма – это следствие. Каждый, кто приходит на концерт, уже становится лучше, прямо в этот момент. Хорошо бы, чтобы человек пришел домой с концерта и открыл Псалтирь. Или вспомнил, что кому-то он сделал что-то не очень хорошее, позвонил и попросил прощения, стал ближе к родным, более внимательным к любимым и близким. Вспомнил, что такое настоящая любовь. Для меня как для музыканта – это миссионерская деятельность. Главное в молитвенных песнопениях – слово. А мелодические излишества отвлекают от главного.
Иеромонах Фотий: Я послушал альбом Галины Босой и могу сказать, что мне было интересно. Я вообще люблю разные музыкальные эксперименты. Тем более, если это связано с религиозным материалом. Музыка здесь очень любопытная. Композитор, который ее сочинял, судя по всему, достаточно опытный и в то же время – любящий экспериментировать.
Сергей Старостин: Слово в альбоме Галины Босой почти ушло на второй план. Попытка его проявить есть, она читается. Но музыкальный подход очень эклектичный. Здесь сталкивается несколько стихий, можно услышать и романс, и классическую оперу, и нью-эйдж. От смысла текстов это как раз уводит. Может быть, это можно списать на молодость Галины. Но замечательно уже то, что вы в принципе обращаетесь к этой теме. Я вот скоро буду отмечать 60-летие и при этом не считаю себя в силах и вправе распеть псалмы. А у вас есть эта смелость, и это хорошо. Серьезный вопрос в том, кто это будет слушать? Если у вас есть уже своя сформировавшаяся аудитория, сможет ли она с таким же энтузиазмом отреагировать на эту работу? Каковы должны быть залы? Какова должна быть реклама? 95% нашего населения, я думаю, вообще не имеют понятия об этих текстах. Это очень ответственная история.
Галина Босая: Что касается контакта с аудиторией, мы не боимся гастролей и готовы ездить в любом составе, как по крупным городам, так и по регионам. С нами будет гастролировать Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева, и нас поддерживает Министерство культуры.
Дмитрий Ревякин: Из истории обращения наших известных композиторов к духовной музыке я знаю, что они с небывалым сердечным трепетом приступали к этому, причем, в достаточно серьезном возрасте. Я читаю письма Рахманинова, Каретникова, Мартынова о духовной музыке, и тут вдруг – раз! Вчера пела панк, а сегодня уже псалмы, два года в Германии… И Министерство культуры поддерживает, и определенное крыло Патриархии. Это удивительно, но это и настораживает. Те фрагменты альбома, которые мне удалось послушать, меня не впечатлили. Правильно сказал Сергей: слова вообще не слышно. Слышны какие-то псевдоизыски. Что касается гармонизации духовной лирики, это вообще самый сложный вопрос. Я думаю, что это какая-то PR-кампания, и Галина Босая выбрана её лицом.
Галина Босая: Нужно отметить, что Зал Церковных Соборов – это светское учреждение, здесь люди дают концерты, это не имеет никакого отношения к богослужению, пожалуйста, не надо путать! Что касается моего интереса в этой истории, я хочу понять саму себя, кто я есть. Это моя жизнь, моя история. Я, как любой артист, хочу быть услышанной. Мне нравится работать в разных музыкальных направлениях.
Адриан Гусейнов: Наш ансамбль «ИХТИС» исполняет православные песни народов мира на разных языках. Мы несем радость православия. Мы берем духовные народные песни, сохраняем аутентичный вокальный материал, но обрамляем его, чтобы получить пропуск в сердца молодежи. Мы всегда опасаемся притрагиваться к Священным текстам. Галя, Вы замахнулись! Вы готовы к тому, что теперь Ваша жизнь должна соответствовать? Неверующий художник не может писать иконы. Если Вы готовы соответствовать, Бог Вам в помощь, это верный путь. Если это просто хобби, я за Вас очень боюсь. Будьте осторожны.
Галина Босая: Я ничего не боюсь. Псалтирь обладает удивительной силой и художественной красотой. Это вечный жанр. Онеггер, Шенберг перекладывали псалмы на музыку. Губайдулина, Пярт, Волконский. Их тоже критиковали. «12 Священных Псалмов» я не брошу и свою группу я не брошу. Я делаю всё возможное и чувствую ответственность.
Борис Барабанов: У нас здесь есть представители прессы. Пожалуйста, вы можете задать свои вопросы.
Татьяна Цветковская, «Музыкальный клондайк»: Среди участников сегодняшнего круглого стола, к сожалению, нет представителей академического музыкального направления, хотя многое пришлось услышать об академической музыке. Меня очень смущает несколько раз прозвучавшее упоминание неоклассицизма. В истории музыки есть сложившееся представление о неоклассицизме, но у Вас, Галина, видимо, оно какое-то свое. Что Вы подразумеваете под словом «неоклассицизм»? И еще один вопрос хотелось бы задать: каковы критерии оценки духовной музыки?
Борис Барабанов: Если бы не было сразу довольно противоречивой реакции, мы бы здесь не собирались. Я считаю, что выбор остается за художником.
Галина Босая: Для меня неоклассицизм это синтез классики и новых музыкальных направлений. В самом деле, классику не просто слушать. Я недавно была в Концертном зале им. Чайковского на Си-минорной мессе Баха. Я получила огромное эстетическое удовольствие, но не могу себе представить, чтобы я исполняла псалмы в академическом стиле.
Фотографии предоставлены организаторами круглого стола
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-