Новости |
Фото Павла Семянникова
Музыка пяти столетий и три премьеры: итоги Х Дягилевского фестиваля
Юбилейный, десятый Международный Дягилевский фестиваль завершился традиционным концертом Фестивального оркестра. Расширенный состав оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил Шестую симфонию Густава Малера. Сначала в Перми, потом в Москве.
А до этого были 14 дней фестиваля, которые вместили в себя без малого 200 событий: 150 мероприятий в Фестивальном клубе событий, 20 — в рамках образовательной программы и 25 концертов и спектаклей. В общей сложности в основной программе фестиваля звучало более 70 часов музыки композиторов пяти столетий — от Чиприано де Роре до Леонида Десятникова.
Фото Павла Семянникова
Участники и гости фестиваля представляли более 12 стран мира, такие как: Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Россия, США, Франция, Швейцария и другие. Вот что пишут гости о фестивале в немецкой газете DEUTSCHLANDFUNK:
Во время холодной войны Пермь была недоступна для посетителей. Бывший центр советской военной промышленности в настоящее время является домом для одного из самых инновационных культурных фестивалей России – и не только! (…) То, что Курентзис предложил с 17 по 30 июня в промышленном городе, можно было бы увидеть не только в России, но и на фестивалях Западной Европы. (…) [Такую премьеру «Травиаты»] можно было бы ожидать в музыкальных театрах Зальцбурга, Мюнхена или Парижа. Но реакция общественности показала правоту создателей: Пермский оперный театр на всех спектаклях был заполнен до отказа. Это также относится и к другим событиям, которые были представлены в разных местах города Перми.
Фото Эдварда Тихонова
Более 14 тысяч человек стали свидетелями 16 концертов, 4 опер, 3 балетов, 2 выставок и поэтического вечера. В этом списке и мировые премьеры произведения Александра Хубеева Game over для двух струнных квартетов и фортепиано и хоровой оперы Tristia Филиппа Эрсана. Последняя — создана специально по заказу Пермской оперы. Либретто — стихи русских и французских заключенных, от гонимых гениев до безвестных самоучек. Среди авторов есть Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» и умер в тюремном лагере. Есть среди них и «узник совести» Варлам Шаламов, задокументировавший чувства и быт российских политических заключенных. Его текст во время премьеры читал Михаил Борисович Мейлах, бывший политзаключенным в Перми-36.
Фото Эдварда Тихонова
Открылся Дягилевский фестиваль 2016 премьерой оперы «Травиата» режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Работа такого мэтра, как Роберт Уилсон, сразу переводит любой театр в высшую лигу. Пермь получила эту возможность, когда от постановки отказался Королевский театр в Мадриде, перекроивший свои планы, после того как интендант Жерар Мортье в силу болезни был вынужден отойти от дел. Теодор Курентзис предложил Мортье и Уилсону поставить «Травиату» в России. Всегда благоволивший Перми Мортье дал согласие. Его светлой памяти и была посвящена премьера.
Фото Марины Дмитриевой
Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком, Роберт Уилсон создает театр, который принято называть формалистическим и абстрактным. У артистов непростая задача — удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (сценических движений немного, все мизансцены строго пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Критики единодушно называют пермскую «Травиату» главным оперным событием сезона, а исполнительницу заглавной партии Надежду Павлову — сверхновой (а значит очень яркой) звездой.
Фото Марины Дмитриевой
Впервые в рамках Дягилевского фестиваля состоялась образовательная программа, в которой приняли участие 45 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и даже из Китая. Мастер-классы пианистам давали Михаил Мордвинов и Полина Осетинская, скрипачам — Алина Ибрагимова, Томас Цейтмайер и Каролин Видман, дирижерам — Теодор Курентзис.
Фото Эдварда Тихонова
Во второй раз в этом году вручена Премия Дягилевского фестиваля для молодых критиков в области академической музыки и музыкального театра «Резонанс» (напомним, она была учреждена в 2014 году). Награды в 2016 году распределились следующим образом. Номинация «Лучший критический текст»: Премия I степени — не вручена; Премия II степени — текст Наталии Сурниной «Семь кругов ада в гостиничном номере»; Премия III степени — текст Аи Макаровой «Ломать — не строить. О спектакле Андрия Жолдака „Евгений Онегин“». Авторам достались памятные медали, дипломы и денежные призы в размере 75 000 и 50 000 рублей (премии II и III степени).
Фото Антона Завьялова
Событийный формат — Фестивальный клуб, — отлично зарекомендовавший себя в прошлые годы, во время десятого Дягилевского фестиваля расширился в три раза. В пространстве клуба и малого павильона-купола состоялось около 150 событий (в 2015-м — 60): лекции и обсуждения, творческие встречи и видеопоказы; была организована детская и семейная программы (около 400 детей и взрослых приняли в них участие). 150 человек занимались йогой, капоэйрой и бегом в Театральном сквере. Для зрителей работала кофейня на открытой веранде клуба, а партнер фестиваля — телеком-оператор «Дом.ru» — снабжал всех желающих бесплатным доступом в Интернет. Около 2500 фотографий с хэштегом #diaghilevfest напечатаны с помощью Инстапринтера. За 14 фестивальных дней на разных мероприятиях в клубе побывали более 12 500 человек.
Фото Павла Семянникова
Проект «Место встречи» поставил своего рода рекорд по взаимодействию с партнерами. Его программа была организована при участии 40 институций: культурно-образовательных учреждений, бизнеса, клубов по интересам и неформальных объединений.
12 экскурсоводов провели 26 бесплатных экскурсий по Театральному скверу для 315 участников, еще 110 любознательных пермяков приняли участие в экскурсиях от горожан в рамках проекта «Свое видение». Виртуальную экскурсию по Театральному скверу на платформе приложения Maugry скачали более 150 раз.
21 июня в частной филармонии «Триумф» состоялась презентация нового парфюма под названием εαρ 16 (с греч. «весна»), в создании которого принимал участие художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис.
Фото Марины Дмитриевой
Один из авторов парфюма швейцарский виолончелист Венсан Микотти, выступая перед собравшейся публикой, рассказал, как создавался новый аромат: от идеи до собственно ее воплощения; об его компонентах; почему были выбраны те или иные ноты: «Создание какого-либо аромата — это всегда очень важный процесс для меня, и не важно, создаю ли я сто флакончиков для продажи или это что-то созданное на заказ, как это было в случае с Теодором Курентзисом, который обратился ко мне.
Фото Марины Дмитриевой
Это действительно очень интересный процесс, поскольку маэстро не только великолепный и потрясающий музыкант, но и коллекционер духов». Парфюм εαρ 16 выпущен ограниченным тиражом (не более 80 флаконов). В Перми его можно приобрести в концептуальном магазине dress code (Ленина, 65) и концептуальном магазине PLACE (Советская, 28а). Вскоре парфюм появится и в Москве.
Фото Павла Семянникова
29 июня в фойе театра прошла официальная презентация первого российского издания мемуаров Жерара Мортье «Драматургия страсти». Жерар Mортье (1943—2014) — один из главных героев оперной сцены рубежа ХХ—XXI веков. В разные годы интендант брюссельского Королевского театра Монэ (Théâtre royal de la Monnaie), Парижской оперы (Opéra de Paris), мадридского Королевского театра (Teatro Real), Зальцбургского фестиваля, основатель и руководитель фестиваля RUHRtriennale, человек, создавший музыкальный театр таким, каким мы его знаем сегодня. В 2014 году Международное жюри Премии Дягилева присудило награду Жерару Мортье посмертно — за огромный вклад в искусство и за выдающуюся роль в развитии музыкального театра. Денежный фонд премии был направлен на издание русской версии его мемуаров.
Книга «Драматургия страсти» (Dramaturgie d'une passion, Paris, Christian Bourgois éditeur), опубликованная впервые по-французски в 2009 году, — манифест легендарного интенданта. Мортье излагает свое видение оперного жанра, вспоминает важнейшие этапы карьеры, формулирует принципы художественной политики ведущих музыкальных театров и фестивалей Европы. На русском языке книга вышла впервые. Перевод подготовил Борис Игнатов, драматург, критик и соратник Мортье. В русское издание включены эссе о Жераре Мортье, написанные его соратниками — Теодором Курентзисом, Питером Селларсом, Дмитрием Черняковым, а также интервью Жерара Мортье российским критикам. Книга вышла тиражом 500 экземпляров, и ей заранее прочат славу библиографической редкости. Приобрести книгу можно будет в Пермском театре оперы и балета, а также в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы.
Фото Антона Завьялова
Точкой двухнедельного музыкально-театрального марафона в Перми уже по традиции стала Симфония Густава Малера, в этом году Шестая, в исполнении Фестивального оркестра. Специально для этого к коллективу musicAeterna присоединились 60 выдающихся солистов из лучших европейских оркестров. За дирижерский пульт встал маэстро Курентзис. А после Х Дягилевский фестиваль впервые вышел за рамки Перми. В Москве музыканты исполнили Шестую симфонию Малера в Большом зале консерватории.
Фото Антона Завьялова
«В отмеченном штампом коммерции искусстве Теодор Курентзис играет с неповторимым стилем, самоотдачей и со смелостью идет на артистический риск», — отметили учредители престижной премии KAIROS, присужденной музыканту в 2016 году. И это отмечают как публика, так и критики. Маэстро уже признали мастером интерпретации Рихарда Вагнера, тому подтверждение — работа над одной из главных премьер фестиваля RUHRtriennale осенью 2015 года, оперой «Золото Рейна».
Фото Эдварда Тихонова
Логичным продолжением выглядит работа Курентзиса над произведениями Малера: этих двух композиторов исследователи нередко сравнивают, приходя к выводу, что Малер во многом преемник Вагнера: и в способах полифонизации, и в развитии, и даже в оркестровке — расширяет состав оркестра и вводит дополнительные «инструменты» (например, наковальни в Вагнеровском «Золоте Рейна» и молоты в Шестой симфонии Малера).
Фото Эдварда Тихонова
Х Дягилевский фестиваль завершился. Впрочем, напомним, его эхо в России услышат в конце лета: с 16 августа в кинотеатрах страны начнутся показы видеоверсии «Травиаты» Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона.
Работа над программой, которой фестиваль будет удивлять зрителей в следующем году, уже началась. Одиннадцатый Международный Дягилевский фестиваль пройдет в Перми с 10 по 21 мая 2017 года.
Ирина Колесникова
Фотографии предоставлены пресс-службой
Пермского театра оперы и балета
Анонсы |
-17.03.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-