• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.06.2019

Карельский пленник

Карельский пленник

Наталья – Дарья Батова, Тётка – Маргарита Чемдуж.

Редкий случай, когда региональный театр чувствует необходимость иметь в репертуаре оперу, созданную на национальном материале, связанную с историей края, и воплощает задуманное с нуля. По заказу Музыкального театра Республики Карелия композитор Илья Кузнецов написал оперу «Карельский пленник». Либретто по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» создала Ольга Погодина-Кузмина. В середине ноября 2018 года состоялась премьера. Режиссёр-постановщик – Александр Петров. Художник-постановщик – Вячеслав Окунев. Дирижёр-постановщик – Анатолий Рыбалко.

В издательском проекте М. Горького «История фабрик и заводов» Паустовский написал о петрозаводском Александровском пушечном заводе. Книга вышла в свет в 1933 году. Судьба вымышленного главного героя - Шарля Лонсевиля - оказалась востребованной спустя 85 лет. Повесть превратилась в оперу.

Сюжет движим любовью. Пленённый в 1812 году, Лонсевиль попал в Петрозаводск и как инженер-литейщик пригодился на пушечном заводе. Невеста городничего Каменского, Наталья, несмотря на то, что Лонсевиль во время отступления наполеоновского войска невольно убил её брата, по-христиански прощает его. Её разговоры с французом рождают ревность Каменского. Когда она отказывается выходить за грубого городничего замуж, он видит причину в склонности к Лонсевилю. Каменский мстит, поджигая его жилище, где лежит подписанный Александром I указ об освобождении пленника. Желая спасти бумагу, Лонсевиль бросается в дом, на него обрушивается горящая балка и он умирает.

Композиционно спектакль выстроен как чередование эпизодов, отделённых друг от друга микроинтермедиями. Каждую картину предваряет пантомима. Её разыгрывают две танцовщицы в костюмах птиц, изображающие то, что предстанет в следующей сцене. Это привносит в действие элемент символического толкования происходящего. Танцы птиц сопровождаются мелодией древнего карело-финского инструмента кантеле. Мелодическая линия кантеле придаёт музыке в эти моменты национальный колорит.

Поскольку именно театр стал инициатором создания оперы, И. Кузнецов сочинял музыку и вокальные партии с учётом возможностей труппы. Например, хор, качество пения которого находится на высоком профессиональном уровне (хормейстер – А. Зорин), выполняет заметную роль. Ему отведено много сцен и доверен эффектный финал – молитва по умершему Лонсевилю, исполняемая a cappella. Артисты при этом находятся на верхнем ярусе, что создаёт впечатляющий акустический эффект.

Карельский пленник

Ламсдорф – Александр Дьяков, Армстронг - Вадим Мокин.

Музыкальный материал, предложенный для главного героя, предполагает вариативность трактовок. Лонсевиля в разных составах поют баритон П. Назаров и тенор Ч. Кадыров. Для них предусмотрены различия в партиях. Каждый исполнитель создаёт свой образ. Лонсевиль Назарова дерзок и порывист, это максималист и борец. У Кадырова он подвержен душевным мукам от несправедливости происходящего, рефлексирует и страдает, а его протест – реакция интеллектуала на попрание идеалов Великой французской революции.

Каменский – гротескная фигура в опере, неустойчивый и слабый психически тип. Этот персонаж то пьян и раздражён, то взвинчен и уязвлён.  Такое прочтение роли предлагает И. Макаров. Его герой – неудачник и истерик. Каменский В. Хавренка более сдержан в проявлении эмоций и как будто догадывается, что он не пара для Натальи. От этого его любовная драма наполнена не муками оскорблённого самолюбия, а страданием. Надо отдать должное как вокальному, так и актёрскому мастерству обоих исполнителей. Каждый убедителен в своей трактовке.

Главный женский образ – Наталью – тоже можно назвать карельской пленницей. Слишком уж не соответствует её чувствительная натура провинциальной среде обитания. Героине дана проникновенная музыкальная тема: народная песня «Отлетала лебёдушка», полная тоски и осознания собственной неприкаянности. От клина лебединого отлетела, а пристав к стаду гусей, не стала среди них своей. Обе исполнительницы этой партии, Д. Батова и Н. Ландовская, глубоко проживают роль, поют вдохновенно и драматично.

Судьба Шарля Лонсевиля, благодаря Музыкальному театру, выражена в музыке. Насколько постановка отвечает эстетическим ожиданиям публики, можно будет судить через некоторое время, ибо оперный жанр, пожалуй, самый несуетный среди возможных. Зачастую произведение раскрывается в полной мере не сразу. Новая опера – редкая птица в театральном пространстве. Поэтому большим достижением всего творческого коллектива можно считать, что она появилась и начала сценическую жизнь.

Лариса КУЧАНСКАЯ

Фото Виталия ГОЛУБЕВА

Материал предоставлен пресс-службой Музыкального театра Республики Карелия

05.06.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей